Лимерик. Знакомство с новым литературным жанром и новой формой (практическое занятие).
Лимерик. Знакомство с новым литературным жанром и новой формой (практическое занятие).
Это занятие для тех, кто любит смеятьс, смешить и сочинять смешное. Подходит для внуерочных форм работы по литературе, способствует развитию художественно-творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лимерик. Знакомство с новым литературным жанром и новой формой (практическое занятие).»
Практическое занятие для работы литературного клуба «Тропинка на Парнас» в рамках региональной инновационной площадки по литературе.
Слайд№1. Эдвард Лир
Разработан учителем русского языка и литературы Донцовой Н.А.
Знакомство с лимериками
(занятие для тех, кто любит смеяться, смешить и сочинять смешное).
Занятие предполагает работу детей в трёх позициях – читательской, исследовательской и авторской, а также переход из одной в другую.
Знакомы ли вы с лимериками? Если нет, как вы думаете, что это?
Рассказ об Эдварде Лире и лимериках как жанре.
–английский поэт и художник, родился 12 мая 1812 года. В Лондоне в многодетной семье (кроме Эдварда в семье было ещё 20 братьев и сестёр). Когда отец разорился, Эдварду пришлось идти зарабатывать на улицу. Зарабатывал он созданием различных рисунков для торговых лавок и исполнением смешных песенок-стихов – лимериков. Лимерик – короткое стихотворение, построенное на обыгрывании бессмыслицы. Возник этот жанр в Великобритании. Точное происхождение слова неизвестно. По одной из версии оно взято из названия хоровой песни ирландских солдат в 18 веке.
Ключевое слово «смешных». Из этого мы сразу можем определить задачу жанра лимериков. Какая она?
(рассмешить, удивить, позабавить читателя – фиксируем на доску).
Давайте понаблюдаем над строением лимериков
НАПРИМЕР:
Экспансивная леди из Ланса
Не сумела прервать реверанса
И, как штопор, крутилась,
Пока в пол не ввинтилась,
Опечалив всех жителей Ланса.
- Что вы можете сказать о строении?
- сколько строк? – 5
- как рифмуются? 1-1, 3-4, 5-1,2 и конец 5 строчки повторяет конец первой строчки).
- разделите каждую строчку на стопы. Какую особенность заметили?
- Давайте теперь построчно разберём содержание лимерика(фиксируем на доске):
1строка: Кто? и Где? (либо Откуда?)
2 строка: Что сделал?
3 и 4 строки: к чему это привело?
5 строка: Вывод, последствия, оценка поступка или состояния.
- А чем будет отличаться второй лимерик от предыдущего?
Сравниваем построчно: во второй строчке не действие, а необычное, смешное описание героя. (добавляем это в особенности содержения, фиксируем на доске).
5.Давайте потренируемся дописать лимерик, соблюдая его особенности.
6.Дети работают в паре, пытаются восстановить лимерик . После чего зачитываем получившееся, потом разбираем оригинал.
Сравниваем, обсуждаем, кто ближе.
- Почему разные варианты? (К одному и тому же слову можно подобрать разные рифмы.
Учащимся раздаются тексты (оригинал на английском языке со множеством переводов. Приложение №1).
- А почему здесь разные варианты одного и того же текста?
- Перед нами дословные переводы или художественные? Чем отличаются эти два понятия? Найдите отличия в текстах.
На дом вы получите один текст лимерики-оригинала Эдварда Лира. Вам необходимо будет сделать его художественный перевод (Приложение №2).
Для того, чтоб получить ещё одно задание, нам придётся вместе поработать. Давайте придумаем героя для вашей самостоятельной лимерики, придумаем ему чудачество или поступок, а вот то, чем оно могло бы закончиться, вам необходимо будет додумать дома и оформить это всё в лимерик.