Просмотр содержимого документа
«ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. »
МОУ «СОШ № 8»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА.
Учитель русского языка и литературы Федяева Л.И.
Саранск – 2011 г.
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)
ЦЕЛИ:
- заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;
- способствовать эмоциональному восприятию сказа;
- научить аудиторию давать характеристику герою на основе поступков и поведения;
- формировать навыки выразительного чтения;
- воспитывать детей в духе народной культуры;
- пробудить у учащихся историческую память;
- наполнить новым содержанием представление школьников о своем народе;
- воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
ФОРМА УРОКА: Урок-вернисаж.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Выставка ДПИ: жостовские подносы, хохлома, посуда Гжель, матрешки, дымковская игрушка; рисунки учащихся к сказу "Левша"; народная музыка, частушки.
Я думаю о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было.
Н.С.Лесков
ХОД УРОКА
Слово учителя: Подходят к концу XX век и второе тысячелетие. В канун такого события мы переживаем трудную, нестабильную, но очень интересную жизнь. И мы должны гордиться, что живем в такое время, потому что играем в нем очень важную роль, являясь свидетелями смены веков и тысячелетий, практически стоим на рубеже этого грандиозного события. Совсем немного осталось времени до Нового 2001 года, в котором XXI век и второе тысячелетие вступят в свои полные права. Какое будет наше будущее, мы не знаем. Но мы привыкли думать и надеяться на то, что оно должно быть светлым и прекрасным. XX век останется в прошлом. Вместе с ним уйдут в историю Октябрьская революция, Великая Отечественная война, первый полет человека в космос, Олимпийские игры в Москве, 1 и 2 Чеченская война и, конечно, гибель подводной лодки "Курск". Но никогда не уйдет в прошлое наша русская классическая литература XIX века. Она навсегда останется современной, переходя вместе с читателями из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, потому что ее создали великие мастера русского слова: Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой, Чехов и Некрасов. Они собрали в нее целый клад нравственных и духовных человеческих ценностей, которые воспитывают нас, вселяют в нас надежду и веру в великое будущее наряду с великими классиками. Почетное место занимает замечательный писатель Николай Семенович Лесков, посвятивший свое творчество великому русскому народу, в то время бесправному, безграмотному, нищему, но очень умному, талантливому, с благородной душой и искренне любящему свою Родину. Наверное, именно поэтому он создает образ Левши, обыкновенного, но поразительно одаренного человека, который своим доблестным трудом спасает честь и славу России.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
Работа с рисунками к сказу "Левша".
Ученики представляют изображенных ими героев и эпизодов, участниками которых они являются.
Учитель обращает внимание на то, что некоторые ученики захотели почувствовать себя героями сказа. (В класс входят учащиеся в костюмах героев произведения. Дети узнают в них Левшу, Николая Павловича, Платова).
Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах, ("косой левша, на щеке пятно родимое, а на виске волосья при ученье вырваны;" "идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, озямчик старенький, крючочки порастеряны, не застегиваются, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится").
И что этот нищий, оборванный человек делает в Петербурге? Зачем Николай Павлович пригласил его к себе во дворец? Давайте послушаем их разговор.
Инсценирование 13 главы.
Теперь нам понятно, что делает Левша в царском дворце. И очень легко будет ответить на вопрос: почему Левша так смело разговаривает с царем?
(Смел Левша потому, что он выполнил поручение государя, оправдал его доверие, доказал, что и на русской земле есть мастера не хуже иностранных).
Почему главный герой не "конфузится" своей внешности? (Главное в человеке не внешность, а его мастерство, умение, талант).
Назовите пословицы, которые доказывают верность ваших слов
(Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.
Красна птица перьями, а человек уменьем.
Хорошая работа два века живет.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму).
- Почему имени Левши не было на подкове?
(Он выполнял самую сложную и тонкую работу (гвоздики к подковам):
"там никакой мелкоскоп взять не может".
- Как труд над блохой характеризует Левшу? Какие черты характера главного героя мы можем отметить?
(Учащиеся записывают в тетрадях: Левша спокойный, уверенный, гордый за свой труд, преданный своему делу и царю, поразительно талантливый человек).
А теперь перенесемся вместе с Левшой в Англию, куда отправил его царь, "чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковы в Туле мастера есть".
Как приняли Левшу в Англии? Почему англичане просили мастера остаться навсегда в Лондоне? Что сулили ему за это?
(Англичане посмотрели на блоху и сразу поняли, что Левша - очень хороший мастер, обещали ему образование).
- Что им ответил сам Левша?
("мы в науках не занимались, но только своему отечеству верно преданные")
- Почему Левша так предан отечеству? Что так дорого ему на Родине?
(Учащиеся записывают в тетради: Родина - родители, вера и церковь, жена.)
- Что тульскому мастеру понравилось у англичан? Прочитаем об этом в главе 16.
(Учащиеся читают в начале главы 16 "насчет рабочего содержания").
- Автор не случайно дает описание Левши и английского рабочего. Как называется такое противопоставление, применяемое писателем в художественном произведении?
(антитеза).
- Почему Левша не остается в Англии? Что говорят об этом автор и сам герой?
(Автор: "... вдруг начал беспокойно скучать. Левша:"... что мне нужно было видеть, уже видел, а теперь я скорее домой хочу", "я желаю скорее в родное место, потому, что иначе я могу род помешательства достать").
- Возвращение Левши на Родину оказалось очень грустным. Ему суждено умереть на родной земле. Что Левша хотел перед смертью передать государю?
(Глава 19 ."Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся").
- Как эти слова характеризуют главного героя?
(Левша глубоко предан своему отечеству, даже перед смертью он думает не о себе, а о своем народе, о судьбе своей Родины).
- Итогом беседы о главном герое сказа является вывод учащихся, соответствующий теме урока.
(Левша - умный, талантливый человек, искусный мастер, с благородной душой, горячо любящий свою Родину).
Чтение эпиграфа. К какому из героев относятся эти слова автора?
(Эти слова относятся к Левше, это он своим трудом делает добро ради добра для Родины, не требуя награды за свой труд, где бы то ни было).
А теперь обратимся к заключительной главе сказа "Левша" и назовем ее основную мысль.
(Глава 20 "Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле, машины сравняли неравенство талантов и дарований...").
Ребята, давайте не согласимся с великим писателем в том, что перевелись на Руси и "канули в лету" народные умельцы, подобные Левше. Ведь и по сей день живы в России талантливые люди, которые радуют нас своим трудом, бережно храня и передавая нам секреты древнего мастерства. А доказательством этого будет наша выставка народных промыслов. Вам их представят наши гости (под звуки народной музыки в класс по очереди входят группы учеников из параллельного класса и представляют народные промыслы:
1) матрешки
2) жостовские подносы
3) гжель
4) хохлома
5) дымковская игрушка).
1) Матрешки (первая группа учеников)
1-ый ученик: Русских много есть игрушек:
и коней, и погремушек,
разноцветные флажки,
расписные сундучки.
Есть еще одна игрушка,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
-Это русские матрешки!
2-ой ученик: Россия! Она всегда славилась своими промыслами, изделиями народных умельцев. Игрушки делали из глины, ткани, дерева, кости. Самой лучшей игрушкой была матрешка. Это настоящее чудо, которое вносит в нашу жизнь тепло и радость.
3-ий ученик: Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрешки Ложки деревянные, матрешечки румяные!
1-ая ученица-матрешка: Живут на свете дружные сестрички. Пойдет одна в лес погулять, а за ней вторая, третья, четвертая, пятая... А уж как одна на другую похожа: губки бантиком, щечки румяные, а уж одежда луг полевой!
2-ая ученица-матрешка: А знаете ли вы, что у нас есть родственница за границей? Ее зовут фукурума, живет она в Японии.
3-я ученица-матрешка: А знаете ли вы, сколько нам лет? Первая наша прабабушка появилась около 100 лет назад, и сделал ее мастер Звездочкин.
Исполняют частушки:
Я матрешка-сувенир в расписных сапожках,
прогремела на весь мир русская матрешка.
Ох, топну ногой да притопну другой,
Выходи ко мне Ванюша, поплясать со мной.
Мастер выточил меня из куска березы. До чего румяна я, щеки, словно розы.
2) Жостовские подносы
1-ая ученица: В начале 19 века в Мытищенском районе Подмосковья стала развиваться декоративная роспись подносов. Подносы изготавливали в селах и деревнях Жостово, Трушуком, Новосильцеве. Сначала из листа железа "выкраивают" подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты были главными украшениями подносов. Роспись выполняется на разном фоне, но чаще всего пишут на черном фоне. Для завершения композиции по краю поля делают золотой орнамент.
2-ая ученица:
Под Москвой деревня Жостово стоит.
Промысел народный очень знаменит.
На подносах жарко зацвели сады,
Солнечного лета вечные следы...
В жаркие букеты собраны цветы
Сказочно красивой, буйной красоты...
Розы, георгины, скромный василек,
Беленькой ромашки полевой цветок.
Маки и тюльпаны, астры завитки,
Красоты волшебной радуют цветы.
Жостовская роспись, как костер, горит,
Промысел народный очень знаменит.
3) Гжель.
1-ая ученица: А мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу выставку.
2-ая ученица: А деревня наша Гжель
не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
1-ая ученица:
И игрушки и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
2-ая ученица: Небо гжельское такое лучезарно-голубое.
В речке синяя водица
Так и хочется напиться.
1-ая ученица: Ну а только лето будет
Голубиться там и тут.
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
1-ая ученица: Небо у нас в Гжели, действительно, как ни где в России - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.
1-ая ученица: Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые!
2-ая ученица: Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас - большие фантазеры. Какую посуду делают - глаза разбегаются.
Хохлома.
1-ый ученик: Жил в древние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наградил за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайком покинул он царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. К нему приезжали люди полюбоваться его мастерством. Дошла его слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал людей, раскрыл им свои секреты. А утром люди увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера так и не нашли. Исчез мастер, но его мастерство живет и до сих пор, ярким пламенем горят хохломские краски.
1-ая ученица: Много лет назад - сто – сто пятьдесят, а может и более того, в заречной слободе Дымково, что под городом Кировом - придумали лепить из глины игрушки: глиняных конников, сказочных индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, коз да много всякого другого.
2-ая ученица: Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печках, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора - роспись игрушки.
1-ая ученица: Узор проще некуда: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие. И потому пестро, весело выходит.
2-ая ученица: Затем мастерица наносит тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветилась, заиграла, стала ненаглядной.
1-ая ученица: На душе становится радостно, празднично. Ноги в пляс так и просятся.
3-я ученица: Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах
Приткнулась деревня домишек убогих.
В них печки топили, хоронясь от зимы.
Трещали в печурках поленья осины,
Забаву из глины лепили ребятам.
Дымы над домами всю зиму стояли,
И Дымково все ту деревню позвали.
Давно это было, но всех и сейчас
Игрушки из Дымково радуют нас.
Не птица, а сказка, и сказочный конь
От щедрости красок горит, как огонь,
Пусть веет, свистит под окошками ветер.
Узор на игрушках, как солнышко светел.
Обычная глина и форма простая,
А ты посмотри, красота-то, какая!
Исполняют частушки.
Наши ручки крендельком, щеки, будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские;
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни - кавалеры ваши!
Как игрушки знатные, складные да ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся.
Подлесная Тавла (представляет учитель).
Недалеко от Саранска в Кочкуровском районе есть село Подлесная Тавла. Именно там в 1976 году Мастин Николай Иванович создает кружок резьбы по дереву, который постепенно вырос в детскую художественную школу. Основатель этой школы - неоднократный участник Всероссийской выставки, активно работает над возрождением мордовской национальной игрушки. Так что и мы с вами можем гордиться тем, что и на Мордовской земле есть народные умельцы, которые радуют нас своим мастерством. И нет ничего на свете дороже этого мастерства, потому что оно дарит людям тепло и радость, истинное эстетическое наслаждение. И мы с вами тоже творим и радуемся плодам своего труда, ведь многие композиции, представленные на этой выставке, выполнены учениками нашей школы (Учитель представляет работы
школьников).
IV. Домашнее задание: подобрать материал о народных промыслах.