kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предствляет собой конспект урока литературы в 7 классе на тему "Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога». Урок учит сравнивать произведения и героев, использует разные формы работы, рассматривает особенности художественного пространства и особенностей пейзажа в литературном произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога» »

Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога»

Образовательная цель:

    1. расширить знания уч-ся о писателях, их биографии и творчестве

    2. подвести к пониманию понятий чудесное и лирическое в художественном пр-ии через анализ пр-ий даны авторов

    3. показать автобиографичность рассказа Набокова и особенности изображения пейзажа и пространства в пр-иях

    4. учить характеризовать героя прозаического пр-ия

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


  1. Постановка познавательных задач.

  2. Анализ самостоятельных работ прошлого урока.

  3. Чтение с. 213, проверка осмысленности

  1. годы жизни Набокова (1899-1977)

  2. сколько прочтений может иметь рассказ «Рождество» (3)

  3. где учился Набоков (Англия)

  4. сколько романов создал Набоков (16)

  5. какая бабочка описана в рассказе (индийский шелкопряд)

  1. Слово учителя об истории создания рассказа

  2. Составление плана рассказа.

  1. нежилой уголок усадьбы

  2. воспоминания о сыне

  3. увлечения сына

  4. ожившее чудо

6. Анализ рассказа

- какое время описано в рассказе? с какими событиями оно обычно связано?

- что вам известно о Рождестве?

- в чем смысл названия рассказа? (возрождение жизни в воспоминаниях и бабочке, возрождение чуда)

- почему рассказ о смерти назван именно так (надежда)

7. Групповая работа по анализу пр-ия

1 группа с. 214 № 4 (тетради, расправилка, коробка с крупным индийским коконом, порванный сачок, ряды бабочек, булавки в лаковой шкатулке, синяя тетрадь)

2 группа с. 214 № 5 (открытое сада – белые купола клумб, черные сучки, обрамленные серебром, ослепительная глубь, синие ямы от следов, черная тень от деревьев; закрытое флигель – комната плавала во тьме, сугробы подступали к окнам флигеля, держали в тисках, оглушенное деревянное строение; закрытое дом – незимний холодок, иней, желтый свет, мебель в саванах, тень С как мешок)

3 группа с. 214 № 6 (психологический портрет, почти нет внешнего описания, только чувства, постоянная ретроспекция во времени, смешение времени, портрет динамический, рассеянный: поднял руку с колена, высоко подняв ногу, положи тяжелую руку на могилу сына, поморщился, потирая ладонью лоб, приступ страшных сухих рыданий, зажмурился)

8. Подведение итогов анализа: в чем особенности изображения бабочки в рассказе?

9. Чтение с. 215: что вас поразило в авторе?

10. Анализ сюжета рассказа

- какие виды сюжета можно выделить в рассказе? (описательный и событийный, с ними связаны 2 микросюжета – психологический и фантастический)

- что является завязкой событийного сюжета? (появление в мезонине дома с оленьими рогами маленького человека, которого видит девочка – тролля гл.2)

кульминация? (девочка, заглядывая в окно, вскрикивает и вместо комнаты с веселящимися троллями видит яркий солнечный день, снежные холмы и знакомого лыжника)

развязка? (всё было во сне)

- в чем особенности описательного сюжета? (описание картин природы - мартовского утра, картина солнечного дня, описание интерьера – гостиная в доме отдыха, дои оленьи рога во сне и наяву, описание внешнего облика героини, описание внутреннего мира – ощущения и переживания выздоравливающей девочки)

11. Самостоятельный анализ ХП в пр-ии

Внешние и открытые

Холмы, море, сосновые боры, лес, поляны

Внутренние закрытые

Гроты, гостиная, заколоченные на зиму пустые дома, веранда оленьи рога, коридор, комната троллей

цивилизации

Дом отдыха, его территория, кирха, парк

жизнеподобное

Пространственные объекты, которые существуют в действительности

воображаемое

Виртуальное пространство сна

  1. Анализ пейзажей в рассказе и образов, их составляющих

суточный, годовой, географический, горизонтальный, спокойный, естественный, искусственный, национальный, земной и фантастический

зрительные образы: солнце, берег моря

звукообразы: гулкая веранда, льдинки хрустят, звенят, потрескивает дом, шуршит в трубе лед

запахи: мартовского снега, остро пахнет зернистым снегом, сосновой корой и липкими почками

осязательные: чувствует чье-то присутствие за спиной, как волнуется лед

  1. Самостоятельная работа

что объединяет и различает рассказы Набокова и Казакова?

15. Обобщение и систематизация.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога»

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства