Урок в 11 классе построен на анализе стихотворения Ахматовой, имеющего биографическую подоплеку, на осознании того, что существует большая дистанция между понятиями «автор» и «лирический герой».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лирический герой А.А.Ахматовой»
План – конспект урока литературы в 11 классе по теме
«Лирический герой А.А.Ахматовой».
Цель:
Проанализировать стихотворения Ахматовой, имеющие биографическую подоплеку.
Осознать большую дистанцию между понятиями «автор» и «лирический герой».
Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников.
Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщать.
Воспитывать культуру общения, культуру речи.
Метод урока: поисковый, аналитический.
Форма урока: групповая.
Тип урока: самостоятельная работа.
Оборудование: фрагмент фильма об А.Ахматовой, портреты, фотографии и рисунки Ахматовой Наппельбаума (1920), Альтмана (1914), Модильяни, сборники ее стихотворений.
Ход урока.
В начале урока просмотрим фрагмент документального фильма об А.А.Ахматовой ( запись передачи «Русская литература. Лекции» на канале Russia tv.)
Слово учителя:
Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений и страстей, смятений и упоения. В сфере психологической лирики Ахматова обладает тонким художественным вкусом, чувством меры и гармонии. Первые ее стихи о любви еще имели налет мелодраматизма, форсирования чувства («Сжала руки под темной вуалью…», «Гость»), но очень скоро, почти в то же самое время она успешно овладела таким сложным и сильно действующим приемом, как психологический подтекст.
Известный литературовед Фридленлер сказал: «Как у всякого поэта-лирика, поэзия Ахматовой автобиографична. Мы встречаем в ней отзвуки всех этапов ее жизни, отражение близких ее людей и вместе с тем предельно точное отражение ее эпохи».
Возникает вопрос: автор (Ахматова) и лирический герой – одно и то же?
Для ответа на этот вопрос проанализируем несколько ее стихотворений: «Песня последней встречи», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Я сошла с ума, о мальчик странный…», «Муж хлестал меня узорчатым…»
Делим класс на группы, даем каждой определенное задание.
I группа работает над стихотворением «Песня последней встречи» (1911), фотографией работы Наппельбаума (1920) и портретом кисти Альтмана (1914).
Задание:
Выделите детали облика ЛГ (лирической героини) стихотворения.
Опишите ее эмоциональное состояние
Какова цветовая гамма стихотворения
Сделайте вывод: какое из изображений наиболее соответствует облику ЛГ Ахматовой?
II группа (те же изображения Ахматовой) и стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы…» (1914)
Задание:
Найдите в интернете информацию, какие реалии жизни Москвы 10-х годов угадываются в этом стихотворении?
Отыщите в интернете комментарии к стихотворению, в которых содержится история его создания.
Сделайте вывод: какое из изображений наиболее соответствует облику ЛГ Ахматовой?
III группа работает над стихотворением «Я сошла с ума, о мальчик странный…» (1911) и рисунком Модильяни.
Задание:
Найдите в интернете комментарий к стихотворению.
Сравните изображение Ахматовой (рисунок Модильяни) и облик ЛГ в стихотворении.
Результаты работы сводятся в таблицу.
Название стихотворения
«Я-образ»
ЛГ
Картина мира в
стихотворении
Факты биографии на момент создания стихотворения, окружение Ахматовой
Вывод
«Песня последней встречи»
«Все мы бражники здесь, блудницы…»
«Я сошла с ума, о мальчик странный…»
Ученики приходят к выводу, что стихи напоминают обстоятельства жизни Ахматовой, а ЛГ похожа на нее, но говорить об их полном тождестве оснований нет.
Самое интересное задание получили 4 и 5 группы. Они работают с текстом одного и того же стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…»
4 группа делает презентацию на основе анализа этого стихотворения: выступает с рассказом о ходе исследования, который размещен на слайдах. В ходе работы учащиеся пользуются интернетом.
На отдельных слайдах располагается название проекта, его цель, текст стихотворения, портрет Н.С.Гумилева ( и фотографический, и словесный, приводятся факты его биографии этого периода, описываются отношения с А.А.Ахматовой), портрет Анны Андреевны, составленный аналогично. Последний слайд – это таблица на фоне семейной фотографии (они втроем, с сыном), сопоставление стихотворных реалий и биографических фактов.
Сопоставляемое
Биографические данные
Стихотворные реалии
Она
Живет в Царском Селе и с мужем за границей
Живет в крестьянской избе
Он (муж)
Поэт воспитан в интеллигентной, обеспеченной семье
Простой человек, воспитан в домостроевских традициях
Отношения в семье
Рыцарское отношение мужа, который посвящает стихи жене; чувства друг к другу не остыли; рождается сын Левушка
Муж – собственник, хозяин; она любит другого
Вывод: случай, описанный в стихотворении, не мог произойти на самом деле. ЛГ – вымышленное лицо.
5 группа готовит буклет с названием: «Бил ли Гумилев Ахматову?»
Конечно, нет – это итог исследования.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Ахматовой из ее любовной лирики.