kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».»

Урок №28

Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Антитеза в лирическом произведении

Педагогическая задача: способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к его поэтическому творчеству.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М.Ю.Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя в лирике; выявлять в поэтическом тексте значимые изобразительно-выразительные средства языка.

  • Ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в тексте.

  • Коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения.

  • Эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

  • Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, в различных источниках.

  • Регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке.

  • Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение, демонстрировать уважительное отношение к другим.

Формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, практическая работа по выявлению антитезы и её роли в стихотворении), индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Утёс», презентация.

Основные понятия и термины: поэтическая интонация, антонимы, антитеза, эпитеты, олицетворения.




Сценарий урока


I.   Вступительное слово учителя

    Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.

II. Проверка домашнего задания. Определение размер стихотворения

  1. В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далёких чуждых стран. (М.Ю.Лермонтов «Два великана) -хорей

  1. Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю.Лермонтов «Парус») - ямб

  1. Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов «Узник») - хорей

  1. У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья. (М.Ю.Лермонтов «Нищий») - ямб

  1. В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. (М.Ю.Лермонтов «Молитва») - ямб

  1. Выхожу один я на дорогу; хорей

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит. (М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)


  1. Постановка целей и задач урока.

Цели:

  1. Продолжить знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова;

  2. Отработать приемы лингвистического анализа на основе целостного восприятия, познакомиться с понятием «антитеза»

Задачи:

  1. Определить основную тему творчества М.Ю.Лермонтова

  2. Уметь находить и правильно определять в тексте средства художественной выразительности

  3. Закрепить знание учащихся о тропах и помочь усвоить новые понятия.

  4. Развивать навыки осознанного выразительного чтения.



IV. Изучение нового материала.

  1. Выполните задание по образцу:

Море – суша, свет - ________ , правый - ___________ ,

небо – земля, север - ________ , добрый - ____________.

Как называются эти слова? ______________________

В парах слов использована антитеза.

  1. Сформулируйте понятие «антитеза».

АНТИТЕЗА – это _________________________________________

  1. Отметьте пословицы, основанные на антитезе:

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  2. Делу – время, а потехе – час.

  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  4. К большому терпению придёт и умение.

  5. Ученье - свет, а  неученье - тьма.

  1. Прослушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» и постарайтесь представить то, о чём пишет автор.

  2. Мы уже говорили о М.Ю.Лермонтове в 5 и 6 классах, и сейчас мы попытаемся определить, какая тема в его творчестве является основной (проблемный вопрос)

На интерактивной доске выводится 4 отрывка из стихотворений

1) Выхожу один я на дорогу…..

2) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

3) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна..

4) Один я в тишине ночной;

Свеча сгоревшая трещит…

Ученики дают ответ – главный мотив (тема) лирики М.Ю.Лермонтова- одиночество.

  1. А как вы думаете почему именно тема одиночества становится главной темой лирики поэта? (ответ: рассказ о детстве поэта).


V.Практическая деятельность. Откройте учебник (стр.158), ответьте на вопросы:

  1. О чём рассказывает автор? (тема) ____________________________________

  2. Кто главные герои? _______________ и __________

  3. Укажите эпитеты: тучка (______________) след (_____________)

  4. Запишите олицетворения:


  1. Какие образы - символы использует автор?

  2. Какие качества олицетворяют образы тучки и утёса?

Тучка (какая?)_________________________________________________________

Утёс(какой?)______________________________________________________________

  1. В каких словах стихотворения использована антитеза:

Тучка умчалась – утёс _____________________

Тучка весело играет – утёс ____________________________

Тучка (она) – утёс (_____)

  1. Какое чувство противопоставляется радостному настроению тучки?

  2. Каков основной мотив стихотворения?______________________

  3. Что символизируют золотая тучка и утёс-великан?

  4. О чем заставляет задуматься нас это стихотворение? Какой урок преподносит нам автор?

  5. Определите стихотворный размер:

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана…

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности

Обучающиеся оценивают свою деятельность в течение урока:

Вид деятельности

Оценки


1


Подбор пар

0

1

2




2

Формулирование понятия «антитеза»




3

Выбор пословиц




4

Анализ стихотворения




5

Определение стихотворного размера («Утёс)





Итоговая оценка





10 баллов – «5» 7 - 8 баллов – «4» 5 - 6 баллов – «3»

Домашнее задание: выбираем одно из трёх заданий по желанию

1. Написать сочинение

Горечь одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс»

  1. Устный анализ стихотворения по плану.

  2. 5 пословиц, основанных на антитезе.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Автор: Шиш Ирина Михайловна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494533

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства