Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты "Амурская правда"
Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты "Амурская правда"
Урок по литературному краеведению. Учащиеся знакомятся с именами позтов - амурчан, их публикациями в газете "Амурсквя правда" периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Урок проходит в форме литературной композиции.Учащиеся собирают материал, обращаясь к материалам газеты. Издают брошюру с произведениями амурских поэтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты "Амурская правда" »
Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Амурская правда»
Цели: познакомить учащихся с публикациями времен Великой Отечественной войны на страницах газеты;
выявить основные темы творчества амурских поэтов периода войны;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к творчеству поэтов-земляков.
Эпиграф к уроку.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н.Майоров.
(Звучит песня на слова Лебедева – Кумача «Священная война»)
Слово учителя.
Мы достаточно часто цитируем строки поэта военного времени Николая Майорова, но редко задумываемся, что значит «сохраниться в столбцах газет». Но когда прикасаешься к обветшалым, пожелтевшим страницам газет многолетней давности, начинаешь понимать,
что можно сохраниться не только в «бронзовых изваяньях», книгах или «набросках на холсте», но и в «столбцах газет». Периодическая печать выполняла и выполняет две основные функции: информировать и пропагандировать.
Ученик 1.
Пролистав газетные публикации 1941-1945 годов, мы поняли, что основное чувство, настроение – это боль, «благородная ярость» , когда вся огромная страна поднялась «на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой». С 1943 года эти чувства, настроения сменяются уверенностью в победе.
Ученик 2.
Подавляющее большинство художественных материалов – это стихотворения, для больших литературных жанров, по всей видимости, просто не было времени. Газета не печатала сведений о своих авторах, поэтому многие из них, действительно остались только в «столбцах газет», такие как Е.Смирницкая, К.Бахтюков, Н.Сидорин и другие.
Ученик 3.
Судьба лишь некоторых из них известна. Константин Овечкин, который в годы войны присылал свои стихотворения в газету «Амурская правда», впоследствии стал известным журналистом, писателем, поэтом.
Ведущий.
Одна из главных тем в творчестве амурских поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихотворениях о Родине звучат нежные лирические интонации, создается образ родной земли, богатой и красивой.
Чтец.
Край восточный, лесные просторы,
Где кострами горит сарана,
Где красы несказанной озера,
Благодатных земель сторона.
Ученик 1.
Это строки из стихотворения Николая Сидорина «Край родной». Эта же тема звучит и в стихотворении Константина Овечкина «Думы о родине»:
Чтец 2.
Мне милы в тумане синем горы,
В золотых оттенках небосклон,
А в степные, дальние просторы
Я, как в песни русские, влюблен.
Ведущий 1.
Эта любовь к Родине сродни любви сына к матери, готового защитить ее от любого врага:
Тобой лишь сегодня живу я,
Встречая со всеми пургу.
Тебя от врагов дорогую
Я свято навек сберегу.
И это ль не счастье? – К победе
Пройти по военным путям,
Все радости, горести, беды
С тобой разделить пополам.
Мы ведем бои за счастье жизни,
За веселый смех в твоих домах,
Мы несем твою судьбу, отчизна,
На своих прославленных штыках.
Ведущий 2.
Звучит и тема ненависти к врагу и справедливого возмездия за его преступления. В стихотворении «Отомсти» Е.Смирницкой рисуется картина сожженного села, где когда-то цвел «дивный сад», а теперь «пусто и уныло, пни горелые торчат, словно над могилой…». Но автор не ограничивается лишь изображением разорения и пожарищ. Заканчивает стихотворение призывом:
Пятна крови на снегу
Призывают к мести
Бей же метко по врагу,
Бей его на месте.
10 января 1944г.
Ведущий 1.
Тема воинского подвига – еще одна тема амурской поэзии периода Великое Отечественной Войны. Стихотворение Е. Смирницкой «Светлана» рассказывает о простой девушке, «тихой, скромной и упрямой, с длинной косой». Услышав «голос Родины могучей», Светлана ушла в партизаны и научилась убивать «немца-зверя», за что и была приставлена к награде.
Ученик 1.
Естественно, что особенно много публикаций «Амурская правда» посвящена трудовому подвигу амурчан. Это и понятно: чем еще они могли помочь фронту? Такие произведения, как «Военная осень» Н.Сидорина, «Героям», «Наташа», «На севе будь фронтовиком». «Орлёнок»Е.Смирницкой,рассказывают о трудовых подвигах в тылу. Девизом всех этих рассказов могли быть строки Н. Бахтюкова: «На севе будь фронтовиком». И слова К. Овечкина:
Пролети над любимым городом.
Здесь работают, любят ждут,
Дни и ночи без устали, гордо
Здесь победу люди куют.
Ученик 2.
Большое место среди художественных материалов занимают сатирические материалы. Высмеивается Гитлер и его армия. Особенно много таких публикаций в газетах 1942 года, часто они сопровождаются карикатурами.
Чтец 1.
Транспорт германский зимою суровой Справится честно с задачею новой,
К свалке вагоны помчатся, стуча,
Нечисть фашистскую прочь волоча.
(Звучит песня «Священная война»)
Домашнее задание.
1.Учащимся предлагается поискать в подшивках газеты «Ленинский путь»
стихотворения военных лет белогорских поэтов. Выучить понравившееся.