Литературный вечер(конкурс), посвященный поэзии серебряного века. «Я обязательно вернусь.»(творческий путь А.Блока)
Литературный вечер(конкурс), посвященный поэзии серебряного века. «Я обязательно вернусь.»(творческий путь А.Блока)
Ведущий: Тернистым был путь Александра Блока. Его судьба полна крайностей, порой даже неожиданных: мы видим жажду жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. Эти крайние точки постоянно соперничают между собой, а иногда прекрасно уживаются. Этим доказывается живой, яркий характер поэта. Ранние стихотворения А. Блока полны романтических грез, им одолевают «розовые мечты» о счастливом будущем. И это неудивительно. Он пишет: «Я искал голубую дорогу.», искал, чтобы затем прийти по ней к заветной мечте. Но почему дорога именно голубого цвета? Может, потому, что голубой цвет нежен и потому олицетворяет собой возвышенную радость, творческий настрой. Не зря великие поэты сравнивали себя с облаками, летящими в голубом небе. Примечательно, что молодые романтики искренне верят, что их путь правилен и что они действительно, в конце концов, обретут заветную мечту, к которой постоянно стремятся.
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом,
А в сердце, замирая, пел
Далекий голос песнь рассвета.
Рассвета песнь, когда заря
Стремилась гаснуть, звезд рдели,
И неба вышние моря
Вечерним пурпуром горели!
Душа горела, голос пел,
В вечерний час, звуча рассветом,
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.
Ведущий: Позднее Блок создал гениальный цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный женщине как воплощению любви и нежности. Выдуманная поэтом героиня - идеальна, и потому она является для него некоторой мечтой, своеобразным Богом. Творец создал розовую сказку и при этом пытается претворить ее в действительность
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку - быль.
«Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок здесь непосредственно соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения. Ренессансная культура внезапно дала о себе знать в творчестве русского поэта XX века. Любовь для Блока не есть победа над смертью, она есть победа над жизнью, над приземленностью обыденного существования.
Чтец: Татьяна Ивановна (учительница начальных классов)
Стою на царственном пути.
Глухая ночь, кругом огни, -
Неясно теплятся они,
А к утру надо все найти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер(конкурс), посвященный поэзии серебряного века. «Я обязательно вернусь.»(творческий путь А.Блока)»
Литературный вечер(конкурс),посвященный поэзиисеребряного века.
«Я обязательно вернусь...»(творческий путь А.Блока)
Члены жюри: Светлана Нурекешевна, НуржамалКудайбергенова, ЗагипаАмирбековна
Ведущий:УсербаеваАйымторыАмантаевна (Учительница русского языка и литературы)
Жизненные пути гениев всегда трудны. Творчески одаренные люди пытаются понять, осмыслить свою жизнь, жизнь окружающих их людей, весь мир. Они чаще, чем другие, задумываются над смыслом бытия, над жизнью и смертью и глубже проникают в вопросы философии. Ведь такие люди чаще всего высокообразованны, и не только потому, что они получили высшее образование, а потому, что они высокоинтеллектуальны от природы. Еще древнегреческие философы говорили о том, что, чем больше знаешь, тем больше страдаешь. Поэтому и жизнь творческих людей полна исканий и страданий. И понять их многогранный мир, очень сложно хотя бы потому, что жизненный путь каждого из них индивидуален, неповторим; они совершенно не похожи на окружающих.
Чтец: Сейдалиева Сара (физика и информатика)
Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит.
Кто-то ясно заглянет в глаза...
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна...
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина..
И напев заглушенный и юный
В затаенной затронет тиши Усыпленные жизнию струны Напряженной, как арфа, души.
Ведущий: Тернистым был путь Александра Блока. Его судьба полна крайностей, порой даже неожиданных: мы видим жажду жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. Эти крайние точки постоянно соперничают между собой, а иногда прекрасно уживаются. Этим доказывается живой, яркий характер поэта. Ранние стихотворения А. Блока полны романтических грез, им одолевают «розовые мечты» о счастливом будущем. И это неудивительно. Он пишет: «Я искал голубую дорогу...», искал, чтобы затем прийти по ней к заветной мечте. Но почему дорога именно голубого цвета? Может, потому, что голубой цвет нежен и потому олицетворяет собой возвышенную радость, творческий настрой. Не зря великие поэты сравнивали себя с облаками, летящими в голубом небе. Примечательно, что молодые романтики искренне верят, что их путь правилен и что они действительно, в конце концов, обретут заветную мечту, к которой постоянно стремятся.
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом,
А в сердце, замирая, пел
Далекий голос песнь рассвета.
Рассвета песнь, когда заря
Стремилась гаснуть, звезд рдели,
И неба вышние моря
Вечерним пурпуром горели!
Душа горела, голос пел,
В вечерний час, звуча рассветом,
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.
Ведущий: Позднее Блок создал гениальный цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный женщине как воплощению любви и нежности. Выдуманная поэтом героиня - идеальна, и потому она является для него некоторой мечтой, своеобразным Богом. Творец создал розовую сказку и при этом пытается претворить ее в действительность
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку - быль.
«Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок здесь непосредственно соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения. Ренессансная культура внезапно дала о себе знать в творчестве русского поэта XX века. Любовь для Блока не есть победа над смертью, она есть победа над жизнью, над приземленностью обыденного существования.
Чтец: Татьяна Ивановна (учительница начальных классов)
Стою на царственном пути.
Глухая ночь, кругом огни, -
Неясно теплятся они,
А к утру надо все найти.
Ступлю вперед – навстречу мрак.
Ступлю назад - слепая мгла
А там - одна черта светла,
И на черте -условный знак.
Но труден путь - шумит вода,
Чернеет лес, молчат поля..
Обетованная земля-
Недостижимая звезда…
Звезда -условный знак в пути.
Но смутно теплятся огни,
А за чертой - иные дни,
И к утру, к утру – все найти!
Ведущий: Центральное место занимает не Прекрасная Дама, а образ поэта, или его лирическое «я». Поэт несет в этом цикле на себе весь груз отношений с миром и с возлюбленной. Он грустит и тоскует, отчаивается и надеется, торжествует - и во всем этом богатстве переживаний видна личность новой эпохи в истории литературы.
Чтец: ТулегеноваРабига( биология и химия)
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне -и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О. как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты..
Ведущий: Но можно ли воздушный замок, выстроенный лишь несбывающимися грезами, воплотить в жизнь, сделать материальным, ощутимым.
К тому времени А. Блок познакомился с творчеством Владимира Соловьева. Он с жадностью познавал этот фантастический мир, полный мистики. Все это сказалось на его творчестве. В стихотворениях того времени можно заметить мотивы нереального, потустороннего, например, элементы двойственности лирического героя.
Однажды в октябрьском тумане
Я брел, вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!).
И вот — в непроглядном тумане
Возник незабытый напев.
И стала мне молодость сниться,
И ты, как живая, и ты…
И стал я мечтой уноситься
От ветра, дождя, темноты…
Ведущий: Это стихотворение «Двойник», Блок пишет о самом себе, но раздвоенном, будто образовались в одном «я» две личности. Все это говорит о смятении поэта, нерешительности действий, на данном этапе он потерял себя. Тяжелые думы и переживания гнетут Блока. Но это помогло ему стать мудрее, вырасти духовно. Тогда он стал всерьез задумываться над смыслом жизни, над противоборством сил, постоянно живущих рядом: добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи. Начались серьезные искания поэта.- Он пишет о себе, как об одряхлевшем старике, будто бы все перестрадавшем и потому из его души рвется крик: «Мне скучно! Мне душно!» Но все же искания человека не кончаются на полпути, в его сознании еще теплится слабая надежда, что возможно найти счастье и прийти к нему, что еще не совсем убежало время, и он опять больной и хилый ищет счастливую звезду!
Чтец :ЖоракуловаГулжан( МАДТ)
Есть лучше и хуже меня,
И много людей и богов,
И в каждом - метанье огня,
И в каждом - печаль облаков.
И каждый другого зажжет
И слова потушит костер,
И каждый печально вздохнет,
Взглянувши другому во взор...
Да буду я - царь над собой,
Со мною - да будет мой гнев,
Чтоб видеть над бездной глухой
Черты ослепительных дев!
Я сам свою жизнь сотворю,
И сам свою жизнь погублю.
Я буду смотреть на Зарю
Лишь с теми, кого полюблю.
Ведущий: В 1905 году перед Блоком открылся новый мир - мир реальных, событий и подлинного драматизма, о котором он скажет впоследствии в прекрасном и очень личном стихотворении: «Девушка пела в церковном хоре».
Чтец :МаханбетоваАсия( английский язык)
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, -плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Ведущий: Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» как памятник и как молитву, исполненную сочувствия утратам и жертвам. Написал ее как песню утешения. И она утешала, утешает и не раз еще утешит человеческие души в минуты скорби и печали.
Сборник «Нечаянная радость» был восторженно принят публикой и прессой. О нем поэт пишет, что это его «образ грядущего мира». Лучшее стихотворение сборника «Незнакомка».В нем выявилось и с гениальной наглядностью было продемонстрировано то, что составило целый этап в становлении Блока как поэтической личности. Необыкновенная музыкальность «Незнакомки» в сочетании с четкой лирической конструкцией, лежащей в основе стихотворения, оказалась и долговечной, и притягательной. Здесь Блок раскрыл себя целиком, словно на ладони показал нам то, что составило на данном этапе сущность его творческого метода. О нем говорили, что Блок -поэт «Золотокудрой царевны» был дорог немногим, Блок «Незнакомки» стал любимцем толпы. «Незнакомка» сразу же стала любимым стихотворением молодежи.
Ведущий: А пока он молод, и цыганка по тонким линиям его руки нагадала ему измену, и неземную любовь, и он «позолотил ручку».
А пока Незнакомка сидит с ним рядом под жаркой медвежьей полостью в легких бегунках, и из-под широкой спины кучера летит серебряная пыль снега в их разгоряченные лица, и все в ней смеется -губы, зубы, крылья ресниц, глаза, в которых, кажется, искрится сама Вселенная. А потом...
Чтец: ЕспенбетоваАйжан( география)
Смычок запел. И облик душный
Над ними встал. И соловьи
Приснились нам. И стан послушный
Скользнул в объятия мои...
Не соловей - то скрипка пела.
Когда же оборвалась струна
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина.
Как там, в рыдающие звуки
Вступала майская гроза...
Пугливые сближались руки,
И жгли смеженные глаза...
Ведущий :А. Блок был обаятелен. Он одновременно как бы оставался и «потомственным дворянином», «гуманистом» со всем изяществом манер, прекрасным воспитанием, и человеком нового времени, порожденным неустойчивой исторической и общественной жизнью рубежа веков. Ему было 28 лет, а он писал об одиночестве, причем как о состоянии, хорошо ему знакомом. Одиночеству противопоставляется страсть и труд - понятия, объединившиеся в его сознании как равноправные и однородные. И в страсти, и в труде Блок искал спасения от жизненного неблагополучия. Выходят подряд два новых сборника «Снежная маска», навеянный бурной, восторженной томительной и безответной любовью поэта к Наталье Волоховой, и «Земля в снегу». Любовь к Волоховой-«зимняя», пронизана снегом и метелями.
Чтец: УмирбековаАйжан (математика)
Никогда не забуду (он был, или не был.
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо.
И на желтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен»…
Ведущий: Слава Блока росла. Начиная с 1907 года, тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. Так, сборник «Ночные часы» открывается разделом «На Родине». И первым здесь неожиданно помещено личное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...», в котором раскрываются этапы личной жизни поэта.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому.
И я забыл прекрасное лицо…
Ведущий :Блок был невысокого роста, ладный, с шапкой темно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людских собраниях держался он обособленно и с подчеркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с ровными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней запомнили те, кому посчастливилось слушать его.
Ведущий: Октябрь 17-го года Блок принял без колебания. Он поверил, что советская власть несет искупление, и внутренне был готов к этому. Еще в прологе к неоконченной поэме «Возмездие», полной революционных предчувствий, он со всей определенностью выразил свое кредо:
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Ведущий: Революция была слишком значимым событием, чтобы Блок как великий русский поэт не отреагировал на нее в своем творчестве. Но принять ее он не смог. Не случайно творческий путь Блока фактически заканчивается революцией, ибо места его творчеству в этом разгуле стихии нет. А. Блок приходит к выводу, что нужно жить, дышать всей грудью, любить большой душой и быть счастливым:
Хочу
Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать.
И песни петь! И слушать в мире ветер!
Ведущий: Однако не всегда бывает так, как хотелось бы прожить, чтобы к концу жизненного пути не было обидно за бесцельно прожитые годы. Никогда нельзя быть уверенным в себе, могут возникнуть такие обстоятельства, которые «сломают человека». Так произошло и у Блока. Перед революцией он отправился путешествовать, был в Италии, в Венгрии. Жизнь не стоит на месте, продолжается, и эта жизнь - прошлая и настоящая - дорога ему.
Все, что пережил человек, что живо осталось в его памяти, всегда будет дорожить этим.
Не верю - не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил...
Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима «Россия - Сфинкс».
Ведущий: Жизнь поэта в советское время подвергалась испытаниям: холодом, голодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых. С Шахматовым было покончено: крестьяне разграбили усадьбу и сожгли бекетовскую библиотеку. На торжественном собрании в Доме литераторов, посвященном 84-ой годовщине смерти Пушкина, в своей речи Блок скажет: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю -тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь потеряла смысл». Горькие эти слова относились не только к Пушкину - Блок говорил и о себе.
Чтец :Шинтаева Улбосын ( самопознание)
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим,
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!
Ведущий :10 августа 1921 года литературно-театральный Петербург провожал в последний путь Александра Блока. Впереди траурной процессии шли священнослужители, за ними родственники и близкие. Пение молитв... Заплаканные женские лица... Гроб несли к Смоленскому кладбищу открытым на руках. Предсмертные страдания изменили лицо Блока до неузнаваемости, оно совсем не походило ни на известный портрет кисти Сомова, ни на последние фотографии.
С кончиной Блока уходила в прошлое целая литературная эпоха. Идя за гробом, многие прощались с лучшими годами своей жизни. И по-летнему солнечный день, и слезы по Блоку, и разговоры вполголоса – все, казалось, свидетельствует о том, что время подводит некую важную черту, за которой следует ждать новые испытания и новые жертвы.
Ведущий: Александр Блок - ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Он воспел мистические зори, подсказанные ему Владимиром Соловьевым, и с обостренным вниманием ждал мировой катастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родится Россия новая.
Ведущий : Давно прошло то время, когда Блок казался поэтом, далеким от наших дней. Растет интерес к жизни поэта, ко всему, что связано с его именем, с его судьбой. Начиная с 1970 года, каждое первое воскресенье августа в Шахматове проводится Блоковский праздник. На «возлюбленной поляне», как называл когда-то это место поэт, собираются те, кому дорога и близка поэзия Блока. Сюда принесли огромный камень - «блоковский валун». Возле него читают стихи человека, которому было так дорого все, связанное с этим местом. Может быть, и нам удастся побывать там.
Ведущий : Но самая ценная память Блоку - любовь к его поэзии, в которой живет его мысль, его чувства, его боль и радость. В нем ликует жизнь. Над ним поет ветер времени.
Чтец :СабироваЖанар( казахский язык и литература)
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!
Пускай и счасти, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке -
Я не утратил прежний свет.
И ты, кого терзал я новым.
Прости меня.
Нам быть - вдвоем.
Все то, чего не скажешь словом.
Узнал я в облике твоем.
Глядят внимательные очи,
И сердце бьет, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь.
Заключительное слово учителя Охватывая безбрежное поле русской поэзии конца 19 - начало 20-х веков мы восхищаемся её необыкновенным разнообразием и богатством. Эта литература появилась на рубеже веков в трудное время переломов и свершений. Как схоже то время с нашим. И, может быть, поэтому мы с таким интересом читаем эти произведения. Нам предстоит ещё читать и открывать и восхищаться прекрасными творениями « серебряного века » их поэзии - это чудо!
I место – Лаврентьева Т.И.( нач. обучение),Маханбетова А.А. (английский язык)
II место – Жоракулова Г.Б. (МАДТ), Исаева Ж. (технология,музыка,рисование )
IIIместо -Сейдалиева С. (физика,информатика), Еспенбетова А. (география)
Номинации:
Артистичность: Сабирова Ж. (казахский язык и литература), Тулегенова Р. (биология , химия)
Стремление к прекрасному: Умирбекова А.(математика), Шинтаева К. (самопознание)