kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Любовная лирика А. С. Пушкина.

Оформление урока: Репродукция женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.

Цель урока: Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня;  создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Эпиграф:                                                          Любви все возрасты покорны,

                                                                            Её порывы благотворны…

                                                                                                                  А.С.Пушкин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика А.С.Пушкина »

Методическая разработка урока по литературе

Преподаватель: Зубова А.Ю.


Тема: Любовная лирика А. С. Пушкина.

Оформление урока: Репродукция женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.

Цель урока: Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Эпиграф: Любви все возрасты покорны,

Её порывы благотворны…

А.С.Пушкин

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Любовь – источник поэзии.

«Что движет Солнце…»

Любовь и поэзия – родные сёстры.

Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину - «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдет речь о том, « Что движет Солнце?»

-Что же?

«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…»- утверждает поэт.

Любовь – вот что движет Солнце.

Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии.

Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому поколению. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастёт, не отворите его – явись хоть второй Пушкин».

- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – «отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.

2.Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

- Какое чувство осталось после прочтения?

История создания стихотворения (индивидуальное задание)

-Как вы думаете, почему А. С. Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне? ( Да потому что «сердце вновь горит»)

-А теперь давайте вернемся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска?» ( Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь по выражению Гоголя, всё просто: « мне грустно и легко», «унынья моего никто не мучит»…)

-Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство.)

- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит – горит, мгла – грусть.)

- Почему сердце «не любить не может»?

- Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

3. «Любовь – мелодия».

Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Белинский: «Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.

Чайковский: «…в самом стихе…есть что – то проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка»

Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.

- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», « Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».

Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия».

4. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

- Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шёпот старины болтливой,

Рукою верной я писал…

Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.

Сообщение 1.

В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сёстрами Софьей и Ольгой Потоцкими. ЮныеПотоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знаменитого рода. Это предание о любви хана Керим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820 года из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинномпамятнике влюбленного хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».

Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви» (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у фонтана слёз»).

Чтение учащимся наизусть стихотворения «Фонтан любви»

За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

Сообщение 2(на фоне видеосюжета «Тригорское»)

Ранней весной 1819 года в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как–то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви!

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

Учитель:

Правда, сейчас есть статьи, авторы которых пытаются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Например, К. П. Викторова в статье «Прощание с легендой» утверждает, что это и другие стихотворения Пушкин посвятил императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра 1.

А стоит ли прощаться с легендой? Так ли важно, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих стихотворениях женщину.

Сопоставим портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий её.

В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали.

На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта.Это ещё раз доказывает слова М. Н. Волконской, что Пушкин «поэтизировал всё, что видел».

С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй.

(Звучит романс)

Сообщение 3.Москва, 1826год.

Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем 1. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской – Корсаковой, Ушаковой, Урусовой. (Видеосюжет «Дом №53 на Арбате»).

На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлеченный хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован…

Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.

Сообщение 4. Петербург. А. Оленина.

Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают гению. Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев. Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.


Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Олениной посвятил Пушкин стихи: «её глаза», «Увы», «Язык любви болтливый», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника.

Я вас любил, любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: « …дай вам Бог любимой быть другим…»

А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?»- ответила: « С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.

Сообщение 5. «Чистейшей прелести чистейший образец» Н. Гончарова.

Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадежного человека. 6 мая 1830 года состоялась помолка. Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всем облике есть что – то поэтическое».

Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.

Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…

Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина». (Видеосюжет из Лавры А. Невского).

4. Выводы. Подведение итогов.

Литература:

1.Басина М. Жизнь Пушкина: Документально – художественные повести. СПб.: Азбука. Пушкинский фонд,1999.

2. Кузнецова А. Моя Мадонна. М., 1996.

3. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека учителя – словесника. М.:ГИЦ «Владос», 1999.

.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Любовная лирика А.С.Пушкина

Автор: Зубова Анна Юльевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства