Легенда и история в повести Мориса Давидовича Симашко "Султан Бейбарыс"
Легенда и история в повести Мориса Давидовича Симашко "Султан Бейбарыс"
Легенда и история в повести казахстанского писателя М.Д.Симашко "Султан Бейбарыс",рассказывающей о султане Бейбарсе, попавшем в плен и ставшем впоследствии правителем средневекового Египта во второй половине 13 века
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Легенда и история в повести Мориса Давидовича Симашко "Султан Бейбарыс"»
Муканова Гульнара Жармухамбетовна
Областная национальная гимназия для одарённых детей
Город Атырау
Урок литературы в 7 классе.
Тема : Легенда и история в повести М.Д.Симашко «Емшан».
Цели урока:
Обучающая: раскрыть идейно-тематическое содержание повести, понять философский и нравственный смысл, определить значение символа в произведении, уметь анализировать эпизоды, сопоставлять литературные произведения.
Развивающая: умение анализировать, развитие критического мышления, развитие устной речи, обогащение словарного запаса, развитие читательской культуры, кругозора.
Воспитывающая: вызвать интерес к истории родного края, определение нравственных понятий о смысле жизни, воспитание патриотизма .
Ребята, почувствуйте запах этой травы. Знаком ли он вам? Какие образы возникли у вас?
Чтение учителем стихотворения А.Н. Майкова «Емшан».
В каких строчках произведения заключена идея? «Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!»
Выпишите в тетрадь. Как вы ее понимаете? «Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!» соотносится с казахской пословицей: «Басқа елде сұлтан боліғанша, өз елінде ұлтан бол» (дословный перевод: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой (т.е простым смертным) в родном краю»).
Опрос домашнего задания.
Дома вы прочитали повесть замечательного казахстанского писателя Мориса Давидовича Симашко «Емшан».
Что общего в образах Отрока и Бейбарса? ( Они оставили власть и богатство на чужбине и вернулись в родные края).
Выступление учащихся:
Истории создания повести (казахская легенда, Галицко-Волынская летопись, беседы Майкова с Ч. Валихановым. Этимология слова «емшан»)
Историческая справка о Султане Бейбарсе.
Новая тема. Анализ произведения
Работа над эпиграфом. Подумайте, почему М. Д. Симашко в качестве эпиграфа к своей повести выбрал строчку именно из этого произведения?
«Так слово победило человека». Что это за слово? (Коке- отец, которое перевернуло судьбу Бейбарса)
Чтение по тексту размышлений Бейбарса.
Чтобы остаться в живых, стать воином –мамлюком и правителем, Султан Бейбарс проходит тяжёлый путь унижений и совершает поступки, с которыми невозможно согласиться. С чем вы не согласны и почему?
Отбирает хлеб у слабых.
Убивает всех, кто мешал ему на пути к власти, своих соратников.
Считает, что отец и мать делают человека слабым.
Отрицал религию.
Считает египтян слабыми (они имеют нравственные законы, любят родину, отрицают насилие). «Человек с раздвоенными мыслями бьёт в полсилы, и стрела его не попадает в цель»
Не жалеет детей и женщин.
Убил свою первую любовь, Шадияр.
…
Кроме слова Коке в повести есть перекличка с образом травы, с образом –запахом. Найдите в тексте её?
( От монголов пахло чем-то щемящим душу. Бейбарс вспоминает, что емшан становится красным от крови отца, убитого джунгаром. Горький её привкус он ощущает на губах, когда слово көке вырвалось из горла на свободу...)
Что такое символ? (образ, иносказание, которое в художественном произведении способно передавать какую-нибудь отвлечённую идею и авторскую мысль).
Задание группам: Найдите по тексту символы и определите их значение.
Символ
Идея, мысль
Имя «Бей барс»
На подсознательном уровне о них, «ломающих одной лапой спину человека» помнил
Браслет, коричневые бугры на запястьях
Цепь рабства, мамлюки гордились этим
дерево
родина
Красный цвет
Обобщение по символике цвета
Крови, убийства «Тогда Бейбарс встал и вышел в сад. Все розы были красные в саду. И листья были красные. Камни были красные. И розовый дом был красный, и дверь в него была открыта…».
Одной деталью: красный цвет -всего, что видел Бейбарс после смерти последнего соратника, автор показывает, как тяжело бремя убийства даже для того, кто видел гибель тысячи людей в бою. Он неспокоен, в душе его зреет прозрение.
Синие сапоги, красные сапоги
Иерархия власти
Слово «көке»
передает изменения внутреннего мира героя, показывает нарастание его духовной драмы. Он осознает, что главное для человека- обретение Родины
Какую роль в композиции произведения играет эпилог?
Эта повесть была переведена на 38 языков мира. Снят замечательный фильм по мотивам повести «Султан Бейбарс».
Ребята, возьмите на память эту пахучую степную траву. Пусть её запах будет для вас символом наших бескрайних степей. Читайте прекрасные произведения литературы, постигайте их высокий нравственный и философский смысл.
Демонстрация на интерактивной доске начала фильма «Султан Бейбарс». (Эпизод пленения мальчика, которого увозят в плен. Он плачет, крича «коке»)
Дом задание:В качестве домашнего задания письменно придумайте свою версию о последних годах жизни и о смерти Бейбарса.