Литературный интеллектуально - познавательный ринг "Сказы из малахитовой шкатулки"
Литературный интеллектуально - познавательный ринг "Сказы из малахитовой шкатулки"
Цели: Через творчество П. П. Бажова пробудить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.
2. Прививать любовь к чтению.
3. Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
4. Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.
2. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Книги П. П. Бажова.
- Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)
Верно, это - Павел Петрович Бажов.
(На экране появляется слайд с портретом писателя.)
Ведущий 2. Его друзья писатели говорили о нем так:
Ведущий 1. • «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»
Ведущий 2. • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
Ведущий 1. • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
Ведущий 2. На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Дорогие ребята! Сегодня у нас встреча, посвященная творчеству П. П. Бажова.
Ведущий 1. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники. В семье мастера одного из таких заводов 28 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.
Ведущий 2. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр. С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.
Ведущий 1.Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу.
Ведущий 2. Он пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, сталеваров, литейщиков, оружейников, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Так накапливался запас живых и непосредственных наблюдений, который позднее стал основой всего творчества писателя. Вскоре Бажов серьёзно увлёкся марксизмом, поэтому принял Октябрьскую революцию, добровольцем ушел на фронт, став участником гражданской войны. В мирное время он начинает работу в “Крестьянской газете”, в качестве журналиста путешествует по Уралу и печатает очерки и статьи. В 1924 году выходит его первая книга, а через 15 лет появляется сборник “Малахитовая шкатулка”, который пополняется все новыми и новыми сказами. Книга принесла автору всемирную славу. За нее Павел Петрович Бажов удостоен Государственной премии.
На Урале, что ни слово, Что ни речь – то целый клад! Сказы дедушки Бажова Знает нынче стар и млад!
Ведущий 1.Главные темы “Малахитовой шкатулки” - это темы мастерства, счастья и человеческого достоинства. В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, которая вдохновляет человека на творчество. Малахитница не только оберегает свои сокровища, она является хранительницей секретов высокого мастерства и олицетворяет вечную творческую неудовлетворенность. Хозяйка Медной горы никому не приносит покоя. Она освобождает молодого рудокопа Степана от цепей, показывает несметные богатства в своих владениях, избавляет юношу и его невесту от крепостной зависимости, награждает Степана за честность и бескорыстие волшебными драгоценностями, но лишает радости и счастья. Степан остался равнодушным к ее приданому, но слезы грозной Хозяйки Медной горы, ее волнение и человеческие чувства пробуждают ответную любовь в его душе.
Ведущий 2: Ребята, а какие сказы вам запомнились?
Ответы детей
1.«Серебряное копытце».
2. «Огневушка – Поскакушка».
3. «Голубая змейка»
4. «Медной горы Хозяйка».
5. «Малахитовая шкатулка».
6. «Каменный цветок»
7. «Синюшкин колодец».
Ведущий 1: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказ дверь нам отвори!
(Звучит русская народная музыка).
Ведущий 2.: Вот мы и в сказке. А куда же мы попали? Давайте попробуем разгадать. А поможет нам моя шкатулочка.
1 задание Конкурс загадок и шарад
Отгадайте загадки, отгадки найдёте в сказах Бажова:
Залежи в недрах, леса и поля,
Кормит и поит родная ….
(земля)
В глубинах гор, чудесных гор
Гудит руда, звенит хрусталь,
В палитре огнецветных зорь
Пылают золото и сталь. Что это за горы?
(Уральские горы)
Путь его далёк и долог
Ищет залежи …
(геолог)
Он был когда – то деревом могучим
И трепетал весёлою листвой.
Теперь лежит в земле чернее тучи –
Лежит окаменевший, неживой…
Но прошлой жизни он хранит следы
И нужен людям, как глоток воды.
(каменный уголь)
А этот – прозрачнее льдинки
И даже прохладен, как лёд…
Разрезанный на пластинки
Он службу большую несёт.
Высоко – высоко летит самолёт,
Глубоко подводная лодка плывёт.
Всё видит, всё слышит пластинка –
Прозрачная тонкая льдинка.
(горный хрусталь)
Чудесно зелена и знаменита
Та чаша из резного…
(малахита)
Я увидел свой портрет,
Отошёл – портрета нет.
(зеркало)
Лежит верёвка,
Шипит, плутовка,
Брать её опасно – укусит.
Ясно?
(змея)
Маленькая, лёгонькая,
А за хвост не подымешь.
(ящерица)
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)
Вся махонькая,
Четыре лапки,
Сама усатенька,
Два яхонта под шапкой.
(кошка)
Кто на своей голове лес носит?
(олень)
Шелестя, шурша травой
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел!
(змея)
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою,
Но когда я на охоте –
Неленива я в работе.
(кошка)
Сам он худ,
Голова с пуд.
Как ударит –
Крепко станет
(молоток)
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(олень)
Стоит корытце полно водицы.
(колодец)
Ведущий 1: Молодцы, все загадки разгадали. А попали мы с вами в сказы из малахитовой шкатулки.
Задание 2 Моя шкатулочка предлагает вам определить лексическое значение диалектных слов. Попробуете?
Зарукавье (браслет).
Припёка (сбоку припёка - случайно приставшее, постороннее, чужое).
Малуха (небольшая избушка, приспособленная под мастерскую).
Ведущий 2:
Молодцы, а теперь я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?
Задание 3
Сделал мастер чудо – Каменный цветок,
Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)
Ставила Дарёнка во дворе корытце,
Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)
Тёмной ночью у костра появляется она –
Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)
Ведущий 1: Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете.
Задание 4
Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
«Тяжеловес-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ)
А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?
Ведущий 2: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.
Задание 5 Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).
Ведущий 1: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».
Задание 6
Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернява, Да такая ладная. Платье цвета малахита, В косе ленты красные, Глаза. Словно изумруды,- Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Махонька девчонка- Сама вроде кукленочка- Развехонько так пляшет, В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА- ПОСКАКУШКА).
Сироткой рос мальчишечка: Голубеньки глазенки, Волосики кудрявеньки, А сам, наверно, в маменьку. У мастера Прокопьича Малахитову делу обучался И с самой Хозяйка медной, Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).
Козел тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет- Камень дорогой появится. Даренка все смотрит и удивляется… Издалека- то его не разглядишь И не разберешь, а близко к нему, Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)
Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».
Ведущий 2:
Несла Хозяйка Медной горы свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала она их, да только не совсем верно. Помогите ей все названия сказов правильно собрать.
Задание 7.
Каменный мастер
Горный цветок
Синюшкино копытце
Колодец огневушка
Малахитовая змейка
Голубая шкатулка
Ведущий 1: Я думаю, вы очень внимательно читали сказ Медной горы Хозяйка. А теперь посмотрим, кто из вас сможет правильно ответить на вопросы викторины.
Задание 8. Викторина
Как звали главного героя сказа «Медной горы Хозяйка»?
А) Данила – мастер
Б) Иванушка
В) Степан Петрович
Г) Прокопыч
«Девка небольшого роста, из себя вся ладная. Коса сизо-черная ровно приросла к спине». Кто это?
А) Невеста Степана.
Б) Малахитница
Правда ли, что платье Хозяйки Медной горы было сделано из шелкового малахита?
А) да
Б) нет. Шелкового малахита не существует.
В сопровождении кого всегда появлялась Хозяйка Медной горы?
А) Голубая змейка
Б) Серебряное копытце
В) ящерки
Как Хозяйка Медной горы отдавала приказы ящеркам?
А) Громко на них кричала
Б) Топала ногой
В) ласково к ним обращалась
Г) хлопала в ладоши
Правда ли, что Хозяйка Медной горы пообещала Степану выйти за него замуж?
А) нет
Б) да
Какие блюда подавала Хозяйка Медной горы Степану?
А) вино
Б) ЩИ
В) неизвестные Степану блюда
Г) каша
Д) баранина
Е) рыбные пироги
У Степана была невеста, простая девушка, сирота по имени…
А) Настя
Б) Катя
В) Дарья
Что Хозяйка Медной горы подарила невесте Степана?
А) Горшок с золотыми монетами
Б) платье
В) Малахитовую шкатулку
Д) бусы
Что Хозяйка Медной горы оставила Степану в память о себе?
А) кусок малахита
Б) шкатулку
В) Слезы свои, превратившиеся в маленькие камни зеленого цвета
Г) перстень
Правда ли, что у тела умершего Степана люди видели незнакомую плачущую женщину сказочной красоты?
А) нет, они видели огромную плачущую ящерку
Б) да
Ведущий 2: А теперь нас следующий конкурс
Задание 9 «Разгадай кроссворд»
Кроссворд на тему Бажов Павел Петрович
"Хозяйка медной горы"
По горизонтали
2. Место где добывали руду
4. Река, где были покосы
5. Имя невесты Степана
7. Что чаще добывали в горе
9. Войско Малахитницы
По вертикали
1. Что Медной горы Хозяйка подарила невесте Степана
3. Как называли в природе Медной горы Хозяйку
4. Как называются произвединия П.П. Бажова
6. Имя героя мастера, который встретил Медной горы хозяйку
8. Сколько испытаний приготовила Хозяйка Медной горы для Степана
Ведущий 1: А пока одни ребята разгадывают кроссворд, с другими в заключении нашей встречи мы проведем последний конкурс «Блицопрос».
Задание 10
Итак, какие два предыдущих испытания устроила Малахитница Степану?
(Передал ее слова приказчику, чтоб убирался с Красногорки и не портил железную шапку, при этом обозвав его, как было велено; затем второе испытание, богатством, на ее приданое Степан не позарился )
Продал ли Степан слезы Хозяйки Медной горы, как она ему посоветовала?
(Нет, с ними он и умер, так никому даже не показав. Камешки хотели забрать, но они рассыпались в пыль)
Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).
Ведущий 2: Вот и закончился наш вечер! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы действительно являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!