kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес Островского А. Н "Бедность не порок" и "Бесприданница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес « Бедность не порок» и « Бесприданница»

Цель урока. Понаблюдать как раскрывается тема любви в пьесах Островского, дать оценку прочитанному, оценить мастерство Островского. (слайд 2)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя

Сегодня мы продолжим говорить о замечательном художнике – Александре Николаевиче Островском.

В его облике нет ни капли возвышенного ( слайд 3): спокойно сидит Островский в шубейки на беличьем меху, запечатлённый точной кистью В.Петрова, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающийся в нём горячей внутренней жизни…

Островский – драматург, а значит, как художник обручен с самой объективной и безличной формой литературы: его герои – это вовсе не он сам, хотя бы  и в первозданном искусством виде. Чужие волнения, страсти. Ни слова о себе, о своих близких, о лично: такова участь драматического писателя. Островский приоткрывается нам в своих комедиях и драмах ничуть ни  больше, чем Шекспир в «Отелло» или «Макбете». В его пьесах нет лиц, в которых мы узнаем бы автора (73 пьесы)

Удивительно ровная жизнь, как вехами (1823-1886) отмеченная лишь названиями новых и новых пьес. Его высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторги как Достоевского. Он не участвовал в сражениях как Толстой. он не был убит на дуэли, как Лермонтов. Он не покинул, подобно яснополянскому мудрецу, своё родовое поместье, напротив, на склоне лет он выкупил у мачехи сельцо Щёлоково и умер там в круги семьи 63 лет от роду.

Казалось бы «жизнь ровная, лишенная громких событий и, по- видимости, малоинтересная.

Но может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь, как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради неё готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд? Важно открыть внутренние, духовное напряжение этой жизни, и тогда мы согласимся, что эта судьба полна интереса и поучительна не менее одной судьбы богатой круговоротом событий, страстей и перемен.

Сегодня мы поговори о пьесах «Бедность не порок» и «Бесприданница». Нас волнует одна обща тема – тема любви. (слайд 4 )

Эпиграф

Жить – значит любить,

Любить – значит страдать.

В. Маяковский

  1. Проверка домашнего задания. (слайд5)
  1. К какому роду литературы относятся драматические произведения?
  2. Что называется комедией?
  3. Что такое сюжет?
  4. Каков сюжет драмы?
  5. Кто, на ваш взгляд, является главным героем произведения? Почему?
  6. Почему поэт Григорьев утверждал, что Любим Торцов – читая душа?
  7. Как развиваются взаимоотношения Любови Григорьевны и Мити?

 

  1. Инсценировка  (слайд 6)
  2. Рассказ о патриархальной жизни и устоявшемся быте ( индивидуальное задание)
  3. Беседа по вопросам. (слайд 7)
  1. Кто вмешивается в размеренный быт жизни?
  2. Что мы узнаём о Коршунове?
  3. Почему Любовь Григорьевна согласилась выйти замуж?
  4. Почему произошел конфликт между Коршуновым и Гордеем Карповичем?
  1. Чтение по ролям
  2. Беседа по вопросам
  1. Почему так легко Гордей Карпович выдаёт замуж дочь за Митю?

 

  1. Выводы
  2. Слово учителя.

Переходим к драме «Бесприданница»

  • Кого на Руси называли бесприданницами и почему?
  1. Беседа по произведению (анализ таблицы), индивидуальное задание. (слайд 9)

 

  1. Беседа по вопросам (слайд 10) 
  2. Как эти герои относятся к Ларисе?
  3. Почему не делают её счастливой?
  4. Кто из них влюблён по-настоящему в Ларису?

 

  1. Инсценировка (слайд 11)
  2. Звучит романс «Ах, не любил он…»
  3. Беседа по вопросам
  1. Что вы узнали из этого эпизода?
  2. Каково отношение Паратова к Ларисе?
  3. Чего ждёт Лариса от Паратова?

 

  1.  Чтение по ролям
  2. Просмотр отрывка из фильма «Жестокий романс»
  3. Слова учителя (слайд 13)

Воля, свобода, решетка…

Вздрогнула, когда раздался выстрел.

Смотрит на мостовую.

Кружиться голова.

Пистолет, бутафорское оружие…

  1. Анализ слайда  12
  2. Слова учителя

Лариса – произносила монолог о смерти. Ей эта смерть досталась. Допета печальная песня Ларисы, прерван грустный романс, словно птица с подбитым крылом металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини – это трагедия одинокой души. В жизни она не узнала настоящей любви. Судьбы у героинь Островского разные.

  1. Звучит музыка( слайд 14)
  2. Художественные особенности пьес (индивидуальные задания). Исследовательская работа (слайд 15)
  3. Итоги урока
  4. Тестовая работа
  5. Домашняя работа.
  • Развёрнутый ответ на вопрос: « Что вам представляется самым важным в жизни с позиции наших дней?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес Островского А. Н "Бедность не порок" и "Бесприданница" »

Тема урока. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес « Бедность не порок» и « Бесприданница»

Цель урока. Понаблюдать как раскрывается тема любви в пьесах Островского, дать оценку прочитанному, оценить мастерство Островского. (слайд 2)

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя

Сегодня мы продолжим говорить о замечательном художнике – Александре Николаевиче Островском.

В его облике нет ни капли возвышенного ( слайд 3): спокойно сидит Островский в шубейки на беличьем меху, запечатлённый точной кистью В.Петрова, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающийся в нём горячей внутренней жизни…

Островский – драматург, а значит, как художник обручен с самой объективной и безличной формой литературы: его герои – это вовсе не он сам, хотя бы и в первозданном искусством виде. Чужие волнения, страсти. Ни слова о себе, о своих близких, о лично: такова участь драматического писателя. Островский приоткрывается нам в своих комедиях и драмах ничуть ни больше, чем Шекспир в «Отелло» или «Макбете». В его пьесах нет лиц, в которых мы узнаем бы автора (73 пьесы)

Удивительно ровная жизнь, как вехами (1823-1886) отмеченная лишь названиями новых и новых пьес. Его высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторги как Достоевского. Он не участвовал в сражениях как Толстой.. он не был убит на дуэли, как Лермонтов. Он не покинул, подобно яснополянскому мудрецу, своё родовое поместье, напротив, на склоне лет он выкупил у мачехи сельцо Щёлоково и умер там в круги семьи 63 лет от роду.

Казалось бы «жизнь ровная, лишенная громких событий и, по- видимости, малоинтересная.

Но может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь, как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради неё готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд? Важно открыть внутренние, духовное напряжение этой жизни, и тогда мы согласимся, что эта судьба полна интереса и поучительна не менее одной судьбы богатой круговоротом событий, страстей и перемен.

Сегодня мы поговори о пьесах «Бедность не порок» и «Бесприданница». Нас волнует одна обща тема – тема любви. (слайд 4 )



Эпиграф

Жить – значит любить,

Любить – значит страдать .

В. Маяковский


  1. Проверка домашнего задания. (слайд5)

  1. К какому роду литературы относятся драматические произведения?

  2. Что называется комедией?

  3. Что такое сюжет?

  4. Каков сюжет драмы?

  5. Кто, на ваш взгляд, является главным героем произведения? Почему?

  6. Почему поэт Григорьев утверждал, что Любим Торцов – читая душа?

  7. Как развиваются взаимоотношения Любови Григорьевны и Мити?



  1. Инсценировка (слайд 6)

  2. Рассказ о патриархальной жизни и устоявшемся быте ( индивидуальное задание)

  3. Беседа по вопросам. (слайд 7)

  1. Кто вмешивается в размеренный быт жизни?

  2. Что мы узнаём о Коршунове?

  3. Почему Любовь Григорьевна согласилась выйти замуж?

  4. Почему произошел конфликт между Коршуновым и Гордеем Карповичем?

  1. Чтение по ролям

  2. Беседа по вопросам

  1. Почему так легко Гордей Карпович выдаёт замуж дочь за Митю?



  1. Выводы

  2. Слово учителя.

Переходим к драме «Бесприданница»

  • Кого на Руси называли бесприданницами и почему?

  1. Беседа по произведению (анализ таблицы), индивидуальное задание. (слайд 9)

Мать

Харита Игнатьевна

Крунов,

Вожеватов

Жених Карандышев

Герои

Возлюбленный Паратов

Невеста Лариса



























  1. Беседа по вопросам (слайд 10)

  1. Как эти герои относятся к Ларисе?

  2. Почему не делают её счастливой?

  3. Кто из них влюблён по-настоящему в Ларису?



  1. Инсценировка (слайд 11)

  2. Звучит романс «Ах, не любил он…»

  3. Беседа по вопросам

  1. Что вы узнали из этого эпизода?

  2. Каково отношение Паратова к Ларисе?

  3. Чего ждёт Лариса от Паратова?



  1. Чтение по ролям

  2. Просмотр отрывка из фильма «Жестокий романс»

  3. Слова учителя (слайд 13)

Воля, свобода, решетка…

Вздрогнула, когда раздался выстрел.

Смотрит на мостовую.

Кружиться голова.

Пистолет, бутафорское оружие…

  1. Анализ слайда 12

  2. Слова учителя

Лариса – произносила монолог о смерти. Ей эта смерть досталась. Допета печальная песня Ларисы, прерван грустный романс, словно птица с подбитым крылом металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини – это трагедия одинокой души. В жизни она не узнала настоящей любви. Судьбы у героинь Островского разные.

  1. Звучит музыка( слайд 14)

  2. Художественные особенности пьес (индивидуальные задания). Исследовательская работа (слайд 15)

  3. Итоги урока

  4. Тестовая работа

  5. Домашняя работа.

  • Развёрнутый ответ на вопрос: « Что вам представляется самым важным в жизни с позиции наших дней?»






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Игнатушина Людмила Александровна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства