Творчество — это непрерывный труд, созидание самого себя, своего особого мира.
2.3. Лексическая работа: творчество.
• Что является непременным условием творчества? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.
«А жизнь научит правде и терпенью».
Творческий человек должен быть честен прежде всего перед самим coбой и перед людьми, которым дарит свое искусство.
2.4. Слово учителя.
Не прогресс цивилизации, а сама природа, с точки зрения русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из самых противоречивых русских философов XX в. В.В. Розанова (1856— 1919) заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творить: прежде всего творить самого себя, творить внешний мир, преобразуя его по человеческим законам. Самотворчество — это превращение себя в произведение искусства, это открытие в человеке его божественной природы, которая прекрасна.
Эти мысли созвучны строкам стихотворения Н. Майорова: «А жизнь научит правде и терпенью, // Принудит жить, и прежде чем стареть, // Она заставит выжать все уменье, // Какое ты обязан был иметь».
«Жерло дышало бурей», «дрожит оглохшая земля», «какая сила ручьи, и рощи, и поля перемесила». Олицетворения передают накал сражения, позволяют почувствовать предельное напряжение живого и неживого мира.
III. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
«Они погибли слишком рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас. Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаем их несовершенство», — писал о поэтах военных лет Давид Самойлов. Волнуют потому, что в них запечатлены характерные мысли и чувства целого поколения, запечатлены цельно и неповторимо. А мысли эти и чувства — звено в закономерном развитии русской поэзии, тот мостик, который соединяет довоенное поколение советской поэзии с послевоенным. И сегодня они вызывают то щемящее чувство, которое так хорошо выразил А.Твардовский:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
И что они — кто старше, кто моложе —
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, да не сумел сберечь.
Речь не о том. И все же, все же, все же...
IV. Домашнее задание.
1.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Смоленской крепостной стене.