Просмотр содержимого документа
«Любовь к малой родине в стихотворениях Б.Т. Примерова»
Любовь к малой родине в стихотворениях Б.Т. Примерова
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, выявить особенности образов природы в стихотворениях Б.Т. Примерова, понять настроение, чувства поэта в описании родины, пробудить интерес к поэзии у учащихся, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений.
Задачи:
Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение при помощи художественных средств в стихотворениях;
Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков;
Воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: ИКТ - презентация: портреты Б.Т. Примерова, С.Г. Макрицкого, В.А. Кравченко, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
И поныне горжусь я тем небом И землёй, где за облаком лет, Кроме запаха русского хлеба, Никаких больше запахов нет...
Звучит классическая музыка
Слово учителя:
Так искренне, патриотично говорит Борис Примеров о своей малой родине, нашей родной станице Мечетинской.
Что значит Родина? Родина — это страна, где родился человек, его родной город или село, его родители, друзья, а также природа. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, ему всегда будит сниться дом, где он родился и вырос. У каждого своя Родина, и это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано. Как хочется вернуться туда, отдохнуть, набраться сил.
Наша родина - Донскойкрай. Бескрайние степные просторы, которые красивы в любое время года, но особенно летом. Какое это удовольствие растянуться на мягкой травке, прижаться к родной земле и слушать шепот ковыля, шум реки, вдыхать невероятно богатый аромат разнотравья.
Это наша земля, ее бескрайние поля и степи взрастили талантливого, самобытного поэта Бориса Терентьевича Примерова. И на сегодняшнем уроке мы будем постигать красоту его неповторимого слова, прикоснемся к его богатому поэтическому миру.
III. Работа по теме урока.
Сообщение ученика:
Борис Терентьевич Примеров родился 1 июля 1938 года в станице Матвеево-Курганская Ростовской области, в семье потомственных знатных казаков. Детство провел на Дону, среди трав и птиц, сказок и казачьих преданий. С детства ему открывались радость природы, богатство южнорусского фольклора, пения, сказок. Он рос во времена, когда устная поэзия еще жила в народе, когда «любой сельский человек... почитал природу такой же живой и так же разумно действующей, как он сам». Отсюда у поэта столь метафорическое восприятие мира. В это время он начинает писать первые стихи.
Я Русь люблю! А кто не любит?!
Но я по-своему и так,
Что слышат всю Россию люди
На песенных моих устах.
Я к Дону вышел и отныне
В неподражаемом числе
Необходим я, как святыня,
Одной - единственной земле.
Затем пришло время книг, образования, время дружбы.
Так случилось однажды в Ростове-на-Дону, когда на трибуну большого вечера поэтов вышел совсем юный паренек, рабочий с Ростсельмаша, Борис Примеров и стал читать стихи... Все сразу увидели, что на трибуну вышел настоящий поэт”.
После Борис Примеров учился в Литературном институте. Первый сборник стихов вышел на Дону в 1964 году — «Синевой разбуженное слово». А в 1968-м. был принят в Союз писателей СССР. Поэт В.Цыбин сказал, что Примерова “Бог поцеловал на творчество”.
Всю жизнь собирал редкие книги по истории России. Этот природный, влюбчивый человек был величайший книжник, знаток русской истории и русской культуры, почти все свои деньги тративший на редкие издания. Его жизнь как бы и делилась на две части, о чем он сам писал.
«В первой, воплощенной в образе донской, утопающей в разнотравье степи я увидел пролетавшего надо мною шмеля. Его путь был так чист, оставлял за собой такой гудящий след, что я пошел без оглядки по этому следу, по его свежему следу ориентируясь во времени и пространстве.
Вторую половину я прожил среди книг. Среди замечательных старых энциклопедий, полузабытых и забытых исследований отечественной литературы».
Учитель: Дома вы познакомились со стихами Бориса Примерова. На уроке мы с вами постараемся понять, увидеть поэтическую красоту его слова. Скажите, отражение каких вечных тем удалось найти в его стихотворениях?
Ответы учащихся:
Тема Родины, России
Тема природы
Тема любви
Тема памяти
Раздумья о предназначении поэта на Земле, о патриотизме русских людей, о героическое прошлом...
Учитель: А сейчас предлагаю прослушать два стихотворения “Холодный сон - снега России” и “Я Русь люблю! А кто не любит?!” (читают стихи заранее подготовленные учащиеся)
Учитель: Как вы думаете, что их объединяет?
Ответы учащихся: Их объединяет тема. В этих стихах Борис Примеров говорит о любви к своей стране. Он признается в том, что не представляет своей жизни без России.
Я умер бы от ностальгии,
Когда бы здесь я и не жил...
Учитель: Большой цикл стихов Борис Примеров Посвятил своей любимой станице. О своей маленькой родине, живя в Москве, он всегда вспоминал с нежностью.
Сегодня мы познакомимся с картинами Сергея Григорьевича Макрицкого. Художник был лично знаком с семьей Примерова, особенно с его братьями Михаилом и Евгением.Он написал пейзажи Мечетинской. Здесь Примеров жил, творил, черпал вдохновение. А теперь перейдем к другим картинам. Их автор - Кравченко Виктор Алексеевич - учитель ИЗО Мечетинской средней школы. Он написал портрет Бориса Примерова, несколько пейзажей родной станицы Мечетинской и нашего Донского края.
А теперь предлагаю зачитать произведения Бориса Примерова о нашей станице.
Мне бы жить в родительской усадьбе У незатворённого окна И такую песню написать бы, Чтоб в неё поверила она: Всеми днями, всеми вечерами, Взглядом молодым из-под руки На простор, который голосами Подожгли на зорьке петухи. Мне бы жить безвыездно в Мечётке, Девушку нехитрую любить За неторопливую походку, За уменье голову кружить... Мне бы жить без вкрадчивого горя У реки неслыханных красот, У реки великой, по которой На Москву уходит пароход.
Ода хлебному запаху
Я родился под выжженным небом На земле, где на тысячи лет, Кроме запаха трудного хлеба, Никаких больше запахов нет.
Этим запахом время кричало, О сердца высекало огонь И руками корявыми брало За широкие крылья гармонь.
В каждой клавише пелось про жито, И мотив оперялся и креп. Ничего на земле не забыто, Но особенно — горестный хлеб.
Доставалась горбом мне горбушка, Но была до чего же вкусна Малость самая, крошка, осьмушка, Что порой выделяла страна.
Не заиграна эта пластинка, Эта музыка вечна всегда. Вдруг прихлынет, придет из глубинки Что-то дальнее к нам в города.
Трудный хлебушек, промысел древний, И пускай мыслю якобы в лоб, Но скажу я, что нашей деревне И всему голова — хлебороб.
Царь-девица — великое жито, Государыня-матушка — степь. Ничего нами здесь не забыто, Но особенно все-таки — хлеб.
И поныне горжусь я тем небом И землей, где за облаком лет, Кроме запаха русского хлеба, Никаких больше запахов нет.
Учитель: Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Ода хлебному запаху»? Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало?
Ответы учащихся: Это стихотворение звучит очень патриотично. В нем поэт с такой гордостью, уважением, трепетом, говорит о родной земле, о главном богатстве Донского края, о хлебе. Когда я слушал это стихотворение, я представлял бескрайние пшеничные поля, уборочную страду. Когда читаешь это стихотворение, кажется, будто ты ощущаешь запах свежеиспеченного хлеба.
Ничего нами здесь не забыто, Но особенно все-таки — хлеб.
И поныне горжусь я тем небом И землей, где за облаком лет, Кроме запаха русского хлеба, Никаких больше запахов нет.
Учитель: Стихи поэта-земляка помогают нам понять и увидеть прекрасное в жизни, учат непреходящим жизненным ценностям: совести, чести, долгу, любви, дружбе...
IV.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
Наш урок сегодняшний - это еще одно доказательство того, что творческое наследие Бориса Примерова помнят и знают на его маленькой родине. Среди замечательных, прославивших станицу Мечетинскую имен, имя Бориса Примерова стоит особо.
В год 60-летия поэта улица, где жила семья Примерова, где была родительская усадьба, о которой с такой теплотой в своих стихах писал поэт, переименована в улицу имени БЛримерова.
С 1998 года ежегодно в станице Мечетинской в первую субботу июля проходит литературный праздник “Поющее лето” при активном участии Ростовской областной организации союза писателей России, творческих союзов Дона, коллективов художественной самодеятельности Ростова и области.
Творчество Бориса Примерова продолжает волновать читателей, композиторов и кинематографистов Дона. На его стихи написало много песен, снят документальный фильм.
Решением главы Мечетинской администрации В.А.Янковича на здании местной школы установлена мемориальная доска.
Самобытный национальный поэт России Борис Терентьевич Примеров оставил нам свое поэтическое наследство: более двадцати сборников стихов.
V. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение Б.Т. Примерова наизусть (по выбору).
2. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.