Летературная игра по произведениям А.П.Гайдара - одна из серии игр по литературе.
Цели урока:
Воспитание духовно развитой личности, формирование собственного мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству А.П.Гайдара.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся.
Воспитание чувства сопричастности к судьбе Родины в сложном контексте российской истории.
В интересной и занимательной форме дети расширяют свой кругозор, развивают навыки серьезного и вдумчивого чтения произведений литературы 20 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по произведениям А.П.Гайдара »
Автор – составитель
Рубцова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы.
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», г. Качканар
Литературная игра по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
«Дорогою добра»
7 класс
Цели урока:
Воспитание духовно развитой личности, формирование собственного мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству А.П.Гайдара.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся.
Воспитание чувства сопричастности к судьбе Родины в сложном контексте российской истории.
На доске эпиграф к уроку.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар…
С. Михалков
Оформление класса: фотографии писателя и его родных, выставка иллюстраций учащихся к повести Гайдара, макеты обложки книги, книжная выставка.
Ход урока.
Вступление.
Когда я была совсем маленькой, любила ходить в центральную библиотеку моего родного города. Это было новое просторное светлое здание с несколькими читальными залами, с огромными рядами стеллажей, заполненных книгами снизу доверху. Это было просто чудо какое-то. Не верилось, что можно прочитать всё, что было в этой детской библиотеке. А называли мы её между собой ласково «гайдарка», совершенно не задумываясь, почему. Но однажды, проходя в вестибюле в очередной раз мимо красивой надписи на стене, я задумалась. Это были слова детского поэта С. Михалкова. (Обращаем внимание на эпиграф). С тех пор Аркадий Гайдар на долгие годы стал моим любимым писателем. Прошло очень много лет. Мне очень хочется узнать, читают ли книги из моего детства современные дети, способны ли они понять тот оптимизм, то жизнеутверждение, которое несёт каждая из книг этого человека со сложной и тяжёлой судьбой. Сегодня мы с вами поговорим об Аркадии Петровиче Гайдаре, о его замечательной книге, на которой воспитывалось не одно поколение – о повести «Тимур и его команда». Очень не хотелось бы, вспоминая о своём детстве, читать нравоучения и быть назидательно- скучной, поэтому разговор о книге пойдёт, как обычно, в форме игры. О желании принять в ней участие заявили 4 команды.
1) Конкурс «Литературный верификатор».
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы кое-что читали о жизни и творчестве А.П. Гайдара. Я задаю вопросы по очереди командам, вы можете посовещаться, вспомнить то, о чём вы читали. За правильный ответ 1 балл. Если вы прокомментируете свой ответ, заработаете дополнительный балл. В случае, если не сможет ответить команда, которой вопрос задан, в разговор может вступить команда соперников и заработать дополнительный балл соей команде. Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чём-то впервые, постарайтесь запомнить.
Верите ли вы, что А.Гайдар был родственником М.Ю.Лермонтова? (Да, по линии матери).
Верите ли вы, что А.Гайдар родился 9 февраля 1904 года в Курской губернии? (Нет, 9 января).
Верите ли вы, что Пётр Исидорович, отец писателя, был крестьянского происхождения и работал учителем? (Да, когда жили в Льгове, Курской губернии).
Верите ли вы, что детство А.Гайдара прошло в Арзамасе? (Да, писатель жил там с 8 до 14 лет).
Верите ли вы, что А.Гайдар учился в церковно-приходской школе? (Нет, в реальном училище).
Верите ли вы, что отец А.Гайдара служил полковником во время Первой мировой войны? (Нет, солдатом).
Верите ли вы, что А.Гайдар в 14 лет вступил в партию большевиков? (Да, он активно выполнял поручения арзамасского большевистского штаба).
Верите ли вы, что А.Гайдар служил в Белой гвардии? (Нет, в Красной Армии).
Верите ли вы, что в 17 лет А.Гайдар командовал полком? (Да, под Воронежем, а затем в Тамбовской губернии).
Верите ли вы, что фронтовая дружба связывала А.Гайдара с Тухачевским? (Да, вместе на Тамбовщине сражались с бандами Антонова. Именно на Тамбовщине впервые по предложению А.П. была использована тактика так называемых «прощёных днейла использована тактика так называемых "0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000», которую ныне уже неоднократно использовали российские силовики в Чечне. Народ оповещали, что такого-то числа всякий мятежник, добровольно явившийся с повинной и пообещавший больше не участвовать в выступлениях, будет отпущен на все четыре стороны. Ему за участие в бандформировании ничего не будет. Тогда под Тамбовом, как считают исследователи, таким образом удалось спасти от уничтожения более 6000 человек).
Верите ли вы, что А.Гайдар двадцатилетним юношей был уволен из армии в запас? (Да, по состоянию здоровья).
Верите ли вы, что посоветовал А.Гайдару писать книги С.Будённый? (Нет, М.Фрунзе).
Верите ли вы, что А.Гайдар некоторое время жил в Перми и в Свердловске и был сотрудником газет «Уральский рабочий» и «Пермская звезда»? (Да, два года, с 1927 по 1929.).
Верите ли вы, что А.Гайдар посвятил И.Сталину одну из своих книг? (Нет, ни разу даже имя вождя страны не встречается на страницах книг Гайдара).
Верите ли вы, что А.Гайдар во время Великой Отечественной войны был лётчиком? (Нет, военкором «Комсомольской правды»).
Верите ли вы, что А.Гайдар, попав в окружение, оказался в партизанском отряде и отказался от эвакуации в тыл? (Да, ему предлагали вывезти на самолёте, но он отказался покинуть товарищей).
2) Конкурс «Удивительная автобиография».
Что такое автобиография вы уже знаете. Что это за документ? Так вот, Гайдара вполне можно включать в какую угодно книгу рекордов как автора самой краткой автобиографии. Кто из вас знает, как она выглядит? (4 балла за правильный ответ)
Рожденье
Воспитанье.
Воеванье.
Писанье.
3) Конкурс «Что такое псевдоним?».
Мы с вами совсем недавно на уроках литературы говорили о том, что такое псевдоним. Вы знаете, что настоящая фамилия писателя – Голиков. Но публиковал свои произведения он под псевдонимом. А что значит этот псевдоним? Сам писатель по этому поводу комментариев не давал и предоставил широкий простор для различных версий. Существуют три достаточно известные. Если вы вспомните, какие именно, то сумеете заработать по 2 балла за каждый правильный ответ.
Наиболее традиционная из них: «гайдар» - это «всадник, скачущий впереди». Так якобы в старину монголы называли того, кто ехал верхом в разведывательном дозоре перед отрядом. Впрочем, это мог быть и пастух. Он тоже едет впереди стада.
В Хакасии, где довелось воевать будущему писателю, слово «хайдар» означает вопрос «куда, в какую сторону?». Местные жители всегда его задавали, когда видели, что Аркадий Петрович отправляется со своими бойцами на очередную операцию. Может быть, приглянулось это слово молодому командиру.
Наиболее изящную версию высказал сын писателя Тимур. «Гайдар» - это аббревиатура, составленная писателем-романтиком. «Г» - Голиков. «АЙ» - первая и последняя буквы его имени:Аркадий. А вот «ДАР» на самом деле следовало бы писать «дАР», на французский манер. Так писатель обозначил своё географическое происхождение: «из Арзамаса».
4) Конкурс «Литературная разминка».
Одна из лучших повестей писателя – повесть «Тимур и его команда» была написана на основе киносценария и опубликована осенью 1940 года. Для того, чтобы хорошо понять содержание произведения, нужно уметь внимательно читать. Начнём мы разговор о самой книге с небольшой разминки. Мы выясним, кто внимательнее всех прочитал книгу. За каждый правильный ответ 1 балл.
Сколько лет Жене? (13)
Какую фамилию носят Ольга и Женя? (Александровы)
Кто заставил Женю в день приезда заночевать на незнакомой даче? (Собака)
На каком инструменте играла Ольга? (На аккордеоне)
Что означала звезда на воротах дома? (Что дом находится под защитой тимуровцев)
За что бабка поколотила Нюрку? (Пропала коза)
Что сделали тимуровцы для старухи-молочницы? (Наполнили кадку водой)
Какой официальный документ составили тимуровцы квакинцам? (Ультиматум)
Брат и отец его были матросами. Кто это? (Гейка)
Про кого Гейка сказал: «Этакий балабон. Скажет сто слов, а надо бы четыре». (Про Симу Симакова)
Что сделали с парламентёрами квакинцы? (Закрыли в часовне)
Кроме Жени, в команде Тимура были ещё девочки. Кто? (Таня и Нюрка)
Почему Тимур открыл тайну о своих друзьях дедушке Коли? (Нужна была помощь)
Как добралась Женя ночью до Москвы? (Тимур довёз на мотоцикле)
На чём уезжал из Москвы отец Жени и Ольги? (На бронепоезде)
Капитаном каких войск был Георгий Гараев? (Танковых)
5) Конкурс «Современная книга».
К сожалению, я уже много лет не вижу, чтобы эта замечательная повесть переиздавалась. Кому-то, очевидно, показалось, что книга устарела и стала неинтересна современному читателю. Мне кажется, скоро это время пройдёт, ведь такие добрые, честные, светлые истории не устаревают. Как же должна выглядеть эта книга сегодня, чтобы читатель с первого же взгляда на неё захотел взять её в руки и прочитать? Я предложила придумать свой макет обложки нового издания. Защитите свой проект. Максимальная оценка 5 баллов.
6) Конкурс «Литературный герой».
Для участия в следующем конкурсе мне нужны представители от каждой команды. Погрузимся в текст повести. Представьте себя одним из героев повести. Каким? Узнайте себя по портрету. Ответьте на несколько вопросов. Максимальная оценка 4 балла.
Вы – высокий темноволосый мальчуган. На Вас лёгкие чёрные брюки и тёмно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой. Кто Вы? (Тимур)
Сколько Вам лет?
Что любил делать Ваш дядя, когда у него было хорошее настроение?
Что произошло в саду дома № 24?
Про Вас сказали: «У калитки неизвестная девица, красивого вида, стоит с кувшином и покупает молоко. Это, наверно, хозяйка дачи». Кто Вы? (Ольга)
Сколько вам лет?
Почему Вы запрещаете своей сестре дружить с Тимуром?
Когда Ваш отец был проездом в Москве, Вы оказались в городе. Почему?
« Тут оба приятеля заметили под фонарём в конце платформы седого почтенного джентельмена, который, опираясь на палку, спускался по лесенке». Этот джентельмен – Вы. Кто Вы? (Дедушка Коли Колокольчикова)
Кто вы по профессии?
Что держал в руках, помогая Вам, внук Коля в тот момент, когда Вы чинили сломанные стенные часы?
Почему Вы заявили Георгию Гараеву, что его племянник сделал попытку ограбить Ваш дом?
«Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо сказал..» Это Вы. Кто Вы? (Георгий Гараев)
Где и кем Вы работаете?
Чем занимаетесь в свободное от работы время?
Вы единственный, кто в произведении меняет свои костюмы. Их, как минимум, три. Какие?
7) Конкурс «Мы - тимуровцы».
Книга не оставила равнодушными сотни и тысячи ребят и девчонок. Юные читатели хотели быть похожими на придуманных героев, Тимура и его друзей: быть такими же честными, смелыми, добрыми. Герои сошли со страниц книги. Тимуровское движение буквально охватило всю страну сразу после выхода в свет повести. Со страниц газеты «Советская Украина» 9 августа 1941 года Гайдар обратился к читателям:
« Ребята! Прошло меньше года с тех пор, как мною была написана повесть «Тимур и его команда». Злобный враг напал на нашу страну…Ребята, пионеры, славные тимуровцы! Окружите ещё большим вниманием и заботой семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим. Выполняйте их поручения безоговорочно, безотказно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей и хулиганов».
Во время Великой Отечественной войны ребята помогали семьям ушедших на фронт мужчин, поддерживали стариков, присматривали за оставшимися без родительского глаза детьми. И после войны, и сейчас, спустя много лет, тимуровское движение продолжает жить. В нашем городе существует детская общественная организация «Соболята». Одно из направлений работы- тимуровское. Вспомните, какие тимуровские дела вы сделали в этом учебном году.
8) Конкурс «Лучшая иллюстрация».
Книга вам понравилась и запомнилась. С.Маршак писал, что Гайдар «был поэтом с головы до ног и в своём читателе больше всего любил смелое и живое поэтическое воображение». Строки книг Гайдара лаконичны и порой даже скупы. Автор даёт нам возможность самим представить портрет героев, дорисовать в своём воображении ту обстановку, в которой происходят события, подумать о дальнейшем развитии характера героя. Я предложила вам перечитать понравившиеся страницы повести и нарисовать к ним иллюстрацию. Максимальная оценка 5 баллов.
Заключение.
К сожалению, про Гайдара часто говорят такие вещи, которые являются очень даже спорными. Аркадий Петрович прожил жизнь очень короткую, но очень сложную. Время было такое. Однако, для меня и многих людей моего поколения творчество Гайдара – это одна из самых светлых страниц детской литературы 20 века.
На большинстве фотографий Гайдар одет в военную форму. Так он и прожил все свои зрелые годы – постоянно борясь с врагом. И смерть нашёл подобающую – в бою, от вражеской пули. «Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат!» (С.Михалков). Врач, обследовавший тело при перезахоронении, обнаружил, что сразила Аркадия Петровича одна-единственная пуля, угодившая ему прямо в сердце. Обычно в таких случаях гибель наступает мгновенно, однако, судя по заключению медицинского эксперта, Гайдар ещё несколько мгновений боролся со смертью. Даже здесь он остался великим жизнелюбцем. Запомните его таким!
За поясом маузер – тот самый, с которым связано столько событий в повести «Школа». Конец 1918 года. Редкий снимок.
Командир роты Аркадий Голиков.
1920 год. Кавказский фронт.
Семья Голиковых: мать Наталья Аркадьевна,
тетя Дарья Алексеевна, Аркадий – ученик реального училища, сёстры: Катя, Оля и Наташа. 1914 год.