Тема урока | Юрий Олеша. Роман-сказка "Три толстяка." |
Место урока в разделе | 9 |
Тип урока | открытия новых знаний |
Цель урока | знакомство с творчеством Ю. Олеши, с отрывками роман-сказки "Три толстяка". |
Задачи урока | 1. Закрепить знания об авторе роман-сказки "Три толстяка", высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту; 2.Развить связную монологическую и диалогическую речь, память, творческое мышление, внимание, читательский интерес, навыки самостоятельной работы с учебником; 3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность, дисциплинированность; |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: Ученик узнает о творчестве Ю.Олеши и с отрывками роман-сказки "Три толстяка"; Ученик научится определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания; Ученик получит возможность научиться ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму; | Учащийся научится: Познавательные УУД анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения; Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других обучающихся; | Учащийся получит возможность формирования: умения формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования; |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник по литературному чтению "Школа 2100", 4 класс, 3 часть. | Презентация | Проектор, интерактивная доска, компьютер. |
Межпредметные связи | История, русский язык, окружающий мир |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент Время: 2 мин | Приветствует класс. Проверьте все ли у вас готово к уроку: пенал, тетрадь, учебник. Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность с помощью стихотворения. Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем, Свои знания покажем. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Время: 3-5 мин | Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним писателем-сказочником и узнаете о его замечательной сказке, известной всему миру. На слайд - презентации представлено зашифрованное слово с именем и фамилией автора, но чтобы его расшифровать надо ответить на вопросы (Ю) - «Вспомните, кто из сказочных героев говорил эти слова» . «Лети, лети, лепесток через запад на восток!» (Р) - «Вспомните, кто из сказочных героев говорил эти слова» . «Поверни ручку, дверь и откроется». (И) - Любимые фрукты Чебурашки. (Й) - Как называется сказка, герой которой очень маленький мальчик? (О) - «Узнай героя сказки» Главный друг Матроскина и Шарика (Л) - «Узнай героя сказки» Она побывала в удивительно поучительной стране по ту сторону зеркала. (Е) - «Угадай сказку». Всего лишь один поцелуй разбудил большой сонный замок и, конечно же, прекрасную девушку. (Ш) - «Угадай сказку». Главная героиня этой сказки была сыта всего одним зёрнышком, спала в ореховой скорлупке, укрывалась лепестками роз. (А) - «Угадай сказку». Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства – обуви и любви! С каким писателем мы сегодня познакомимся? На слайд - презентации представлены фотографии отрывки романа-сказки "Три толстяка". Как вы думаете, какую сказку-роман мы будем читать сегодня на уроке? Кто-нибудь знаком или читал данную сказку роман? – Исходя из данного фото-ряда и предыдущего задания, где мы расшифровали фамилия и имя автора , сформулируйте тему нашего урока. (Юрий Олеша. Три толстяка) На сегодняшнем уроке мы познакомимся с писателем Юрий Олеша и начнем читать роман-сказку Три толстяка. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, и по середине Юрий Олеша. Три толстяка. Откройте учебники на стр. 114. | Девочка Женя(м. Цветик-Семицветик) Бабушка Красной Шапочки Апельсины Мальчик с пальчик Дядя Федор Алиса Спящая красавица Дюймовочка Золушка Сегодня мы познакомимся с писателем Юрий Олеша. Три толстяка. Формулируют тему урока (Юрий Олеша. Три толстяка)
Записывают число, классная работа, тему урока. | | |
Актуализация знаний Время: 11 мин | Прежде чем начать читать роман-сказку Три Толстяка, давайте познакомимся с автором. Детство Ю.К. Олеши прошло в Одессе. Его отец – бедный польский дворянин, а мама – простая верующая женщина. Маленький Юрий с детства проявлял интерес к чтению. Писать стихи начал рано, еще учась в гимназии. По окончанию гимназии поступил в университет, получил профессию юриста. Писатель жил в очень сложное время, когда власть в стране принадлежала богачам и помещикам. Простому народу приходилось много работать, а жили люди впроголодь, в нищите. Рабочих обижали, не платили им деньги за труд. Писатель с сочувствием относился к простому народу, он и сам жил в нищите и не мог с этим мириться. Так возникла идея написать роман-сказку для детей “Три Толстяка”. Автор хотел рассказать, как тяжело живется рабочим и крестьянам. Как несправедливы и жестоки к ним богачи. И как народ борется с со злом и обманом. Я приглашаю вас в путешествие по Городу Трех Толстяков. У нас открыты учебники на странице 114, начинаем читать по цепочке 1 часть. Слушаем внимательно, после прочтения 1-ой части, я задам вам вопросы. (Вопросы ниже) Отлично, молодцы! Вот мы и познакомились с первой частью. Читаем вторую часть по абзацам. Читаем внимательно, после прочтения второй части вы будете работах в парах и составлять вопросы для взаимопроверки. | Слушают биографию автора, начинают читать по цепочке 1 часть романа-сказки " Три толстяка". | | |
Первичное усвоение новых знаний Время: 7 мин | Вопросы к 1-ой части роман-сказки "Три Толстяка", отвечают устно, после прочтения 1-ой части. 1. С каким героями мы познакомились? 2. Какие чувства испытывал Тутти ожидая встречи с куклой? Ответ найдите в тексте. 3. Как вы думаете, почему рядом с Тутти был именно учитель географии? 4. Догадались ли вы, какова задача учителя гимнастики? 5. Как мы можем озаглавить 1 часть? | Наследник Тутти, учитель географии, учитель гимнастики. Испытывал сильное волнение, что так крепко и сладко проспал всю ночь, ожидании прибытия куклы. Учителю географии смотрел на дорогу в бинокль, ожидая прибытия куклы для Тутти. Ему поручили это ответственное дело, потому что он по своей специальности лучше всех умел разбираться в пространствах, горизонтах, движущихся точках. Внизу, под террасой, учитель гимнастики стоял наготове, чтобы поймать наследника налету если тот от восторга вывалится через каменную ограду террасу. Предлагают свои варианты ответов. В ожидании встречи с куклой. | | |
Первичная проверка понимания Время: 3-4 мин | Работа в парах по 2-ой части. Задание: составить в парах вопросы для взаимопроверки по прочитанной 2-ой части. Например, 1 ряд 2 парта задайте вопрос 3 ряду 4 парте, и тд. Оцените ответ. Если вас устраивает ответ поднимете зеленый жетон, если ответ недостаточно полный то желтый жетон. | Работают в парах, выполняют задание, затем проверяют друг друга. | | |
Первичное закрепление. Информация о домашнем задании. Время: 3 мин | – Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? – Чему научились на уроке? - Какого писателя-сказочника открыли для себя? – Захотелось ли вам прочитать всю сказку? – Что было для вас самым интересным на уроке? Домашнее задание - стр. 118 прочитать 3-4 часть. | Отвечают на вопросы, вспоминают начало урока. | | |
Рефлексия. Подведение итогов. Время: 3 мин | – Какое у вас настроение в конце урока? – Оцените свою работу. Для этого нарисуйте на листке, у кого все получилось на уроке - веселый смайлик. – У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – грустный смайлик – Благодарю вас за работу. | Оценивают свою работу на уроке. | | |