Цель урока: формирование целостного представления темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области.
Задачи урока:
Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.
Анализируя содержание произведений, показать, как поэты Северо-Казахстанской области посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной земле, родной природе, людям, живущим рядом с ними.
Формировать у учащихся духовно-нравственные потребности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Свет родных берёз"»
Тема урока:«Свет родных берёз…»
Цель урока: формирование целостного представления темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области.
Задачи урока:
Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.
Анализируя содержание произведений, показать, как поэты Северо-Казахстанской области посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной земле, родной природе, людям, живущим рядом с ними.
Формировать у учащихся духовно-нравственные потребности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок – презентация
Методы: исследовательский, КТД
Оборудование:
Интерактивная доска, слайды, выставка книг, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов.
Эпиграф к уроку
«Мы судьбе подвластны, знаю,
Но и в дальней стороне
Будет родина степная,
Как березка, жить во мне»
М. Жумабаев
Ход урока
Учитель читает эпиграф урока.
Учитель: Этими строками замечательного поэта, нашего земляка, Магжана Жумабаева я начинаю урок знакомства с творчеством поэтов Северо-Казахстанской области, посвященным родной стороне.
Наша область дала стране далеко не последние в литературе и искусстве имена. Все нам известны и дороги имена Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Магжана Жумабаева, Ивана Шухова и многих других талантливых людей.
Сегодня мы обратимся именно к их творчеству. Пусть не все они родились в нашей области, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой это благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях. А кто-то из них родился здесь, в нашей области, уехал ,но до сих пор продолжает любить свой родной, белоствольный край…
Выступление учащегося о берёзе, презентация..
(чтение учащихся своих стихотворений о берёзе)
Учитель: Береза – неотъемлемая часть природы нашей страны, она является символом красоты и любви, символом памяти… О берёзе писали в своих произведениях Афанасий Фет, Николай Рубцов, Андрей Дементьев, Сергей Есенин …
Сергей Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Особое место уделяют этому прекрасному белоствольному дереву с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками, и наши поэты…
Ведь это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля.
береза является символом родного дома, родной земли; поэты изображают берёзу как нечто изначальное, без чего невозможен человек;
береза – символ стойкости, мужества, надежды и света;
береза – символ памяти, бессмертия всего живого, где и берёза, и человек – части этого живого;
с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе;
поэты оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина;
поэты показывают её в разное время года.
Сегодня мы постараемся показать вам на нашем уроке, что немаловажное место занимает образ белоствольной берёзы и у наших поэтов – земляков..Основными темами их творчества являются образ Родины, берёзы, родного города…
1 учащийся: Владимир Георгиевич Шестериков родился в 1939 году, в Северо-Казахстанской области в совхозе «Чистовский», в котором его отец проложил первую борозду. Прикованный с детства на десять лет к постели тяжелым недугом, он сумел окончить среднюю школу, а затем факультет истории, литературы и русского языка Петропавловского педагогического института.
2 учащийся: Творческую путевку молодому Шестерикову дал большой мастер художественного слова Иван Шухов: «Поэзия Владимира Шестерикова проникнута любовью к взрастившей, вскормившей его североказахстанской земле общей нашей с ним – родине. Рад буду видеть Владимира Шестерикова в ряду таких писателей, коих Бог не обидел ни душой, ни талантом!»
Учитель: Для Владимира Шестерикова казахская степь – это вечная красота. Пусть здесь не так часто кричат перепела и коростели, не пахнет цветами, но степь прекрасна и полна жизни. Стихи Шестерикова учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее, трепетнее и чище, чем признание в любви к родному городу.
1 чтец:
Стихотворение В. Шестерикова
«Пари над степью, словно парус»
Красуйся, город Петропавловск,
Среди берез, среди полей,
Пари над степью, слово парус,
Во славу Родины моей.
Седой Ишим в степи широкой
Легенды древни хранит…
На стыке Азии с Европой
Мой город, как батыр, стоит.
Нам прадеды в ладу и мире
Жить завещали на года,
Нас звали с давних пор: тамыры,
А это значит – навсегда!
И потому так ясны зори
Над жарким золотом полей.
Пари над степью, милый город,
Во славу Родины моей.
Тернист наш путь. Но мы по праву
В грядущий светлый день глядим.
И как отцов и дедов славой,
Гордимся городом своим.
Учитель: Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем в стихах поэтов-земляков.
1 учащийся: Наш земляк, поэт – Иван Плетухин поездил немало, много видел родных стран, но он всегда возвращался на Родину, в свой родной Петропавловск. Где бы не находился поэт тоска по родному городу является его постоянный спутницей. Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником его вдохновения.
2 чтец: Стихотворение И. Плетухина
«И вот я здесь. Мой отчий дом».
И вот я здесь. Мой отчий дом –
В краю степей, в краю озер,
Где, сколько видит глаз кругом,
Нет ни морей, ни синих гор,
Где воздух чист и даль светла
А зори красками богаты,
Где сплошь у каждого села
Свои улыбчивые хаты
И я бегу, как ветер, в степь,
Валюсь на землю с солнцем вместе
И слушаю, как спелый хлеб
Поет все ту, все ту же песню.
Я начинаю понимать
Язык полей и птичье пенье.
Мне это степь дает, как мать,
Приют
Тепло
И вдохновенье.
3 чтец: Стихотворение И. Плетухина «Над рекой Ишимом».
Я ездил по стране немало,
Но куда б судьба не завела,
Каждый раз мне так не доставало,
Милый город, твоего тепла.
Любовался я зеленым Крымом,
Колесил по горному Алтаю,
Но вот лучшего, чем над рекой Ишимом,
Города не видел и не знаю.
Вот и снова вдаль меня увозит
Поезд, мой товарищ путевой,
И спешат, спешат, катясь колеса,
Разговор ведут между собой.
Поворот, еще, и в дымке слева
Виден телевышки острый парус.
Снова в сердце грустные напевы,
До свиданья, милый Петропавловск.
Снова ты ночами будешь сниться,
Подчинять себе мои желанья…
Чтоб к тебе я мог всегда стремиться,
Нам нужны такие расставанья.
1 учащийся: Валентина Васильевна Горбенко-Суслова родилась в 1958 году, в селе Крещенка, Сергеевского района, Северо-Казахстанской области в замечательной семье.
Есть много слов. Они вмещают
В себя любовь, добро, тепло,
Ошибки многие прощают,
Переживут чужое зло
Роднит слова надежный корень
Он продолжает род людской
Родители. Родные. Родина.
Смысл этих слов святых простой.
2 учащийся. Валентина Васильевна окончила Петропавловский педагогический институт им. К.Д. Ушинского, филологический факультет, работала в школе учителем. Писать стихи начала с 5 лет, а с 1972 года печатается в районных, городских, областных и республиканских изданиях. В 1997 году в Петропавловске вышел в свет поэтический сборник «Негромкое эхо». В 2005 году вышла книга «Прости и мне». Ее стихи положены на музыку композиторами Северного Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.
1 учащийся: Валентина Васильевна с 1975 года- в Петропавловске. За 30 лет наш город стал для нее близким и родным, с ним ее много связывает. Ему она признается в любви, для нее он стал ангелом-хранителем. Ему она посвящает стихи и песни. Петропавловск – ее судьба, ее – «город в ладони»
4 чтец. Стихотворение «Танго моей души»
Щедрый подарок судьба мне послала –
Давнюю встречу в тобой,
Достопочтенный друг Петропавловск,
Город любимый мой.
То серебро нашей памятной встречи
Я на висках берегу.
И без тебя, ненаглядный, сердечный,
Жить уже не могу.
Сердце за строчкою строчку стучало –
Слушал ты их в тиши.
Мой – не Камчатский – родной Петропавловск –
Там, где течет Ишим.
Милый, застенчивый, провинциальный,
Встречи с тобой хороши.
Каждая – как приглашенье на танец –
Танго моей души…
1 учащийся: Энгельс Романович Андронов.
Родился 5 мая 1924 года в Курганской области. Он прошел долгий и нелегкий ратный и трудовой путь, воевал в гвардейских частях, имеет ранения и боевые награды. После возвращения с фронта работал в школах Тюменской и нашей областей, был, в частности, директором Чаглинской средней школы нынешнего Аккаинского района. Переехав в Петропавловск, работал на ТЭЦ-2, заведовал отделениями Петропавловского экономического колледжа, преподавал там технические дисциплины.
2 учащийся: Что же для Энгельса Андронова означает понятие Родина?
Я из тех, кто кляня свои годы,
Не спросясь у мамани, тайком
Через версты шагал в непогоду
В комсомольский свой сельский райком.
В заявлениях: «Просим направить!»
Коль в опасности Родина мать,
Нам ее невозможно оставить
Мы просились на фронт воевать.
Учитель: Родина для Э. Адронова это понятие, которое сливается воедино. Это его родной дом, мать, любимая – все то, что она идет защищать от врага, все то, что ему так близко и мило. Это место рождения и смерти, родная природа, с березоньками-невестами, с кувшинками на озерах, с широкими полями и степями.
5 чтец: Стихотворение Энгельса Андронова
«Старые мотивы»
Старые мотивы
В песню слово просят
Про родные нивы,
Про луга, где косят.
Про красу-рябину
Да про ширь полей
И про даль равнины
С красотой своей.
Млеют перелески
В мареве зари,
Березонькам-невестам
Радость подарив.
Кувшинки по озерам,
Ожерелья ив –
Все окинет взором
Старенький мотив.
Давние мотивы
Новой песней льются,
Трелью говорливой
В сердце остаются.
Слайд № 18
1 учащийся: Очень долгое время работал в Петропавловском университете, на филологическом факультете профессор – Валерий Иосифович Любушин. Он пишет замечательные стихи. В своем сборнике «Казахстанская сюита» он открывает читателям свое видение мира. Так что же для поэта входит в понятие «Родина»?
6 чтец: Стихотворение В. Любушина
«Шелестела береза речистая»
Шелестела береза речистая,
Всей листвою шептала своей.
И дышало вверху небо чистое,
И тянулся в нем клин журавлей.
Ворковали цветы, колобродили,
Улыбались, галдели – их бал.
Как, танцуя в полете уветливо.
Мотылек от восторга порхал.
И вдали узкой лентою торною,
Вся от свежести синью восстав,
Убегала речушка задорная,
Гордость девичью солнцу отдав.
Я лежал, немотою пронизанный,
Весь уставший от бед, суеты.
На роду мне, как видно, написано
Не прожить без такой красоты.
2 учащийся: Для Валерия Иосифовича родина – это «речистая береза», чистое небо, по которому тянется клин журавлей. Это бал цветов, с которыми танцует мотылек, задорная речушка, отдающая свою девичью гордость солнцу. Для поэта красота родины – это ишимские луга, сияющие на солнце, горчащая полынь, зеленеющие колки и сады. Поэт не мыслит своей жизни без родного Петропавловска. Для него родной город – «вольная птица», среди степных ковылей, а его улицы – живые, бегущие в разные концы света, улыбающиеся и кружащиеся в объятьях березок-подруг.
7 чтец: Стихотворение Валерия Любушина
«Мой город, как вольная птица»
Мой город, как вольная птица,
Взлетел средь степных ковылей,
Ему бы не грех загордиться
Красой первозданной своей.
Проспекты и улицы дружно
На запад, восток и на юг
Бегут, улыбаются, кружат
В объятьях березок-подруг.
Подгорье с поэмой—собором,
Базаров веселый шумок,
Вокзалы с гудошным напором,
Окраин курящий дымок.
А рядом клинком серебристым
Мелькает красавец Ишим,
И вечером в сумерках мглистых
К его берегам мы спешим.
Я верю в свой город прекрасный,
Обид на него не таю,
И думаю, что не напрасно
Я сердце ему отдаю.
Учитель: Любовь к Родине… Есть в этой любви, как и во всякой любви что-то неуловимо таинственное. Как мы уже увидели, что любовь к Родине, для каждого человека и поэта означает, что-то свое, но для всех очень важное в жизни.
1 учащийся: Нам особо хочется рассказать об Александре Курлене.
Немногим известно, что Александр Юрьевич свое детство и юность провел в Рабочем поселке на улице Урожайной. Закончил Петропавловский педагогический институт, филологический факультет. Безумно увлекался театром, играл в студенческом театре «Пилигрим», потом служба в армии, звание офицера запаса.
2 учащийся. С 1983 по 1992 годы работал в школе учителем, а затем заместителем директора по воспитательной работе. Для Александра Юрьевича Родина – это в первую очередь родной Петропавловск, которому он всем обязан и которым очень гордится.
8 чтец: Стихотворение Александра Курлени
«Как первую в жизни любовь»
К родным городам мы душой привыкаем с рожденья
И в сердце храним их, как первую в жизни любовь.
Мой город, с тебя начинал я свое восхожденье,
К тебе, как к истоку любви, возвращаюсь я вновь.
Ты с зарею меня подними, мой родной Петропавловск,
Проводи по своим мостовым, площадям и дворам,
Чтоб с лучами целинного солнца мне в душу запало
Все, что с самого детства так близко и дорого нам.
В монументах застыла история славы и доблести,
И батыры ведут меж собой перекличку времен,
И алеют цветы продолжением памятной повести
У склоненных над пламенем скорби гранитных знамен.
Почетный твой возраст веками уже измерялся,
Но юные веют над древней землею ветра,
И вижу, как с каждым рассветом твой облик меняется
И завтра ты будешь прекрасней, чем вчера
Я желаю тебе, нестареющий друг мой сердечный
Петропавловск – моя колыбель под счастливой звездой,
Хорошеть и стоять над ишимскими водами вечно.
Чтоб во все времена горожане гордились тобой!
Учитель: Читая стихи Александра Юрьевича Курлени, видишь в этом талантливом авторе глубину философского понимания жизни. В его поэзии главным критерием является любовь ко всему, что связывает нас с этим миром, к ближнему, к Богу, к Родине. Поэт – сын своей земли и своего времени. Его чувства к Родине с годами становятся все более острыми и щемящими.
1 ученик: Валентина Гапуровна Дмитриченко родилась в 1956 году в селе Лузинка, которое находится в нашей области. В Казахстане окончила школу, работала преподавателем, воспитателем, библиотекарем. Всегда очень любила стихи и писала их уже в школе..
2 ученик.
В 1976 году переехала в Ставропольский край, выпустила пять поэтических сборников. Её поэзия «дышит воздухом Родины, её историей, её красотой, предельной открытостью и пронзительной красотой…» Она чувствует неразрывную связь со своей родной землею, с родиной. Вместе с Родиной она переживает горести и невзгоды, радуется её победам.
9 чтец.
Казахстан
Валентина Дмитриченко
Мой вагон проплывёт за товарной цистерной, И прогнутся под тяжестью груза пути. Трёхминутной стоянки мне хватит, наверно, Чтобы, взяв чемодан, на платформу сойти. Сколько раз я с неё уезжала в туманы За обещанной жизнью счастливой судьбой... Сколько раз мне судьба та - нутро, как карманы- Выворачивала и звала за собой. Жарким полднем июльским иль утром морозным, В оглушительном лязге вагонных колёс, Мой приезд оглашался гудком паровозным, Долетая до неба, до солнца, до звёзд! Казахстан! То снегов белоснежные шкуры, То разлив, но люблю одинаково я Голубую звезду над твоим Байконуром И сухую былинку над устьем ручья!
10 чтец.
Валентина Дмитриченко
Родному Петропавловску
Я вернусь в этот город, знакомый до слёз,
Где и мне иногда улыбалась удача
И под сенью, посаженных мною берёз,
Постою в тишине, помолюсь и поплачу.
В этом городе - осень - ни с чем не сравнить.
Здесь была я счастливой и юной когда-то.
Я хотела бы в сердце своём сохранить
Эту тихую светлую грусть листопада.
Я вернусь! Я приеду, как только смогу -
Где бы я ни жила, где б меня ни носило -
В город мой на ишимском крутом берегу,
Где беру я свои вдохновенье и силу!
(прослушивание музыкальной композиции, написанной на стихи поэтессы)
- Творческое задание для учащихся: написать стихотворение или эссе о берёзе….
Просмотр видеоролика о родном городе Петропавловске.
Учитель: Ребята, уважаемые гости, очень хочется, чтобы сегодняшнее встреча с поэзией поэтов североказахстанской области оставила след в вашем сердце. Их поэзия полна любви к людям, родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.
(вручение пожеланий всем присутствующим и участников мероприятия)