Легенда Сельмы Лагерлеф "В Назарете". Интегрированный урок (литература, основы православной культуры)
Легенда Сельмы Лагерлеф "В Назарете". Интегрированный урок (литература, основы православной культуры)
Цели урока:
учить анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков;
развивать у учащихся умение делать логические выводы из прочитанного, обогащать их словарный запас;
формировать понятие об основных нравственных категориях, воспитывать стремление жить в добре, милосердии, любви.
Оборудование: компьютер, презентация «Знакомство с Библией»;
аудиомагнитофон, кассета с музыкальным сопровождением фильма «Профессионал»; портрет Сельмы Лагерлеф; иллюстрация с изображением зеленщика, Иисуса и Иуды; характеристическая таблица; таблицы для словарной работы (Гора Фавора, нимб, Иисус, Мария, Иуда…) цветная фотокопия иконы Владимирской Божьей Матери; цитаты к уроку, заповеди из Евангелие; Библия, Евангелие, текст легенды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Легенда Сельмы Лагерлеф "В Назарете". Интегрированный урок (литература, основы православной культуры) »
МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа»
Легенда Сельмы Лагерлеф
«В Назарете»
Интегрированный урок
(литература, основы православной культуры).
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Бондаренко Светлана Ивановна
2014-15 учебный год
Цели урока:
учить анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков;
развивать у учащихсяся умение делать логические выводы из прочитанного, обогащать их словарный запас;
формировать понятие об основных нравственных категориях, воспитывать стремление жить в добре, милосердии, любви.
Оборудование: компьютер, презентация «Знакомство с Библией»;
аудиомагнитофон, кассета с музыкальным сопровождением фильма «Профессионал»; портрет Сельмы Лагерлеф; иллюстрация с изображением зеленщика, Иисуса и Иуды; характеристическая таблица; таблицы для словарной работы (Гора Фавора, нимб, Иисус, Мария, Иуда…) цветная фотокопия иконы Владимирской Божьей Матери; цитаты к уроку, заповеди из Евангелие; Библия, Евангелие, текст легенды.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Слово учителя на фоне музыки:
Друзья мои! Средь жизни трудной
Послушайте, что говорит народ:
Ищи свой путь, свою тропинку,
Авось, в дорогу перейдет.
- Что это за путь-дорога, куда ведет она человека? Считается, что (плакат)
Три пути есть у человека,
Чтобы разумно поступать.
Самый легкий – подражание,
Самый горький – опыт,
Самый благородный – размышление.
Размышление о правде, смысле жизни, истине.
Она познается не только умом, но и сердцем.
И сегодня, ребята, мы с вами отправимся по самому благородному пути вместе со шведской писательницей Сельмой Лагерлеф (обратить внимание на портрет) с одной очень важной целью.
Итак, тема нашего урока (сообщение темы урока)
Наша цель – рассуждая о поступках и характерах героев, попытаться отыскать правду, истину.
III. Анализ текста. Этап формирования новых понятий и способов действия.
1.-Ребята, дома вы прочитали легенду. Кто ее герои?
(Иисус, Иуда, Мария.) Слова подаются на доску.
- Давайте прочитаем кто они?
- Сведения об Иисусе и его учении донесли до нас исторические документы. Это евангелие и Библия.
- Защита творческого проекта «Знакомство с Библией».
- Но сюжета нашей легенды нет в Библии, хотя он очень похож на библейский. Действие происходит в Назарете, городе, где родился Иисус.
2) –Какую работу выполняют мальчики Иисус и Иуда? (лепят птичек из глины)
-Где взял глину Иисус?
- Разве Иисус просил горшечника об этом?
- Где взял глину Иуда (С ним поделился гл. Иисус)
- Что можно сказать об Иисусе, какой он? (Добрый, на доску вывешивается слово).
- Почему Иуда не попросил глины у горшечника? (Не мог, так как знал, что горшечник зол на него. Он исподтишка разбивал посуду горшечника).
- Прочитайте, как он это делал.
- Что можно сказать об Иуде, какой он? (Злой)
3) Итак, оба мальчика делают одно и то же – лепят из глины птичек. Значит и птички у них должны получаться одинаковые?
- Прочитайте, какие птички получились у Иуды? (Одна уродливее другой)
- А у Иисуса? (Гладкие и ровные как листья дуба на горе Фавора)
(На доску подается слово Гора Фавора и его значение.)
Гора Фавора – место, где преобразился, проявил свою божественную сущность Иисус.
- Почему такими разными получились птички у Иисуса и Иуды? ( Иисус вкладывает душу в своих птичек, лепит их с любовью и радостью…)
- С кем поделился радостью Иисус? (С зеленщиком и водоносом).
- Он с такой добротой и любовью отозвался на просьбу зеленщика рассказать о своих птичках, что мы можем понять еще одну черту характера Иисуса.
- Какой Он? (Отзывчивый).
- А как ведет себя Иуда? Прочитайте.
- какое чувство вызывает он у зеленщика? (Досады, огорчения)
- А куда исчезло чувство радости? (Его разрушил Иуда).
- Давайте подумаем, почему зеленщик обратился рассказать о своих птичках к Иисусу, а не к Иуде?
Может быть, иллюстрация поможет нам в этом.
4. Работа с иллюстрацией.
- Как изображено то, что Иисус необычный мальчик?
( у него над головой сияет нимб)
Нимб – золотой круг над головой, символ святости. (Слово подается на доску).
- Обратите внимание на жесты Иисуса и Иуды. Кроме того, Иисус как бы светится изнутри, а Иуда хмур и неприветлив.
- Будем читать о том, что было дальше.
5. Чтение отрывка учителем, на фоне музыки.
(Прошел день, Иисус…, дети 2 последних абзаца).
- Итак, наступает вечер.
- В какой цвет окрашивают солнечные лучи все вокруг?
(красный, пурпуровый, кровавый).
Ребята, красный цвет – символ красоты, жизни.
- Как думаете, почему Иисус решил окрасить своих птичек в этот цвет?
( Что бы они стали еще более похожими на живых).
- А вас не удивило то, чем Он окрашивает своих птичек? (Солнечным лучом).
- Разве это обычный луч? Как догадались? ( Он ведет себя как живой).
- Почему луч помогает Иисусу и ускользает от Иуды? ( Видит , что они по-разному относятся к своим птичкам).
- Как думаете, о чем догадался вскрикнувший от удивления Иуда, увидев, что Иисус красит своих птичек лучом? (О том, что Иисус может делать то, что не под силу ему, Иуде).
- Что предложил Иуде Иисус, увидев его бедных птичек? ( Он предложил ему окрасить его птичек).
- Верно, Иисус обратил внимание не только на своих, но и на его птичек, Иуды.
- Как ,по-вашему, какой он? (Внимательный).
- Прочитайте ответ Иуды на предложение Иисуса о помощи.
- А теперь прочитайте, что делает Иуда со своими птичками, которых считает хорошими? (Он давит их).
- Действительно ли он считает своих птичек хорошими или кривит душой?
- Но он ведь давит и почти всех птичек Иисуса. Прочитайте о том, как он вел себя при этом? (Хохотал).
- Каким видится вам Иуда теперь? Какой он? (Жестокий).
- Что же делать Иисусу? Гибнут его прелестные птички? (Он плачет).
Но вспомним, как называют Иисуса? (Спаситель).
- Верно. И он спасает оставшихся птичек, оживляя их. Он совершает чудо.
- Прочитайте, как ведет себя Иуда, увидев это.
- А в чем его горе? Его страх? (Он боится, что Иисус поступи с ним так же жестоко).
- Прочитайте, о чем просит он Иисуса. (Раздавить его, как он давил птичек).
- Может ли Иисус так поступить? Как можно назвать человека, у которого, такое доброе, милое сердце? ( Милосердный).
- Мы добрались до самого сложного момента в легенде.
- Прочитайте, как относится Иуда к Иисусу. (Любил его, поклонялся ему и ненавидел).
- Какие противоречивые чувства.
- За что любил? (Перечисляются черты характера Иисуса, он сам любовь).
- За что поклонялся, то есть относился как к божеству? (Видел его необыкновенные способности)
- За что ненавидел? (Обращается внимание на черты характера Иуды. Будучи таким хотел быть как Иисус и не мог таким стать)
- Ребята, кто пришёл и объяснил Иуде, что так, как он, поступать нельзя? (Мария)
- Послушайте, как она это делает.
6. Учитель читает слова Марии.
- Как Мария отнеслась к Иуде? (Она его жалеет).
- Как называют Марию люди? (Заступница).
- Верно, она заступается и за всех нас, когда мы просим её о помощи.
А просим мы её обращаясь к иконам
7. Работа с репродукцией иконы Владимирской Богоматери.
Слово учителя.
Перед вами икона Владимирской Богоматери.
Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. На иконе Богоматерь с Христом. Мы узнаем об этом по золотым сияниям, нимбам. Одежды Христа светлые – это знак божественного. Богоматерь изображена в темно – вишневом покрывале (Мафории), украшенном 3-мя золотыми звездами и золотой каймой с кистями. Это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в лик Богоматери, тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, которых мы встречаем в жизни. Это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.
В 165 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар – икону Богоматери. По преданию написал её евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью.
Юрий Долгорукий ( князь Киевский) поссорился со своим сыном Андреем Боголюбским, который выкрал икону и привез ее во Владимир.
В честь нее он построил Успенский Собор на реке Клязьма. И засияла в том храме икона и стала она называться Владимирской. Люди видели в ней свою защитницу, заступницу от врагов, считали , что благодаря иконе были побеждены Булгары, выиграна Куликовская битва, побежден Тамерлан, Наполеон и Гитлер.
- Она заступается и за всех нас.
IV. Итог урока. Этап формирования умений и навыков.
- Как думаете, удалось ли нам вместе с С.Лагерлеф отыскать истину?
- В чем она?
- Попробуйте начать свой ответ со слова «нельзя».( Ответы детей).
- А теперь со слова «нужно».
На доске к этому времени появляются записи:
Иисус
Добрый
Внимательный
Отзывчивый
Милосердный
Иуда
Злой
Завистливый
Завистливый
Хитрый
Жестокий
- А вот истина, которую оставил людям Иисус. ( Читаются Заповеди на плакате).
1. Все у вас да будет с любовью
2. Будьте в мире со всеми людьми
3. Будьте почтительны
4. Побеждай зло добром
V. Заключительное слово учителя.
- Помните, что перед каждым из нас 2 дороги: дорога Добра и дорога Зла.
Человек свободен в выборе своего пути, своей дороги. Конечно, всегда идти дорогой добра и жить по совести трудно и очень трудно, но надо постараться:
Там, где ненависть –
сеять любовь,
Там, где тьма –
сеять свет,
Там, где оскорбление –
сеять прощение.
Потому что, давая,
мы получаем.
Прощая, мы прощены.
(На доске плакат).
VI. Творческое домашнее задание.
Подумайте об этом еще раз дома и постарайтесь написать сочинение на тему: «Дорога, которую я выбираю».