Тема: Литературная сказка Д.Дарчиева «Гамат».
Цель: выявить сказочные образы и элементы поэмы-сказки;
развить у обучающихся внимание к художественному слову
нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование
выразительное чтение;
сопоставить сказку с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и
Людмила».
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки Д.Дарчиева, уметь самостоятельно раскрыть нравственное содержание произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные:
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе, осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков, положительно относится к учению, познавательной деятельности.
Регулятивные:
Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные:
Понимает информацию, представляющую в изобразительной, схематичной форме, осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.
Коммуникативные:
Строит небольшие монологические высказывания, задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формирует собственные мысли, высказывает т обосновывает свою точку зрения.
Ход урока.
-Ребята, посмотрите, какая замечательная погода, какой чудесный вид открывается за окном. Первое, что вы увидели? (Горы). Опишите их. Назовите республику, в которой вы живете? Кого из осетинских писателей вы изучали? Назовите их. А имя Д. Дарчиев вам о чем-нибудь вам говорит? Может кто-то уже догадался, почему я вас об этом спрашиваю?
-Сформулируйте, пожалуйста, тему и цели урока.
- Мы изучили сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Отметили ее особенности, связь с фольклором, много говорили о ее героях. Сегодня для такой работы мы обратимся к сказке Д. Дарчиева «Гамат».
Мы ее начали читать на уроке, а дома вы ее должны были дочитать, сделать пометки.
Перед вами словарный экран. Давайте вспомним значение этих слов.
Султи
Риударан
Камари
Кафхъундар
Завет
Исполин
-Давайте вспомним, с чего начинается поэма А.С.Пушкина? (с посвящения).
- А кому посвящена сказка «Гамат»? (Чтение посвящения на осетинском языке)
- В этом посвящении автор выразил свою надежду. На что ?
- определите вид сказки. По каким признакам вы это определили?
- давайте вспомним основные эпизоды сказки. Вы должны были выполнить работу в парах и сделать иллюстрации к понравившимся вам эпизодам.
2 Викторина.
-Какой основной прием в сказке А.С.Пушкина мы отмечали? (Антитеза ). Приведите примеры антитезы в сказке «Гамат».
-Вы должны были к рисункам, которые сделали, выучить наизусть отрывки из поэмы.
-Назовите понравившиеся выражения из сказки.
- Мальчики, найдите в тексте все названия оружия.
-Девочки, а вы назовите музыкальные инструменты и элементы одежды.
-Проверим, как вы знаете текст.
-Продолжите строку:
1) «Значит, третий мой совет…»
2) «У нее, у той девицы,
Очень длинные ресницы…»
- Какой музыкальный инструмент помог героям сказки? Переведите слово на осетинский язык.
-Обратимся к герою поэмы.
-Почему Гамат отправился убивать кафхъундара?
-Выберите правильный ответ:
-хотел отомстить за своего отца,
-хотел освободить родной край,
-хотел быть героем в глазах Залины.
-Найдите в сказке слова, помогающие определить отношение автора к герою.
- Вы отметили сказочный элемент – число 3. В каких случаях его использует автор?
-Какие уроки народной мудрости вам запомнились?
- Как вы думаете, благодаря чему вернулось счастье в край, где правил кафхъундар: благодаря волшебству или благодаря усилиям людей?
-Прочитайте концовку сказки:
-А когда и вы, ребята,
Ростом станете с Гамата,-
Даст и вам попить Залина
Из волшебного кувшина.
Ребята, если вы обратили внимание, то должны были заметить много интересных вещей на выставке, которую вы организовали. В ней представлены вещи, которые у вас хранились, точнее у ваших бабушек. Среди них волшебный кувшин, из которого каждый сделает по глотку волшебной воды. Тот, который выпьет из него. Буден наделен исполинской силой, но вы должны загадать желание: какую пользу я принесу своему народу, Родине.
Вывод: Итак, мы изучили две сказки, русского и осетинского писателей и увидели, что, несмотря на национальные особенности каждой из них, между ними нет непереходимых границ.
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-Домашнее задание.
1.По выбору : 1.выучить биографию М.Ю.Лермонтова;
2. Наизусть стихотворение с анализом.