kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература В.М. Гаршин"Сказка о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 4 класс. Сказка о жабе и розе В.М. Гаршина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература В.М. Гаршин"Сказка о жабе и розе"»

Помазкина Ирина Михайловна МКОУ «Далматовская начальная Общеобразовательная школа»



Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цели: 1.Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина;

2.Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

3.Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

4.Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота; 5.Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Оборудование учителя:

мультимедийное оборудование;

учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

Оборудование учащихся:

учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

карточки .

Ход урока

1. Орг. момент

Дыхательная гимнастика.

«В цветочном магазине»

Организация класса.

Слайд 1

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.

2. Вводная беседа.

(5 минут)

– Что напомнила вам эта мелодия, ребята?

– Вы догадались о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой мы познакомились на прошлом уроке.


3. Работа над новым материалом.

Проблемная ситуация

– Я предлагаю сегодня ответить на вопрос и постараться разгадать загадку писателя Гаршина. Слайд 4

Мир жабы злобен:Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье, она сотворена любить.

Вот эти 2 противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня: добро и зло разоблачить.

– Кто-то, может, догадался о чем пойдет речь на уроке?

Сообщение темы и цели урока

Итак, тема нашего урока: «Вечный поединок добра со злом в произведении Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

Слайд 5

Почему автор обратился к такой серьезной теме? Тема поединка добра со злом.

(Писатель был добрым, способным проникнуть в мир души человека, понять его боль. Гаршин понимал, что зло разрушает человека, что оно отвратительно и мешает всему прекрасному. Безусловно, злу надо противостоять).

Прослушаем описание сада. Каким нам показан дикий сад? Аудиозапись

Слайд

(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась. Обстановка вокруг розы убогая, но роза от этого ещё прекраснее).

Что хотел сказать автор в этим описанием?

(Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

А так ли некрасив был этот цветник?

Прочитайте II абзац. Чтение по цепочке 3 ряд.

Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

У. В тексте встретятся названия цветов: хмель, повилика, мышиный горошек, чертополох, желтые коровяки.

слайд

Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?

Подтвердите словами из текста.

(...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов).

У. Описание цветника Гаршин дает в своей сказке не случайно. Подумайте, почему?

Чтобы показать, где, среди каких цветов росла прекрасная роза, – ведь она выделялась из этих диких растений. В цветнике не было больше садовых растений.

Как среди такой красоты выглядела роза?

(Она выглядела торжественной и прекрасной).

Как чувствовала себя роза в этом цветнике?

(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

Работа в парах

Выборочное чтение.

У. Прочитайте описание розы.

Давайте посмотрим на иллюстрацию с изображением розы.

слайд


– Попробуем сравнить, похожа ли эта роза на ту, что описал Гаршин. Разберем описание подробнее.

Что необычного было в распустившейся розе?

Д. Роса, которая утром исчезла, оставила несколько капель. Гаршин сравнивает росинки с чистыми, прозрачными слезинками.

У. Какое используется сравнение при этом?

Д. "Роза точно плакала".

У. Плакала "от счастья жить", – пишет Гаршин. Ребята, а бывает такое?

Д. Да, люди часто плачут от радости, от счастья.

У. Вы слышали когда-нибудь выражение "слезы радости"? Что еще можете сказать про розу по тексту?


Д. Лепестки ее были тонкие, она разливала вокруг себя тонкий и свежий запах.

– Главное для розы: – Счастье жить.

– Что помогает понять счастье розы? – Аромат.

– Найдите строчки. – Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами.

– Что вы поняли?

У. Похожа ли роза на ту, что изображена на иллюстрации?

У. Опишите утро, когда распустилась роза.

Д. Это было хорошее майское утро, все было хорошо, чисто, ясно, утро было прекрасное, небо голубое, свежий утренний ветерок, лучи сиявшего солнца. Всё было мирно и спокойно.

– А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.

Слайд 6

– Говорит ли автор об этом напрямую?

Но в сказке у нас есть еще одна героиня – жаба. Прочитайте ее описание.

– Посмотрите на иллюстрацию.

слайд

– Сравните, так ли выглядела наша героиня?

Д. Так. Она была жирная, старая, с плоским брюхом, которое прилипло к сырой земле. Только глаза у нее были закрыты перепонками. Она едва заметно дышала. Бока ее раздувались, они были бородавчатые и липкие.

У. Какой была жаба по характеру?

Д. Ленивая. Одну лапу жаба отставила в сторону: ей лень было подвинуть ее к брюху.

Жаба была нежизнерадостная. Наверное, прожорливая.

У. Ребята, а кто вам больше теперь нравится, когда мы так подробно описали розу и жабу?

Дети высказываются.

– Сравните розу и жабу

Дети устно сравнивают.

– Итак, перед нами яркие образы двух героинь. Прочитайте последний абзац. Какую важную мысль мы можем извлечь из него?

Д. Жаба была обеспокоена запахом розы. Он ее раздражал.

У. О чем мы можем догадываться уже в начале сказки?

Д. Жаба будет завидовать розе – ведь она намного хуже ее.

– Итак, роза – украшение сада. Она прелестна, жаба ей завидует. Ребята, а можно завидовать красоте другого человека?

Д. Нет. Вообще нельзя завидовать.

У. Завидуют люди не только красоте, но и богатству, успеху в делах, здоровью. Запомните, зависть – это недостойное чувство. Лучше стремиться достичь чего-то в жизни самому, а не завидовать другому.

4. Физминутка

«Волшебный цветок» мультимедиа

5.Работа в группах по карточкам


1. Докажите, что жаба завистлива.

2. Какие слова автор использует для описания жабы?

3.Что она придумала?

4. Докажите, что роза добрая и красивая.

5. Назовите мир вокруг розы.

6. Какими человеческими качествами наделена роза?

Что больше всего хотела роза?

В чем счастье для жабы и розы? Жаба – лень, роза – жизнь.

Чтение по ролям. 1 и 2 группа

– Зачем ему нужна была роза?

– Итак, что же сближает мальчика и розу?

Они оба умирают, оба любили прекрасное.

6 группа мини сочинения.

– Где же кульминация в сказке?

Мальчик боялся умирать?

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

- Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась не услышанной?

- Забыли ли розу после этого случая?

Слайд

– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?

слайд

– Какова же главная мысль сказки?

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Люди, которые делают добро- прекрасны,

жадные и ленивые- отвратительны, их никто не любит.

5. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Слайд.

Итог урока- Вспомните начало нашего урока.

Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Жаба» и «Роза»

Слайд.

Роза – символ добра

Жаба – символ зла

4 группа Слова в защиту жабы

Слайд Домашнее задание: Придумайте и запишите свой конец этой сказки.Рефлексия Чтение наизусь учеником

Я распустилась в чудесном саду,

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живет,

Пусть все вокруг любовью цветет.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моем любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца:

Ребенку цветок я свой отдала.

Слайд

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему











9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литература В.М. Гаршин"Сказка о жабе и розе"

Автор: Помазкина Ирина Михайловна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства