kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная сказка Д. Дарчиева "Гамат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная сказка осетинского поэта Д. Дарчиева "Гамат" и поэма А.С. Пушкина "Руслан  и Людмила": в чем сходство и отличие с народными сказками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Tehnologicheskaya-karta-uroka-literatury-v-5-klasse»

Конспект урока литературы "Литературная сказка Д.Дарчиева «Гамат»." (5 класс)



Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

Д.Дарчиев «Гамат». Противопоставление добрых и злых сил в сказке

Цели урока

Цели: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека; выявить сказочные образы и элементы поэмы-сказки; развить у обучающихся внимание к художественному слову, нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование, выразительное чтение; сопоставить сказку с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Ресурсы

Презентация с заданиями; карточки с заданиями.

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных ресурсов;

-технология развивающего обучения;

-групповые технологии;

-проблемный метод.

Планируемые результаты

-предметные-знать сюжетное содержание сказки Д.Дарчиева, уметь самостоятельно раскрыть нравственное содержание произведения; научить приемам анализа литературного произведения.;

-метапредметные-создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях.

-личностные-формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, осознавать трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих поступков, действий, положительно относиться к учению, познавательной деятельности;



Формировать УУД:

Личностные:

1.формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2.познавательный интерес;

3.способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4.определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия по плану.

Коммуникативные:

5.слушать и понимать речь других;

6.принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

7.оформлять свои мысли в устной форме;

8.договариваться с одноклассниками и учителем о нормах поведения.

Познавательные:

9.ориентироваться в своей системе знаний;

10.осуществлять анализ объектов4

11.преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! У меня сегодня очень хорошее настроение, ведь нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?


-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

- Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора.


Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.




- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.


- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.



Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.


Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Целеполагание



.

- Ребята, посмотрите, какая замечательная погода, какой чудесный вид открывается за окном! Первое, что вы увидели за окном? Опишите их. Назовите республику, в которой вы живете? Кого из осетинских писателей вы изучали? Может, кто-то уже догадался, почему я вас об этом спрашиваю?



- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? Подсказкой вам будут слайды.



- А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Литературная сказка Д.Дарчиева «Гамат». ».



-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?


Конечно, перед нами стоит цель: продолжить знакомство с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Мы изучили поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Отметили ее особенности, связь с фольклором, много говорили о героях. Сегодня для такой работы мы обратимся к сказке Д.Дарчиева «Гамат». Мы начали читать ее на уроке, а дома вы ее должны были дочитать сделать пометки.



Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

-Мы будем говорить о творчестве осетинского писателя.



- О жанре сказки.


- Сегодня мы будем говорить о сказках.


Учащиеся дают определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.



-Высказывают свои предположения.

-Рассмотреть слайды и называют особенности сказки как жанра


Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.


Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом


-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

Ваша одноклассница провела небольшую исследовательскую работу, с результатами которой она поделится. Она расскажет нам о том, как создавалась сказка, кому была посвящена.

-Прежде, чем приступим к анализу сказки, вспомним значение непонятных слов. Они представлены на экране.









-Итак, ребята, давайте вспомним, с чего начинается поэма А.С.Пушкина?

-А кому посвящена сказка «Гамат»?

-В этом посвящении автор выразил свою надежду. На что?

-определите вид сказки. По каким признакам вы это определили?

-Давайте вспомним основные эпизоды сказки. Вы должны были выполнить работу в парах и сделать иллюстрации к понравившимся вам эпизодам.


А теперь давайте вспомним, о чем же эта сказка? (Желательно слабые ученики пересказывают содержание сказки).













Ученица рассказывает заранее подготовленный материал. Класс слушает.



Султи

Риударан

Камари

Кафхъундар

Завет

Исполин.

-С посвящения.

-Чтение посвящения на осетинском языке.



Отвечают на вопросы.

Выполняют работу в парах.



Пересказывают содержание сказки.












Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

























ФИЗМИНУТКА


Ребята, вот с каким интересным произведением вы познакомились. А сейчас попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чем ее сходство и отличие от народной.

-Какой основной прием в сказке А.С.Пушкина вы отмечали?

-Приведите примеры антитезы в сказке «Гамат».

-Назовите понравившиеся выражения из сказки.

-Мальчики, найдите в тексте все названия оружия.

-Девочки, а вы назовите музыкальные инструменты и элементы одежды.

-Проверим, как вы знаете текст.

-Продолжите строку:

1) «Значит третий мой совет…»

2) «У нее, у той девицы,

Очень длинные ресницы…».

-Какой музыкальный инструмент помог героям сказки? Переведите его название на осетинский язык.

-Обратимся к герою поэмы.

Опишите его.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары.





-Антитеза












-Работают с текстом.








Ребята описывают героя, отмечают его качества.

Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

5.Работа с презентацией «Композиция сказки»

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Просмотр презентации.



Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации


Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.


6.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

7.Этап включения в систему и повторений.

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

-Найдите в сказке

Зачин;

Присказку;

Концовку.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?


Работа с текстом. Найдите на листах, которые лежат перед вами, зачин, концовку, присказку.





Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.


8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону















9.Этап обобщения изученного на уроке.

Цель: провести самостоятельную работу над текстом.

Задания:

1.Разместить по порядку эпизоды.

2.Узнай по описанию, о ком идет речь?

3.Почему Гамат отправился убивать кафхъундара?

Выберите правильный ответ:

-хотел отомстить за своего отца;

-хотел освободить родной край;

-хотел быть героем в глазах Залины.

-Найдите в тексте слова, которые помогают определить отношение автор к герою.

-Вы отметили сказочный элемент. В каких случаях его использует автор?

-Найдите в этой сказке черты народной.


-Какие уроки народной мудрости вам запомнились?

-Как вы думаете, благодаря ему вернулось счастье в край, где правил кафхъундар: благодаря волшебству или благодаря усилиям людей?

-Дайте определение сказке. Какие виды сказок вы знаете?

-Что такое зачин, концовка, присказка.

Итак, мы изучили две сказки русского и осетинского писателей и увидели, что, несмотря на национальные особенности каждой из них, между ними нет непереходимых границ.



Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.



Самопроверка













Логично и последовательно выражают свою точку зрения.






Наизусть-понятия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

-Как вы оцените свою работу?




- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?


-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были вспомнить, на какие группы делятся сказки. Узнать, в чем сходство и отличие литературной сказки от народной.

- Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

- Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

10.Информация о домашнем задании

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.



Просмотр содержимого документа
«Тема Гамат»

Тема: Литературная сказка Д.Дарчиева «Гамат».

Цель: выявить сказочные образы и элементы поэмы-сказки;

развить у обучающихся внимание к художественному слову

нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование

выразительное чтение;

сопоставить сказку с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и

Людмила».

Планируемые результаты изучения темы:


Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки Д.Дарчиева, уметь самостоятельно раскрыть нравственное содержание произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные:

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе, осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков, положительно относится к учению, познавательной деятельности.

Регулятивные:

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.

Познавательные:

Понимает информацию, представляющую в изобразительной, схематичной форме, осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.

Коммуникативные:

Строит небольшие монологические высказывания, задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формирует собственные мысли, высказывает т обосновывает свою точку зрения.



Ход урока.

-Ребята, посмотрите, какая замечательная погода, какой чудесный вид открывается за окном. Первое, что вы увидели? (Горы). Опишите их. Назовите республику, в которой вы живете? Кого из осетинских писателей вы изучали? Назовите их. А имя Д. Дарчиев вам о чем-нибудь вам говорит? Может кто-то уже догадался, почему я вас об этом спрашиваю?

-Сформулируйте, пожалуйста, тему и цели урока.


- Мы изучили сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Отметили ее особенности, связь с фольклором, много говорили о ее героях. Сегодня для такой работы мы обратимся к сказке Д. Дарчиева «Гамат».

Мы ее начали читать на уроке, а дома вы ее должны были дочитать, сделать пометки.

Перед вами словарный экран. Давайте вспомним значение этих слов.

Султи

Риударан

Камари

Кафхъундар

Завет

Исполин

-Давайте вспомним, с чего начинается поэма А.С.Пушкина? (с посвящения).

- А кому посвящена сказка «Гамат»? (Чтение посвящения на осетинском языке)

- В этом посвящении автор выразил свою надежду. На что ?

- определите вид сказки. По каким признакам вы это определили?

- давайте вспомним основные эпизоды сказки. Вы должны были выполнить работу в парах и сделать иллюстрации к понравившимся вам эпизодам.

2 Викторина.

-Какой основной прием в сказке А.С.Пушкина мы отмечали? (Антитеза ). Приведите примеры антитезы в сказке «Гамат».

-Вы должны были к рисункам, которые сделали, выучить наизусть отрывки из поэмы.

-Назовите понравившиеся выражения из сказки.

- Мальчики, найдите в тексте все названия оружия.

-Девочки, а вы назовите музыкальные инструменты и элементы одежды.

-Проверим, как вы знаете текст.

-Продолжите строку:

1) «Значит, третий мой совет…»

2) «У нее, у той девицы,

Очень длинные ресницы…»

- Какой музыкальный инструмент помог героям сказки? Переведите слово на осетинский язык.

-Обратимся к герою поэмы.

-Почему Гамат отправился убивать кафхъундара?

-Выберите правильный ответ:

-хотел отомстить за своего отца,

-хотел освободить родной край,

-хотел быть героем в глазах Залины.

-Найдите в сказке слова, помогающие определить отношение автора к герою.

- Вы отметили сказочный элемент – число 3. В каких случаях его использует автор?

-Какие уроки народной мудрости вам запомнились?

- Как вы думаете, благодаря чему вернулось счастье в край, где правил кафхъундар: благодаря волшебству или благодаря усилиям людей?

-Прочитайте концовку сказки:

-А когда и вы, ребята,

Ростом станете с Гамата,-

Даст и вам попить Залина

Из волшебного кувшина.

Ребята, если вы обратили внимание, то должны были заметить много интересных вещей на выставке, которую вы организовали. В ней представлены вещи, которые у вас хранились, точнее у ваших бабушек. Среди них волшебный кувшин, из которого каждый сделает по глотку волшебной воды. Тот, который выпьет из него. Буден наделен исполинской силой, но вы должны загадать желание: какую пользу я принесу своему народу, Родине.

Вывод: Итак, мы изучили две сказки, русского и осетинского писателей и увидели, что, несмотря на национальные особенности каждой из них, между ними нет непереходимых границ.

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-Домашнее задание.

1.По выбору : 1.выучить биографию М.Ю.Лермонтова;

2. Наизусть стихотворение с анализом.

Просмотр содержимого презентации
«литературная сказка Д.Дарчиева Гамат»

Литературная сказка Давида Дарчиева «Гамат»

Литературная сказка Давида Дарчиева «Гамат»

Ход урока  Рассказ о поэте. 2. Словарная работа 3. Работа с текстом.

Ход урока

  • Рассказ о поэте.

2. Словарная работа

3. Работа с текстом.

Словарный диктант   Риударан-нагрудные застежки  Камари-пояс  Кафхъундар-кроекодил,дракон  Завет-наказ  Исполин-богатырь

Словарный диктант

Риударан-нагрудные застежки

Камари-пояс

Кафхъундар-кроекодил,дракон

Завет-наказ

Исполин-богатырь

о животных бытовые волшебные о животных бытовые волшебные Типы сказок Сказки   Народные Авторские

о животных

бытовые

волшебные

о животных

бытовые

волшебные

Типы сказок

Сказки

Народные

Авторские

Докажите, что сказка «Гамат» волшебная   Особенности волшебных сказок: Троекратность Чудеса  Волшебные предметы

Докажите, что сказка «Гамат» волшебная

Особенности волшебных сказок:

Троекратность

Чудеса

Волшебные предметы

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная сказка Д. Дарчиева "Гамат"

Автор: Дзуцева Альбина Дзумарбековна

Дата: 08.08.2022

Номер свидетельства: 611561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства