kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературные лирические песни. А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя..». И.Суриков «Рябина» (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - показать близость народной и литературной лирической песни (образы, ритм, рифма);

- обратить внимание на выражение внутреннего мира человека, его душевного состояния в песнях (развитие эмпатии).

Чем похожа «Песня» Мерзлякова на народную?

(1.В песне присутствуют эпитеты: долины ровныя, высокий дуб, могучая красота; постоянные эпитеты – красно солнышко, кудрявые сосенки, друг нежный, любезная подруженька, сырая земля.

2. Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: бедняжечка, солнышко, погодушка, сосенки, ивки, кустики, подруженька, малюточки. Они придают песне особую теплоту и мягкость.

3. Сравнения, метафоры: один, как рекрут на часах; друг нежный спит в сырой земле.

4. Образы-символы: дуб – молодец.

5. Параллелизм: Ах, скучно одинокому

                            И дереву расти!

                            Ах, горько-горько молодцу

                            Без милой жизнь вести!

6. Синтаксический параллелизм: Взойдет ли красно солнышко –

                                                           Кого под тень принять?

                                                           Ударит ли погодушка –

                                                           Кто будет защищать?

Не плачется от радости

Старик, глядя на нас;

Не вьются вкруг малюточки,

Тихохонько резвясь.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературные лирические песни. А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя..». И.Суриков «Рябина» (7 класс) »

Тема: Литературные лирические песни. А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя..». И.Суриков «Рябина».

Цели: - показать близость народной и литературной лирической песни (образы, ритм, рифма);

- обратить внимание на выражение внутреннего мира человека, его душевного состояния в песнях (развитие эмпатии);


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение народной песни «Дороженька».

2.Стр.16, вопр.1: в чем заключаются особенности жанра русской народной лирической песни и ее отличие от других произведений устного народного творчества.

( Для песни, как и для других фольклорных жанров, характерны своеобразные средства художественной выразительности, а именно: эпитеты, особенно постоянные: высокие хоромы, зеленая дубравушка, кудрявая береза, добрый молодец, красна девица и др.; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сударушка, березонька,; сравнения, метафоры, частые обращения, слова- символы, образы-символы. Так, символом девушки в песнях выступает лебедушка, голубка, березонька; символом молодца – сокол, орел, дуб и т.д.

Символ лежит и в основе другого приема – параллелизма, то есть сопоставления двух образов, картин: одной, взятой из мира природы, другой – из жизни человека. Иногда встречаются и синтаксические параллелизмы – одинаковое синтаксическое построение предложений. Используются многочисленные повторы. Рифма в лирических народных песнях обычно отсутствует, как и строфа. Отличается песня от других видов народного творчества (сказки, былины) тем, что она обязательно поется, поэтому все в ней подчинено определенной мелодии.)

  1. Подготовка к восприятию новой темы. Целеполагание.

- Песня – душа русского народа, - продолжая жить среди простых людей, в XVI – XVII веках зазвучала и в домах русской знати, и в царских дворцах. В XVIII веке она привлекла внимание передовых деятелей русской культуры. Ее начали записывать и изучать. В 70-е годы вышел четырехтомник(!) «Собрание разных песен» Михайло Чулкова, с популярностью которого не смогла сравниться никакая книга.

Прекрасное знание народных песен позволило многим русским поэтам создать стихотворения, которые тоже стали песнями и широко распространялись по всей России. Многие из них воспринимаются теперь как народные, мало кто помнит их создателей.

  1. Игра «угадай мелодию».

Мы не будем угадывать песню по ее мелодии, как делают в одноименной телевизионной игре. Наша задача – определить, народная это песня или литературная и записать в таблицу.

Народные и литературные лирические песни

Народные песни

Литературные песни








Для прослушивания предлагаются народные песни «Дороженька», «Валенки» и литературные (Н.А.Некрасов «Ой, полным-полна коробушка», А.Дельвиг «Соловей», И.Козлов «Вечерний звон», И.Суриков «Рябина», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя».

Сегодня мы близко познакомимся со стихотворением А. Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя».

V.Выразительное чтение стихотворения А. Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя».

- Слушая это стихотворение, попробуйте определить, какое настроение в нем передается.

VI. Аналитическая беседа по стихотворению.

1.Какое настроение передается в «Песне» А.Мерзлякова? (Грустное; на это указывают слова «бедняжечка», «скучно одинокому и дереву расти» и др.)

2. Чем похожа «Песня» Мерзлякова на народную?

(1.В песне присутствуют эпитеты: долины ровныя, высокий дуб, могучая красота; постоянные эпитеты – красно солнышко, кудрявые сосенки, друг нежный, любезная подруженька, сырая земля.

2. Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: бедняжечка, солнышко, погодушка, сосенки, ивки, кустики, подруженька, малюточки. Они придают песне особую теплоту и мягкость.

3. Сравнения, метафоры: один, как рекрут на часах; друг нежный спит в сырой земле.

4. Образы-символы: дуб – молодец.

5. Параллелизм: Ах, скучно одинокому

И дереву расти!

Ах, горько-горько молодцу

Без милой жизнь вести!

6. Синтаксический параллелизм: Взойдет ли красно солнышко –

Кого под тень принять?

Ударит ли погодушка –

Кто будет защищать?

Не плачется от радости

Старик, глядя на нас;

Не вьются вкруг малюточки,

Тихохонько резвясь.)

3. С помощью параллелизма автор соотносит судьбы могучего дуба и доброго молодца. Чем они схожи?

4. Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина «Среди долины ровныя…» Чем, по-вашему, она созвучна одноименной песне? Давайте обратимся к исторической справке и узнаем, почему картина получила такое название, как переплелись судьбы поэта и художника.

История одной картины

Cтихотворение А.Ф. Мерзлякова, переложенное на музыку и ставшее песней, переплелось с судьбой художника Шишкина И.И. и привело к написанию картины.


Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) приехал в Москву из Перми, окончил университет и преподавал в нем более 25 лет.


Стихотворение «Одиночество» было написано им в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Федорович учил ее словесности и был безнадежно влюблен в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия.


Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел и на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал все стихотворение.


Стихотворение оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Алексея Федоровича: Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова и О.А. Козловского. Первые двое были его хорошими знакомыми, с которыми он сотрудничал много лет. О.А. Козловский – боевой офицер, ставший профессиональным композитором и дирижером.

Позже к этому списку добавилось имя М.И. Глинки (1804-1857). Возможно, что существовали несколько музыкальных вариаций. Поскольку неоспоримых доказательств в пользу одного автора нет, то часто стали указывать, что песня “народная”.


Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием. В 1881 г. у Ивана Ивановича Шишкина умерла жена Ольга Лагода (1850-1881). Они прожили вместе всего один год. Шишкин потерял не только горячо любимую жену. Она была его ученицей, и о ее таланте говорит хотя бы то, что написанные ею картины покупал П.М. Третьяков.


Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок. В творческом – собратья по “перу” признавали одаренность Шишкина, но прохладно относились к его увлеченности русским пейзажем. В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета.


Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова.


Вдохновенный поэт, тяготеющий к широким эпическим обобщениям, и тонкий естествоиспытатель-аналитик, внимательный к мельчайшей прожилке на дубовом листке, Шишкин явился перед будущими поколениями во весь свой рост, как крупнейший мастер русского национального пейзажа.


VII. Обобщение.

- Выразительно прочитайте стихотворение А.Мерзлякова. Почему оно воспринимается как народное?

IX. Домашнее задание. 1. Стр. 20, вопр.7: найдите и запишите стихотворение И.Сурикова «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина..», которое тоже стало песней. Как при этом изменилось стихотворение? Сопоставьте текст песни и стихотворения.

2. По выбору: а) сделайте рисунок к стихотворению И.Сурикова «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина..»; б) найдите и подготовьте для выразительного чтения любую литературную лирическую песню из списка для дополнительного чтения.

X. Итог урока

XI. Рефлексия.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что запомнилось?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ведерчик Валентина Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства