Лирическое и трагическое в рассказе Ю Казакова «Тихое утро».
Лирическое и трагическое в рассказе Ю Казакова «Тихое утро».
Тема урока :Лирическое и трагическое в рассказе Ю.Казакова "Тихое утро". Основная воспитательная цель урока : привитие нравственных качеств как милосердие, порядочность,толерантность. Особое внимание уделялось развитию устной и письменной речи учащихся, умению анализировать,делать выводы. При анализе рассказа использованы такие приемы методики критического мышления как : ключевые слова, синквейн,письмо, фишбоун.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
выразительных средств, нахождению их в произведении, умению
формулировать проблемы, раскрытые в произведении.
2.Развивать умение объяснять литературоведческие понятия и доказывать
примерами из текста.
3. Воспитывать любовь к природе, гуманистические чувства: любовь и
уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Оборудование:
а) рисунки учащихся;
б) проектор, экран, компьютер, кинофильм
в) классная доска с оформлением по теме урока
Оформление доски:
1.Запись темы урока: Лирическое и трагическое в рассказе
Ю Казакова«Тихое утро».
Эпиграф к уроку:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,-
Любовь и радость бытия.
И.Бунин
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро». Что мы уже знаем о писателе Ю.П.Казакове?
2.Сообщение ученика
Казаков Ю.П. родился 8.07.1927 г. в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище имени Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1952 году его увлекает литературное творчество. Поступает в Литературный институт имени М.Горького, который оканчивает в 1958 г. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова. Особое отношение было у него к русскому Северу, героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. 29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
Анализ рассказа.
Русская природа с давних времен привлекала прозаиков и поэтов своей одухотворенной простотой. В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Но такое название дано писателем не для того чтобы точно определить время действия.
Тишина утра позволяет Ю.Казакову увидеть красоту природы.
Природа не является обычным фоном. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.
В рассказе «Тихое утро» лежит действительный случай.
Повествование в рассказе начинается с описания тумана
а) Зачитать отрывок из текста.
б) Что символизирует собой туман?
в) Что еще вызывает тревогу? (Омут)
г) Что рассказывает Яша, верит ли в обитание в реке осьминога Володя? (Нет. Володя более начитанный мальчик)
д) Почему Володя молча соглашается с утверждением Яшки об осьминоге?
(Яшка как рыбак авторитетен перед Володей, и он не решается с ним
спорить)
е) Докажите примерами, что Яшка лучше знает деревенскую жизнь.
Зачитать диалог между мальчиками ( Эпизод с криками уток, с пением
дроздов)
ё) Как это характеризует мальчиков? (Яшка наблюдательный, Володя
начитанный)
ж) В каком эпизоде высказана горячая любовь Яшки к своей деревне?
(«вода из колодца самая вкусная именно здесь»)
з) Что еще настораживает в природе?
(Место выбрали неудачное, земля ползла под ногами. Какой вывод можно
сделать, действительно ли опытный рыбак Яшка?)
и) Какой художественный прием использует автор при описании природы?
(антитеза: туман – река звенела, омут - порозовело)
Прочитать эпизод рыбалки
Вывод: Радовались ли мальчишки наступившему утру, рыбалке?
Рыбалка для мальчишек – это всегда праздник, тем более для городского мальчишки.
Нахождение и объяснение художественных приемов и средств в тексте
- Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое художественное средство? (диалекты)
- Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?
1.Что такое синквейн, какие требования к форме составления синквейна?
(пятистишие,
Форма:
- фраза, термин,
- два прилагательных,
- три глагола,
- вывод,
- пословица или афоризм)
2. Назовите ключевые слова:
Тихое утро,
Яшка, Володя,
Дружба
Рыбалка
Гуманизм
3. Пословицы о дружбе (домашнее задание)
4. Синквейн
Задание первой группе.
«И не было друга дороже…»
Задание второй группе
«И некому крикнуть о помощи…»
Например:
1. И не было друга дороже.
Яшка деревенский, Володька городской,
Тихая погода, чёрная вода,
Рыбачили, тонули, спасались как могли
Друг познается в беде.
Например:
2. И некому крикнуть о помощи.
Желанная рыбалка, черная вода,
Спорили, мирились, грянула беда,
Выручил я друга – свой он навсегда
Сам погибай, а друга выручай.
13.Подведение итогов
Почему Володя стал самым дорогим человеком?
(Наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. Спокойно в природе, спокойно на душе у Яшки, он повзрослел, проявив самые лучшие качества характера, придя на помощь другу)