литературно-методический анализ художественного произведения.К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Литературно-методический анализ художественного произведения.К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Формирование, развитие, обогащение читательских умений школьников является важнейшим содержанием деятельности учителя литературы, обеспечивающим интерес учеников к чтению, способность находить в литературном произведении ответы на волнующие подростков нравственные проблемы, постигать художественную ценность произведения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«литературно-методический анализ художественного произведения.К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»»
Текстовый литературно-методический анализ художественного произведения.
Формирование, развитие, обогащение читательских умений школьников является важнейшим содержанием деятельности учителя литературы, обеспечивающим интерес учеников к чтению, способность находить в литературном произведении ответы на волнующие подростков нравственные проблемы, постигать художественную ценность произведения.
Покажем это на примере изучения повести К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в четвертом классе и рассмотрим, как в результате анализа в единстве содержания и формы произведения (в осмыслении проблем, образной системы, композиционных особенностей, жанрового своеобразия, авторской позиции)-вырабатываются важные «стержневые» умения.
Итак, рассказ прочитан ребятами дома. Но учитель намечает способы, как пробудить на данном уроке интерес школьников к более глубокому прочтению произведения Паустовского «Корзина с еловыми шишками». На первом подготовленном этапе необходима подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения.
Что же может стать таким мотивом?
Рассмотрим план-конспект проведенного урока.
«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»(урок чтения в 4-ом классе по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Цель урока: разобраться вместе с ребятами в смысле следующих слов «Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
Эти слова Дагни Педерсон, героини рассказа. Предлагается ребятам поговорить о том, что делает человека счастливым.
На уроке мы проводим исследовательскую работу с текстом, поэтому это не совсем обычный урок, а урок-исследование.
Начинаем знакомство с рассказом необычно. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова: «…чем должен жить человек»…)
-Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие).
-Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)
-В литературе это называется риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. (Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься).
-О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
Ответ заранее подготовившегося ученика с кратким сообщением о жизни норвежского композитора Эдварда Грига.
Слушаем пьесу Э.Грига «Утро». Эта музыка подготавливает учащихся к восприятию рассказа.
-Что представляли, слушая музыку? Какие картины рисовались вашему взору?
-Какие чувства пробудила в вас музыка?
-Какое настроение вызвала? («Эта музыка пробуждает в нас добрые чувства; она живая, чистая; хочется быть добрым; она какая-то грустная и печальная»-ответы детей).
А теперь обратимся к произведению и вспомним какова композиция этого рассказа? Сколько в нем частей? Как вы их озаглавили? Почему так построен рассказ?( 4 части, дети читают план).
-Такая композиция позволяет показать события в жизни главных героев-Грига и Дагни. Каждый эпизод важен.
Давайте перескажем сюжет?
-Что такое сюжет?
-Найдите и прочитайте в I части описание осеннего леса. Для чего Паустовский вводит его в произведение? (Лес как в сказке, волшебный, загадочный). И встреча для Дагни с композитором как сказка, которая вошла в ее жизнь. Описание леса дает почувствовать всю прелесть окружающего мира. В этом описании много эпитетов. Лес в медно-золотом осеннем убранстве. В картине преобладают жизнерадостные светлые и грустные тона, как и в музыке Грига. По своему жанру это лирический рассказ. Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.) Инсценирование. В это время звучит Э.Грига «Песня Сольвейг»
На следующем этапе урока проводится исследовательская работа по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы (их три) может выбрать себе вопрос и дать на него ответ.
1 группа «Что произошло с Дагни?»
-Какой стала Дагни? Опишите ее.
-Куда ее отправил отец?
-Какие эмоции вызывало у нее посещение театра?
2 группа Какой же подарок решил сделать композитор девочке?
-Рассказать, как Дагни слушала музыку?
-Почему он решил сделать ей подарок? (Потому что у нее доброе сердце, умеет думать о других.
-Почему он не захотел сделать его сразу? (Такие вещи не дарят маленьким детям, дети не всегда понимают сложную музыку).
3 группа Перечитайте отрывок из рассказа, как звучала музыка?
-Как называют этот прием?
Итак, ребята работают в группах, приглушенно звучит музыка Э.Грига.
Читают текст «Мелодия уже не пела, она уже звала. Музыка была живая. Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…
Работа под музыку «Песня Сольвейг» Грига.
Вопросы всему классу.
-А разве может быть музыка живой. (Ответы детей)
Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет ее человеческими качествами.
Ребята, как называется этот прием?
Ответ: «Олицетворение».
-Что представляла Дагни, слушая музыку? Послушаем отрывок музыкального произведения Э.Грига «Утро» (прослушивание музыки)
-Какие картины предстали перед глазами Дагни? (Поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море).
Проведем следующую исследовательскую работу:
-Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Слезы благодарности)
-О чем думала Дагни, выходя из парка? (Читаем текст)
-Как вы думаете ребята, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
Ответы детей:
-Корзина сыграла огромную роль в жизни Дагни. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила бы Грига.-Если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!
-Так чему же учит это произведение?
-Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?
Дома, ребята, прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.