kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирический герой А.А.Ахматовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе построен на анализе стихотворения Ахматовой, имеющего биографическую подоплеку, на осознании того, что существует  большая дистанция между понятиями «автор» и «лирический герой». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирический герой А.А.Ахматовой»

План – конспект урока литературы в 11 классе по теме

«Лирический герой А.А.Ахматовой».

Цель:

  1. Проанализировать стихотворения Ахматовой, имеющие биографическую подоплеку.

  2. Осознать большую дистанцию между понятиями «автор» и «лирический герой».

  3. Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников.

  4. Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщать.

  5. Воспитывать культуру общения, культуру речи.

Метод урока: поисковый, аналитический.

Форма урока: групповая.

Тип урока: самостоятельная работа.

Оборудование: фрагмент фильма об А.Ахматовой, портреты, фотографии и рисунки Ахматовой Наппельбаума (1920), Альтмана (1914), Модильяни, сборники ее стихотворений.

Ход урока.

В начале урока просмотрим фрагмент документального фильма об А.А.Ахматовой ( запись передачи «Русская литература. Лекции» на канале Russia tv.)

Слово учителя:

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений и страстей, смятений и упоения. В сфере психологической лирики Ахматова обладает тонким художественным вкусом, чувством меры и гармонии. Первые ее стихи о любви еще имели налет мелодраматизма, форсирования чувства («Сжала руки под темной вуалью…», «Гость»), но очень скоро, почти в то же самое время она успешно овладела таким сложным и сильно действующим приемом, как психологический подтекст.

Известный литературовед Фридленлер сказал: «Как у всякого поэта-лирика, поэзия Ахматовой автобиографична. Мы встречаем в ней отзвуки всех этапов ее жизни, отражение близких ее людей и вместе с тем предельно точное отражение ее эпохи».

Возникает вопрос: автор (Ахматова) и лирический герой – одно и то же?

Для ответа на этот вопрос проанализируем несколько ее стихотворений: «Песня последней встречи», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Я сошла с ума, о мальчик странный…», «Муж хлестал меня узорчатым…»

Делим класс на группы, даем каждой определенное задание.

I группа работает над стихотворением «Песня последней встречи» (1911), фотографией работы Наппельбаума (1920) и портретом кисти Альтмана (1914).

Задание:

  1. Выделите детали облика ЛГ (лирической героини) стихотворения.

  2. Опишите ее эмоциональное состояние

  3. Какова цветовая гамма стихотворения

  4. Сделайте вывод: какое из изображений наиболее соответствует облику ЛГ Ахматовой?

II группа (те же изображения Ахматовой) и стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы…» (1914)

Задание:

  1. Найдите в интернете информацию, какие реалии жизни Москвы 10-х годов угадываются в этом стихотворении?

  2. Отыщите в интернете комментарии к стихотворению, в которых содержится история его создания.

  3. Сделайте вывод: какое из изображений наиболее соответствует облику ЛГ Ахматовой?

III группа работает над стихотворением «Я сошла с ума, о мальчик странный…» (1911) и рисунком Модильяни.

Задание:

  1. Найдите в интернете комментарий к стихотворению.

  2. Сравните изображение Ахматовой (рисунок Модильяни) и облик ЛГ в стихотворении.

Результаты работы сводятся в таблицу.

Название стихотворения

«Я-образ»

ЛГ

Картина мира в

стихотворении

Факты биографии на момент создания стихотворения, окружение Ахматовой

Вывод

«Песня последней встречи»





«Все мы бражники здесь, блудницы…»





«Я сошла с ума, о мальчик странный…»







Ученики приходят к выводу, что стихи напоминают обстоятельства жизни Ахматовой, а ЛГ похожа на нее, но говорить об их полном тождестве оснований нет.

Самое интересное задание получили 4 и 5 группы. Они работают с текстом одного и того же стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…»

4 группа делает презентацию на основе анализа этого стихотворения: выступает с рассказом о ходе исследования, который размещен на слайдах. В ходе работы учащиеся пользуются интернетом.

На отдельных слайдах располагается название проекта, его цель, текст стихотворения, портрет Н.С.Гумилева ( и фотографический, и словесный, приводятся факты его биографии этого периода, описываются отношения с А.А.Ахматовой), портрет Анны Андреевны, составленный аналогично. Последний слайд – это таблица на фоне семейной фотографии (они втроем, с сыном), сопоставление стихотворных реалий и биографических фактов.

Сопоставляемое

Биографические данные

Стихотворные реалии

Она

Живет в Царском Селе и с мужем за границей

Живет в крестьянской избе

Он (муж)

Поэт воспитан в интеллигентной, обеспеченной семье

Простой человек, воспитан в домостроевских традициях

Отношения в семье

Рыцарское отношение мужа, который посвящает стихи жене; чувства друг к другу не остыли; рождается сын Левушка

Муж – собственник, хозяин; она любит другого



Вывод: случай, описанный в стихотворении, не мог произойти на самом деле. ЛГ – вымышленное лицо.

5 группа готовит буклет с названием: «Бил ли Гумилев Ахматову?»

Конечно, нет – это итог исследования.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Ахматовой из ее любовной лирики.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лирический герой А.А.Ахматовой

Автор: Рухтаева Ирина Львовна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства