Оформление урока: Репродукция женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.
Цель урока: Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Эпиграф: Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…
А.С.Пушкин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика А.С.Пушкина »
Методическая разработка урока по литературе
Преподаватель: Зубова А.Ю.
Тема: Любовная лирика А. С. Пушкина.
Оформление урока: Репродукция женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.
Цель урока: Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Эпиграф: Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…
А.С.Пушкин
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Любовь – источник поэзии.
«Что движет Солнце…»
Любовь и поэзия – родные сёстры.
Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину - «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдет речь о том, « Что движет Солнце?»
-Что же?
«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…»- утверждает поэт.
Любовь – вот что движет Солнце.
Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии.
Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому поколению. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастёт, не отворите его – явись хоть второй Пушкин».
- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – «отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.
2.Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»
Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Никто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
- Какое чувство осталось после прочтения?
История создания стихотворения (индивидуальное задание)
-Как вы думаете, почему А. С. Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне? ( Да потому что «сердце вновь горит»)
-А теперь давайте вернемся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска?» ( Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь по выражению Гоголя, всё просто: « мне грустно и легко», «унынья моего никто не мучит»…)
-Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство.)
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит – горит, мгла – грусть.)
- Почему сердце «не любить не может»?
- Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)
Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
3. «Любовь – мелодия».
Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Белинский: «Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
Чайковский: «…в самом стихе…есть что – то проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка»
Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», « Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».
Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия».
4. Сообщения учащихся об адресатах лирики.
- Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.
Сообщение 1.
В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сёстрами Софьей и Ольгой Потоцкими. ЮныеПотоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знаменитого рода. Это предание о любви хана Керим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.
В сентябре 1820 года из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинномпамятнике влюбленного хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».
Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви» (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у фонтана слёз»).
За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.
Сообщение 2(на фоне видеосюжета «Тригорское»)
Ранней весной 1819 года в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Через 6 лет летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как–то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви!
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».
Учитель:
Правда, сейчас есть статьи, авторы которых пытаются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Например, К. П. Викторова в статье «Прощание с легендой» утверждает, что это и другие стихотворения Пушкин посвятил императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра 1.
А стоит ли прощаться с легендой? Так ли важно, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих стихотворениях женщину.
Сопоставим портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий её.
В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали.
На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта.Это ещё раз доказывает слова М. Н. Волконской, что Пушкин «поэтизировал всё, что видел».
С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй.
(Звучит романс)
Сообщение 3.Москва, 1826год.
Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем 1. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской – Корсаковой, Ушаковой, Урусовой. (Видеосюжет «Дом №53 на Арбате»).
На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлеченный хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.
Когда я вижу пред собой
Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован…
Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.
Сообщение 4. Петербург. А. Оленина.
Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают гению. Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев. Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Олениной посвятил Пушкин стихи: «её глаза», «Увы», «Язык любви болтливый», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника.
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: « …дай вам Бог любимой быть другим…»
А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?»- ответила: « С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.
Сообщение 5. «Чистейшей прелести чистейший образец» Н. Гончарова.
Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадежного человека. 6 мая 1830 года состоялась помолка. Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всем облике есть что – то поэтическое».
Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.
Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…
Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина». (Видеосюжет из Лавры А. Невского).
4. Выводы. Подведение итогов.
Литература:
1.Басина М. Жизнь Пушкина: Документально – художественные повести. СПб.: Азбука. Пушкинский фонд,1999.
2. Кузнецова А. Моя Мадонна. М., 1996.
3. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека учителя – словесника. М.:ГИЦ «Владос», 1999.