Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагогическая задача: способствовать формированию представления о М.Ю.Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к его поэтическому творчеству.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М.Ю.Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя в лирике; выявлять в поэтическом тексте значимые изобразительно-выразительные средства языка.
Ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю.Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в тексте.
Коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения.
Эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, в различных источниках.
Регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение, демонстрировать уважительное отношение к другим.
Формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, практическая работа по выявлению антитезы и её роли в стихотворении), индивидуальная (выразительное чтение).
Оборудование:портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Утёс», презентация.
Основные понятия и термины: поэтическая интонация, антонимы, антитеза, эпитеты, олицетворения.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.
II. Проверка домашнего задания. Определение размер стихотворения
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран. (М.Ю.Лермонтов «Два великана) -хорей
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю.Лермонтов «Парус») - ямб