kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление об особенностях лирики Б.Л.Пастернака, изучить его индивидуально -языковой стиль

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста».»



Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования» (ОГДУ ДПО КИРО)

Кафедра социально – гуманитарного образования



Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:

«Обновление содержания и технологий преподавания русского языка и литературы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и Федеральным государственным стандартом среднего общего образования».



Сценарный план урока литературы:


«Лирика Бориса Леонидовича Пастернака.

Анализ стихотворного текста».







Составила: преподаватель русского языка и литературы ОБПОУ «САТТ им. К.К. Рокоссовского»

/Ушаковский филиал /

Горяинова Галина Григорьевна



2017 г.

Тема:


Лирика Бориса Леонидовича Пастернака.

Анализ стихотворного текста



Тип урока: отработки умений и рефлексии


Технологии, использованные в ходе урока: информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговые;

Образовательные технологии:

формирующего обучения (объяснительно-иллюстративные, алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий, дифференцированное обучение с учетом уровня развития);

развивающегося обучения (проблемно-поисковая, «мозговой штурм», критическое мышление, дифференцированное обучение с учетом зоны ближайшего развития);

личностно-ориентированного обучения (сотрудничество в команде, ситуативное обучение);

Здоровьесберегающий элемент (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма, музыкальное сопровождение, соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения).


Цель урока: дать представление об особенностях лирики Б.Л. Пастернака, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания части В 8 в подготовке к ЕГЭ.


Задачи:

Образовательные:

обобщение и расширение умения обучающихся анализировать текст в культурно - лингвистическом аспекте;

совершенствование навыков обучающихся анализировать текст, применять приёмы работы с текстом;

отработка навыка поиска информации, анализа и отбора нужной информации, структурирования информации для создания литературного текста;

совершенствование навыков анализа стихотворного произведения;


Воспитательные:

воспитание нравственных качеств, умения оценивать свои поступки, окружающую действительность, умения сочувствовать, сопереживать, отстаивать свою точку зрения, основ нравственного поведения, развитие речи;

воспитание патриотизма, любви к Родине;

повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива;

воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

привитие навыков самостоятельности в работе, дисциплинированности;

повышать интерес к изучению русской литературы;


Развивающие:

развитие навыка работы в группах;

развитие навыка выразительного чтения текста;

развитие ассоциативного и логического мышления;

формирование познавательного интереса к литературе и другим наукам;

развитие умения обучающихся представлять результаты работы в группе и компьютерные презентации перед аудиторией;

развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти обучающихся;

развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

совершенствование речевых навыков и умений;

умения сопоставлять полученную информацию и делать выводы;

умение оценивать как свою работу, так и работу всей группы в целом.


Межпредметные связи:

русский язык;

литература;

информатика;

история;

изобразительное искусство;

музыка;

философия.


Учебное оборудование (оснащение) занятия:

ПК;

средства мультимедиа;

электронные презентации;

аудио и видео файлы;

раздаточный материал (лист самоконтроля, карточки);

принадлежности для рисования;

стенд «Творчество Б.Л. Пастернака».


Предварительная подготовка:

Для развития коммуникативных и личностных учебных действий обучающимся предложено создать две творческие группы.

В сервисе «Документы» разместить заготовку электронного теста «Выразительные средства языка».

На Рабочем столе разместить файлы с текстами стихотворений («Февраль», «Когда разгуляется», «Светает»).

На Рабочем столе разместить папку с изображениями картин природы.

На Рабочем столе разместить электронный сборник стихов Пастернака.

Установить тематическую заставку на Рабочем столе.

Оформление доски (дата урока, выразительные средства речи для задания части В8 ЕГЭ).


Программное обеспечение:

Операционная система Windows;

браузер Google Chrome;

Программа для создания тестов MyTest;

Microsoft Office PowerPoint 2007;

Microsoft Office Word 2007;

Windows Movie Maker MM26_RU.


Методы обучения:

словесные (работа с текстом, выразительное чтение, цитаты, художественные приёмы);

проблемно-диалоговые (целеполагание, мотивация к изучению материала);

наглядные (иллюстрации, презентация);

практические (групповая работа);

репродуктивные (работа со стихотворным текстом);

проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответы на вопросы);

индуктивные (синтез) (умение обобщать материал);

дедуктивные (анализ) (анализ текста);

самостоятельная работа (исследовательская работа в группах);

метод стимулирования и мотивации (элементы дискуссии).


Организационные формы работы:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.


План урока


Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

Действия преподавателя на уроке

Действия обучающихся на уроке

Универсальные учебные действия

I. Мотивационный этап

0,5 мин

Приветствие

Приветствует

Создается атмосфера доброжелательности и позитивный настрой на урок

II. Актуализация знаний и осуществления первичного действия


5 мин

Беседа, создание проблемной ситуации.

Работа с эпиграфом (постановка целей, задач урока)

Обучающийся зачитывает эпиграф. Остальные слушают, отвечают на вопросы преподавателя, дополняют ответы. Заполняют оценочный лист.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные УУД: общеучебные (формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (анализ, синтез, рассуждение).

Постановка и решение проблем: формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Проверка домашнего задания «Биография и творчество Б. Пастернака»

10 мин

Отчет творческих групп о выполнении домашнего задания

Предоставляет слово обучающимся.

Задает вопросы.

Одна группа слушает, другая демонстрирует, и наоборот. Заполняют оценочный лист.

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: оценка.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение).

Коммуникативные УУД: сотрудничество, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

10 мин

Тестирование на знание выразительно-изобразительных средств речи.

Выполнения задания части В8 ЕГЭ «Выразительно-изобразительные средства в стихотворении «Февраль» Б.Л. Пастернака».

Инструктирует порядок выполнения заданий.

Задает вопросы.

Слушают.

Выполняют тест.

V. Этап реализации построенного проекта

7 мин

Работают со стихотворением «Февраль».

Отвечают на вопросы, дополняют ответы.

Заполняют оценочный лист.

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, самоконтроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные УУД общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (анализ, синтез, подведение под понятие, рассуждение).

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Исследовательская работа в группах (анализ стихотворений)

10 мин

по заданию ЕГЭ части Б8, работа в группах по созданию сочинения - анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака» (Анализ стихотворений Б. Пастернака)

Объясняет ход выполнения исследовательской работы. Координирует работу обучающихся в группах.

Работают в группах по созданию сочинения-анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака». Каждый обучающийся комментирует свою часть работы по анализу текста.

Заполняют оценочный лист.

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

РегулятивныеУУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, самоконтроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные УУД: общеучебные (формулирование познавательной деятельности, применение методов информационного поиска, структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение, знаково-символические действия), логические (анализ, синтез, рассуждение).

Постановка и решение проблем: создание способов решения творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

VII. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Представление результатов исследовательской работы ««Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака»

10 мин

Многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, презентация исследовательских работ на лингвистическую тему

Слушает

Обучающиеся зачитывают сочинение-анализ, дают оценку работе каждого в группе (работа с оценочными листами)

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: оценка.

Познавательные УУД: общеучебные (построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (сравнение)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Выставление оценок, самоанализ и комментарий по оценочным листам

Выясняет качество знаний обучающихся

Подсчитывают баллы, выводят итоговую оценку

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей).

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

6 мин

Составление кластера по теме урока

Создает кластер на доске в виде схемы совместно с обучающими

Создают кластер на доске в виде схемы совместно с преподавателем

Этап включения в систему знаний и повторения

Домашнее задание

0,5 мин

Запись домашнего задания

Задает домашнее задание

Записывают задания в тетрадь

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, песня на стихи Б. Пастернака

Включает клип песни в исполнении С.Никитина

Личностные УУД: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: самоконтроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действий, знаково-символические действия), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, рассуждение).

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.


Ход урока


I. Мотивационный этап

Здравствуйте! (слайд 1).


Сегодня мы проводим урок литературы, на котором вам понадобится применить разные виды универсальных учебных действий, связанных со знаниями не только по литературе, но и другим наукам, т.к. в век информационных технологий современный человек, вращаясь в любой сфере деятельности, должен уметь применять свои знания для решения поставленных задач, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее.

II. Актуализация знаний и осуществления первичного действия

Преподаватель:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством русского писателя XX века Б.Л. Пастернака, его лирикой (слайд 2).


Запишем тему урока.


Эпиграфом к уроку выбраны слова Бориса Пастернака, которые послужат нам подсказкой к определению цели и задач урока (слайд 3).


Слово обучающемуся.

Цель торжества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Б. Пастернак


Преподаватель: Какие же цели и задачи мы поставим?


Обучающиеся отвечают.

Преподаватель обобщает ответы обучающихся:


Таким образом, целью нашего урока будет являться поиск «ключа» для разгадки творчества поэта, секрета его лирики, знакомство с индивидуально-языковым стилем через выразительные средства речи. Кроме этого, проверим свои умения при выполнении задания части В8, которое заключается в знании изобразительно-выразительных средств языка и умении анализировать художественное произведение, составлять свой, оригинальный текст (слайд 4).


А теперь прежде, чем приступить к достижению нашей цели, ответьте на один из предложенных вопросов (слайд 5):

сегодня я узнаю…

я приобрету умения…

я научусь…

у меня получится …

я смогу…


В свой оценочный лист на каждом этапе урока вы должны проставить отметку о выполнении заданий, указанных в карточке самоконтроля. В первый пункт вы уже сейчас можете выставить себе заслуженный 1 балл.


III. Этап локализации индивидуальных затруднений


На прошлом уроке мы рассмотрели эпоху, в которой жил поэт. Вы получили задание на дом по группам с помощью любого программного средства подготовить материал о биографии и творчестве Б.Л. Пастернака.


Демонстрация обучающимися заданий, созданных в группах.


Преподаватель:

Вами проделана большая работа. Эта работа не только ума, но и сердца, вашей души. Вам удалось проследить жизнь на определенных этапах творчества поэта, его мировоззрение, любовь к родине и литературе.

Изучая биографию Пастернака, вы должны были обратить внимание на слова Марины Ивановны Цветаевой о творчестве поэта.

В одном из споров о поэзии Марина Ивановна воскликнула (слайд 6):

«Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила:


Слово обучающемуся.


«Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу. Кому он по глазу?»


Преподаватель:

Разве это не предупреждение для тех, кто отправляется странствовать по безбрежному морю поэзии, название которого «Лирика Бориса Пастернака»?

Вы согласны со мной?


Обучающиеся отвечают.

Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя его страсть к живописи, музыке и интерес к философии.


Преподаватель:

Сейчас вы можете отметить в листе самоконтроля выполнение домашнего задания.


IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений


А теперь мы приступим к разбору заданий части В8 ЕГЭ, которое заключается в знании изобразительно-выразительных средств языка.


Но прежде повторим материал по теме «Выразительные средства языка». Выполним 2 задания:

Тестирование на повторение этой темы.

Анализ стихотворения «Февраль».


Инструкция к выполнению теста.


В сервисе Документы находится электронный тест «Выразительно-изобразительные средства речи», который содержит 5 заданий с одним верным ответом. После выполнения тестирования программа выдаст результат, который вы занесете в ваш лист самоконтроля.


Путь к открытию данного теста следующий (слайд 7):


Рабочий стол → ярлык MyTestStudent → Файл → Открыть → Выразительно-изобразительные средства речи → Открыть → F5 → Фамилия Имя, Класс → Ok


Время выполнения теста 3 минуты.


Тест «Выразительно-изобразительные средства речи».


Задание # 1

Вопрос:

Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) это ...

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Риторический вопрос

2) Анафора

3) Инверсия

4) Оксюморон


Задание # 2

Вопрос:

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок это ...

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Оксюморон

2) Анафора

3) Инверсия

4) Риторический вопрос


Задание # 3

Вопрос:

Риторический вопрос это ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

2) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

3) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

4) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа

5) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое


Задание # 4

Вопрос:

Олицетворение это ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

2) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

3) Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления

4) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

5) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака


Задание # 5

Вопрос:

Сопоставьте понятия, т.е. для каждого варианта из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3) Близкие по значению, но разные по звучанию слова или выражения

4) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

5) Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления


__ Метафора

__ Литота

__ Синонимы

__ Аллегория

__ Гипербола


Ответы:

1) Верный ответ (1 б.): 2;

2) Верный ответ (1 б.): 3;

3) Верный ответ (1 б.): 4;

4) Верный ответ (1 б.): 1;

5) Верные ответы (1 б.):


Работа с презентацией «Выразительно-изобразительные средства в стихотворении «Февраль» Б.Л. Пастернака».

Преподаватель:

Переходим к выполнению 2 задания. Ваша задача определить, какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Февраль» для создания картин природы.

На Рабочем столе открыть файл с текстом стихотворения «Февраль».


Слово обучающемуся (слайд 8).

«Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.


Преподаватель:

Какое настроение вызывает это стихотворение?


Обучающиеся:

В этом стихотворении можно обнаружить, что поэт выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее.


Преподаватель:

А теперь найдите при помощи каких выразительных средств создается это настроение?


В 8. Выбрать из списка те средства выразительности, которые использованы поэтом в стихотворении «Февраль…». и занести в тетрадь. Ответ оформить в виде ряда цифр, под которыми записаны выразительные средства (на доске)

Анафора

Сравнение

Ассонанс

Назывное предложение

Инфинитив

Безличные предложения

Эпитет

Метафора

Аллитерация

Литота


(слайд 9)

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с])…»

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9


Заполнить оценочный лист; за каждое правильно выбранное выразительное средство присваивается 1 балл.


V. Этап реализации построенного проекта

Преподаватель:

В чём же секрет поэзии Б.Л. Пастернака? (слайд 10)


Обучающиеся:

Чуткий слух музыканта помогает воспроизвести звуки, а талант художника – зарисовать картину, показать в цвете, оживить.

«Природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык…»

Преподаватель:

Итак, продолжим поиски на других стихотворениях поэта уже работая в группах.

Вам предлагается из лирики Пастернака два стихотворения «Светает» из сборника «Сестра моя - жизнь» 1917 - 1922 год и «Когда разгуляется» из одноимённого сборника 1956 - 1959 год.

Ваша задача, анализируя текст стихотворения, выяснить, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт, и найдите «ключи» к разгадке смысла этих стихотворений.

Старший в группе выступит с защитой получившегося сочинения-анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака».

Для выполнения задания воспользуйтесь карточкой выразительных средств языка, если понадобится, альбомной бумагой, цветными карандашами, Интернетом, папкой с изображениями картин природы, расположенной на Рабочем столе. Правильно распределите обязанности между всеми членами творческой группы.

Время выполнения 15 минут

Во время работы звучит соната для фортепиано № 4 фа диез мажор Александра Николаевича Скрябина в исполнении Григория Соколова.


Обучающиеся работают в группах.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Представление результатов исследовательской работы ««Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака» (10 мин.)

Обучающиеся зачитывают сочинение-анализ, дают оценку работе каждого в группе (работа с оценочными листами).


VII. Этап обобщения затруднений во внешней речи


Преподаватель:

Сегодня на уроке мы попытались найти разгадку к лирике поэта Б.Л. Пастернака. Попробуем схематично обозначить выводы поиска секретов лирики Пастернака в виде кластера.


Запись на доске и в тетрадях в виде кластера.


Лирика Бориса Леонидовича Пастернака (слайд 11).

Музыкальное восприятие мира.

Цветовые ощущения.

Философская модель мира.

Поэтическая интонация через выразительно-изобразительные средства речи.

Насыщенность метафорами.

Умение видеть мельчайшие детали

Эмоциональная интонация и т.д.


Таким образом, какой вывод можно сделать? Достигнута ли цель урока, поставленная в начале?


Обучающиеся отвечают.


VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


Выставление оценок.

Просчитайте количество набранных вами баллов в течение урока и выведите итоговую оценку, используя предложенные критерии.


А теперь ответим еще раз на вопрос выбранный вами в начале урока (слайд 12). Сравните совпал ли ответ, данный вами в начале урока с ответом данным в конце.


IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Обучающиеся записывают в тетрадь.

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения-анализа с использованием электронного сборника стихов поэта (слайд 13):

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».


На стихи Б.Л. Пастернака написаны песни, одну из них вы сейчас прослушаете, а другие найдёте в Интернете.

Звучит фонограмма песни «Снег идет» в исполнении барда Сергея Никитина.



Литература:

Литература (русская литература XX века). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. Под Общей редакцией В.В. Агеносова. Рекомендовано Министерством образования РФ. *8-е издание стереотипное, М. «Дрофа», 2013.

Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1993.

Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.

Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.


Интернет-ресурсы:

http://poetrylibrary.ru/stixiya/menu-date-118.html

http://poetrylibrary.ru/stixiya/pasternak-1.html#ty-v-vetrevetkoj

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картины природы

http://vozmimp3.com/

http://www.youtube.com/

Приложение 1

Справка

Методика работы приёма «Кластеры» очень простая. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.











Кластер «ключа» к лирике Пастернака






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста».

Автор: Горяинова Галина Григорьевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства