Урок на тему: «А.А.Фет «Весенний дождь».
Цели: проанализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»
Тип урока: урок построения новых знаний
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться анализировать лирическое стихотворение, развивать абстрактное мышление.
Метапредметные:
Познавательные: уметь отвечать на вопрос учителя, уметь находить в учебнике новую информацию, сравнивать и делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои результаты на уроке.
Коммуникативные: владеть умением вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил этики и поведения.
Методы и приемы обучения: стратегия смыслового чтения. Приемы: инсерт, «Верное-неверное утверждение», «письмо с пропусками», «синквейн», «прием незаконченного предложения».
Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, размещены рисунки детей на тему «Дождь»;; компьютер, проектор, презентация. Эпиграф к уроку.
Поэт – тот, кто в предмете видит то,
чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Слово учителя: (слайд) Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературы.
Включаются звуки дождя.
-Что вы слышите?
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь? А чтобы вам было легче, посмотрите на доску, здесь для вас есть подсказка.(Тучка, капли: запах, цвет, звуки).
Составляется кластер по ассоциациям.
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Просмотр слайдов.
На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши юные художники дождь. А попробуйте словесно нарисовать дождь. (Ответы 2-3 учеников)
Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)
Определение темы и целей урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. А кто такой А.А.Фет? Поэт, и он создал свой дождь – весенний. (Слайд) Тема урока ? «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь».
Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф к уроку. Исходя из темы урока, определите цели для него?
Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
Прежде чем обратиться к стихотворению, давайте познакомимся поближе с автором. Сообщение о А.А.Фете.( ученица: Востьянова Марина) и видеопрезентация о нем (учитель).
(Слайд) Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения учеником (М.Фадеев)
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)
-Вы обратили внимание на слайд: в каком году написано стихотворение?(1857)
-Достаточно этой информации для того, чтобы сказать, что мы знаем об истории создания стихотворения?
- Тогда я попрошу еще одну ученицу мне помочь Слово Гале Абраменко.(история создания)
Анализ стихотворения по плану:
Вопросный план анализа: | Материалы: |
1. В каком году написано стихотворение? | |
2.История создания стихотворения: | |
3.тема стихотворения: | |
4.Идея стихотворения: | |
5. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение | |
6.Виды рифм( парная, перекрестная или кольцевая, Мужская или женская) | |
7. Творческая работа: |
- Как вы понимаете слово завеса?
(Слайд) Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.
Как вы видите, слово многозначное.
- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?
- Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)
- Что такое метафора? (Слайд) Вспомним определение.
- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)
- (Слайд) Какое слово указывает на сравнение? (Слайд) Вспомним определение.
Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. (Слайд) Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».
- А что подошло к саду? (Дождь)
- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). (Слайд) Вспомним определение.
- Из чего состоит дождь?
Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды.
- Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное существо? (В образе женщины)
(Слайд) Давайте рассмотрим, как художники увидели этот образ. У каждой из женщин-дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимой и поэтому «что-то к саду подошло». Согласитесь, картины очень разные.
- Чем они отличаются друг от друга?
- А чем они похожи?
- Какую из этих картин мы могли бы назвать «Девушка Летний дождь», «Женщина дождя Поздней Осени»?
- Подберите слова к изображённым на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин с восприятиями поэтов. (Слайд)
- А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
А теперь представим дождь в виде ребёнка. Составьте словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде ребёнка, младенца. (Ответы детей)
(Слайд) Посмотрим, что получилось у меня. А вот какое стихотворение написал С.Я.Маршак.
Вспомните, в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.
- Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 5-ти предложений описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своём тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте выразительные средства. (Несколько работ зачитываются).
- (Слайд) Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
- Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
- А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можно связать слова А.А.Фета и наш урок?
А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.
На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу