kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты "Амурская правда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному краеведению. Учащиеся знакомятся с именами позтов - амурчан, их публикациями в газете "Амурсквя правда" периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Урок проходит в форме литературной композиции.Учащиеся собирают материал, обращаясь к материалам газеты. Издают брошюру с произведениями амурских поэтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты "Амурская правда" »

Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Амурская правда»



Цели: познакомить учащихся с публикациями времен Великой Отечественной войны на страницах газеты;

выявить основные темы творчества амурских поэтов периода войны;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к творчеству поэтов-земляков.




Эпиграф к уроку.


Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли недолюбив,

Не докурив последней папиросы.

Н.Майоров.


(Звучит песня на слова Лебедева – Кумача «Священная война»)

Слово учителя.

Мы достаточно часто цитируем строки поэта военного времени Николая Майорова, но редко задумываемся, что значит «сохраниться в столбцах газет». Но когда прикасаешься к обветшалым, пожелтевшим страницам газет многолетней давности, начинаешь понимать,

что можно сохраниться не только в «бронзовых изваяньях», книгах или «набросках на холсте», но и в «столбцах газет». Периодическая печать выполняла и выполняет две основные функции: информировать и пропагандировать.


Ученик 1.


Пролистав газетные публикации 1941-1945 годов, мы поняли, что основное чувство, настроение – это боль, «благородная ярость» , когда вся огромная страна поднялась «на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой». С 1943 года эти чувства, настроения сменяются уверенностью в победе.


Ученик 2.


Подавляющее большинство художественных материалов – это стихотворения, для больших литературных жанров, по всей видимости, просто не было времени. Газета не печатала сведений о своих авторах, поэтому многие из них, действительно остались только в «столбцах газет», такие как Е.Смирницкая, К.Бахтюков, Н.Сидорин и другие.


Ученик 3.


Судьба лишь некоторых из них известна. Константин Овечкин, который в годы войны присылал свои стихотворения в газету «Амурская правда», впоследствии стал известным журналистом, писателем, поэтом.


Ведущий.


Одна из главных тем в творчестве амурских поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихотворениях о Родине звучат нежные лирические интонации, создается образ родной земли, богатой и красивой.


Чтец.

Край восточный, лесные просторы,

Где кострами горит сарана,

Где красы несказанной озера,

Благодатных земель сторона.

Ученик 1.

Это строки из стихотворения Николая Сидорина «Край родной». Эта же тема звучит и в стихотворении Константина Овечкина «Думы о родине»:


Чтец 2.

Мне милы в тумане синем горы,

В золотых оттенках небосклон,

А в степные, дальние просторы

Я, как в песни русские, влюблен.


Ведущий 1.

Эта любовь к Родине сродни любви сына к матери, готового защитить ее от любого врага:

Тобой лишь сегодня живу я,

Встречая со всеми пургу.

Тебя от врагов дорогую

Я свято навек сберегу.

И это ль не счастье? – К победе

Пройти по военным путям,

Все радости, горести, беды

С тобой разделить пополам.

Мы ведем бои за счастье жизни,

За веселый смех в твоих домах,

Мы несем твою судьбу, отчизна,

На своих прославленных штыках.


Ведущий 2.

Звучит и тема ненависти к врагу и справедливого возмездия за его преступления. В стихотворении «Отомсти» Е.Смирницкой рисуется картина сожженного села, где когда-то цвел «дивный сад», а теперь «пусто и уныло, пни горелые торчат, словно над могилой…». Но автор не ограничивается лишь изображением разорения и пожарищ. Заканчивает стихотворение призывом:

Пятна крови на снегу

Призывают к мести

Бей же метко по врагу,

Бей его на месте.

10 января 1944г.


Ведущий 1.

Тема воинского подвига – еще одна тема амурской поэзии периода Великое Отечественной Войны. Стихотворение Е. Смирницкой «Светлана» рассказывает о простой девушке, «тихой, скромной и упрямой, с длинной косой». Услышав «голос Родины могучей», Светлана ушла в партизаны и научилась убивать «немца-зверя», за что и была приставлена к награде.


Ученик 1.

Естественно, что особенно много публикаций «Амурская правда» посвящена трудовому подвигу амурчан. Это и понятно: чем еще они могли помочь фронту? Такие произведения, как «Военная осень» Н.Сидорина, «Героям», «Наташа», «На севе будь фронтовиком». «Орлёнок»Е.Смирницкой,рассказывают о трудовых подвигах в тылу. Девизом всех этих рассказов могли быть строки Н. Бахтюкова: «На севе будь фронтовиком». И слова К. Овечкина:


Пролети над любимым городом.

Здесь работают, любят ждут,

Дни и ночи без устали, гордо

Здесь победу люди куют.

Ученик 2.

Большое место среди художественных материалов занимают сатирические материалы. Высмеивается Гитлер и его армия. Особенно много таких публикаций в газетах 1942 года, часто они сопровождаются карикатурами.

Чтец 1.

Транспорт германский зимою суровой Справится честно с задачею новой,

К свалке вагоны помчатся, стуча,

Нечисть фашистскую прочь волоча.


(Звучит песня «Священная война»)





Домашнее задание.


1.Учащимся предлагается поискать в подшивках газеты «Ленинский путь»

стихотворения военных лет белогорских поэтов. Выучить понравившееся.

2.Иллюстрировать стихотворение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Морозова Елена Ивановна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства