kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личность и государство в романе Е.Замятина "Мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по роману Е. Замятина «Мы» предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». На предыдущих уроках исследовались разные идейно-художественные позиции писателей и поэтов в освещении революции и гражданской войны. На данном уроке обращаемся к новому для учащихся жанру антиутопии. На последующих уроках (М.А.Булгаков, А.И.Солженицын, А.Т.Твардовский), предполагается развитие и углубление темы «государство и личность».

В начале урока целесообразно сказать несколько слов об авторе и времени создания произведения, т.к. это объясняет обращение Е.Замятина к такому редкому жанру, как антиутопия. На уроках истории обучающиеся изучали уже процессы 20-40 годов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект 1 »

Личность и государство в романе Е.Замятина «Мы» Кучмина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»


Ход урока.


  1. Оргмомент (проверка готовности к уроку).


  1. Вступительное слово учителя.


Сегодня на уроке мы будем анализировать роман Е.И.Замятина «Мы», попробуем разобраться в проблематике произведения, определим его жанр.


"Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики," - писал в 1921г. русский писатель Е.И. Замятин. Он был "неудобным писателем"

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»

Правда Замятина оказалась невостребованной вплоть до 80 гг. XX века. Роман был написан в 1920 году, но вопросы, поднятые художником слова, волнуют нас и сегодня.


Но сначала несколько слов о самом писателе. Таня подготовила для нас сообщение о жизни и судьбе Е.Замятина.


  1. Выступление с опорой на презентацию заранее подготовленной ученицы. (см.Приложение 1)


  1. Определение жанра произведения.


- Итак, роман был написан в 1920 г., а издан в России только в 1988 году.
- О чём же этот роман? Почему так долго не мог быть издан? (Выслушиваются все ответы обучающихся)

- С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре утопии  (слайд №2 и далее см.Приложение 2) (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам - и вот вам земной рай, который  совершеннее небесного.
- Как вы считаете, можно ли считать роман «Мы» утопией? (Выслушиваются без комментариев все ответы)

- Антиутопия (слайд №3) - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.
- Или это всё-таки антиутопия? (…) (слайд №4)


V. Проблематика романа.

- Итак, каково же мироустройство Единого Государства? Кто или что руководит всеобщим счастьем? (составление кластера в сервисе Mindmeister (переход по ссылке со слайда).


(Предполагаемые ответы: XXXI век, «математически безошибочное счастье»: сытость, покой, занятия по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей; Законы Часовой Скрижали регулируют жизнь людей: одинаковая форма; одновременно просыпаются, подносят ложки ко рту; по четыре нумера в ряд гуляют; в определенное время любят друг друга, любовь регулируется "розовыми талонами”; всякие собственные чувства и предпочтения запрещены; нарушителей закона Благодетель накажет, нет имён (имя – это то, что отличает); даже природные стихии подчиняются: ни облачка, равномерный свет). (см. Приложение 3)


- Каково искусство в XXXI веке? Чему оно служит? (Предполагаемый ответ: Искусство не отвергнуто, но лишено "постылой свободы". Искусство призвано всеми формами воздействовать на массы, приучая их к единомыслию) – (слайд №5)


- Итак, единомыслие, всеобщее счастье под контролем Государства… Тотальный контроль… Что значит тотальный? А тоталитарный? (Слайд №6)
Счастлив человек в таком государстве, где каждый шаг контролируют, чтобы он не сбивался с пути к своему счастью? Посмотрите, как заботятся о его здоровье, например: строгий режим, на небе ни облачка…

VI .    Физкультминутка.


- Сейчас я прошу вас представить себя гражданами Единого государства. А чтобы легче вам было вжиться в образ, давайте с вами «прогуляемся»: по трое в ряд (по четверо условия кабинета не позволяют), под марш музыкального завода (звучит музыка в стиле техно), славящего «наше» Государство. Мы все одинаковые, одинаково маршируем, все одновременно повернули голову - посмотрели направо – маршируем - посмотрели налево – маршируем.


- Достаточно вжились в роль? У меня новость: к нам прибыл репортёр «из древности», из 2011 года. Очень странно, но у репортёра есть имя, её зовут Дарья (заранее подготовленная ученица берёт интервью – см. Приложение 4)

 Вывод:    Жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы государства.

- Какова формула счастья, просчитанная в Едином Государстве? (слайд №7)
- Строительство Интеграла в романе имеет определенную цель: "проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной", чтобы весь мир сделать Единым Государством и таким образом навсегда избавиться от внешних врагов. Но если вселенная бесконечна, значит, все усилия Нумеров не имеют никакого смысла, потому что вселенную невозможно проинтегрировать, а следовательно, у Единого Государства всегда будет внешний враг и возможность его свержения.

V
II.    Групповая работа.
- Как ни обезличены граждане Единого Государства, но давайте всё же рассмотрим отдельно персонажей романа. (см. Приложение 5)


I группа – Образ Благодетеля (слайд №8)
- Кто такой Благодетель?
- Почему ему так же, как и культу "МЫ”, поклоняются?
- Как происходит управление Государством?
- Что было первичным: тиран-Благодетель поработил общество или общество обезличенных МЫ создало себе КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ Благодетеля?
(Предполагаемый ответ группы: Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и за то был изгнан из Рая. Теперь Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.)

- Итак, в Едином государстве стремятся к стопроцентному счастью. Все как будто счастливы… Но чем оплачено это «стопроцентное счастье»? (… )
- Почему находятся безумцы, бунтующие против своего счастья?

II группа –  образ D – 503
Рассмотрите образ D – 503 на протяжении всего романа. Эволюционирует ли он?
(Предполагаемый ответ группы: от осознания себя микробом  - к ощущению целой вселенной внутри себя. Поэтому конфликт не только с Единым Государством, но и с самим собой. Ощущение болезни и нежелание выздоравливать, осознание долга перед обществом  и любовь к I-330, рассудок и душа, сухая математическая логика и непредсказуемая человеческая природа – всё бунтует в герое).

III группа – образ I – 330 (слайд №9)
Портрет, характер.
- Какова её роль в романе?
(Предполагаемый ответ группы: Главная деталь I-330 в восприятии героя -  икс, который образуется складками возле рта и бровями; икс для математика – символ неизвестного. Так на смену ясности приходит неизвестность, на смену радостной цельности – мучительная раздвоенность: "Было два меня. Один я – прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой… Раньше он только высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и… и что тогда?" (запись 10-я) . Раздваивается и восприятие мира.)

VIII.    Беседа.


- Таким образом, Единому Государству, его, мягко говоря, странной логике в романе противостоит человеческая душа, то есть способность  любить, страдать. Та душа, которая и делает человека человеком. Единое Государство всё же не смогло убить в человеке его природу, его духовное, эмоциональное. Почему, как вы думаете? (Выслушиваются без комментариев все ответы учеников)


- Расскажите о Великой катастрофе. (Предполагаемый ответ: В день Единогласия, неожиданно нашлись нумера, проголосовавшие против продолжения данной власти Благодетеля. Это стало началом пути граждан Единого Государства в неизвестность, когда был сделан вполне закономерный шаг из знакомого уже герою Древнего Дома за Зеленую Стену - в неправильный  мир природной иррациональности).


- Что же было там, за зелёной стеной? Каковы ощущения героя? (Предполагаемый ответ: потрясение от нестерпимо яркого солнца (не  равномерно распределенного света!), потрясение слуха (нестройный шепот, шорох, щебетание) и осязания (не плоскость, а неправильно упруго-мягкая, живая, зеленая поверхность. D  ослеплён и оглушён.- слайд №10)


- Что изменилось там, за Стеной в мироощущении героя? (Предполагаемый ответ: Д стал вождем - всего на один день, и  осознание собственной  значимости не было полным, но Д увидел, что с точки зрения Единого Государства он - часть целого, "нумер" Д-503, а за Зеленой Стеной - Строитель Интеграла и совершенно свободен. А главное - у него есть выбор, которого раньше никогда не было и быть не могло.)


- Какое разочарование постигло героя за Зелёной стеной? (Предполагаемый ответ: «они»  преклоняются  перед мощью творения Единого Государства - Интеграла. Борцы против "дивного нового мира", разделяют философию этого мира. Д-503 им нужен для воплощения их собственной (пока еще абстрактной) идеи - в свою очередь покорить мир с помощью Интеграла, предложив ему свои  условия. Свободная личность никому не нужна!)


- Каков финал романа? (Предполагаемый ответ: Организован специальный нервный центр по борьбе с фантазией, где  рентгеновским облучением лечат фантазии.  Д-503 оперируют, после чего он легко совершает то, что он всегда считал своим долгом: выдаёт сообщников и спокойно наблюдает, как пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая воздух.  Она все-таки не сказала ни слова.  Другие, приведенные вместе с ней, оказались «честнее»: многие стали говорить с первого же раза. Всех их казнят Машиной благодетеля – гильотиной.)
- Каковы мысли героя в последних строках романа? (Находим в тексте: на поперечном, 40-м проспекте удалось сконструировать временную Стену из высоковольтных волн.  И я надеюсь - мы победим.  Больше: я уверен -мы победим. Потому что разум должен победить).

- Как вы полагаете, это оптимистичный финал или пессимистичный? (...)


- Вернёмся ещё раз к вопросу жанра: что же это, утопия или антиутопия? Почему Замятин обращается к жанру антиутопии? (Вспомните, в какой исторический момент развития нашего общества был написан роман).


IX.    Рефлексия.
- Роман Замятина – антиутопия. О чём же предупреждает нас писатель? (Предполагаемый ответ: О том, что случится с обществом, если оно будет уничтожать в людях личностное, индивидуальное и превращать в песчинки, в  "нумера").


- Почему Е.Замятин обращается к проблеме утраты личности? Как это связано с временем написания романа?


- Напишите синквейн на темы «Единое Государство» и «Роман «Мы» (по вариантам).

(Несколько синквейнов ученики зачитывают по желанию – см. Приложение 6 )

X.    Домашнее задание: Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» перечитать, выявить общее в проблематике романов Е.Замятина «Мы» и М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Индивидуальные задания: 1. М.Булгаков. Жизнь и судьба.
                                             2. История создания романа «Мастер и Маргарита».


XI. Выставление и комментирование отметок.




Использованные источники:


  1. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;

  2. Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).

  3. Урок в формате А4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2

  4. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Роман Е. Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm

  5. Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904




5


Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Кучмина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»


Методические рекомендации

по использованию плана-конспекта урока литературы

по роману Е.Замятина «Мы»



Урок по роману Е. Замятина «Мы» предполагается в рамках изучения темы «Литература 20-х годов». На предыдущих уроках исследовались разные идейно-художественные позиции писателей и поэтов в освещении революции и гражданской войны. На данном уроке обращаемся к новому для учащихся жанру антиутопии. На последующих уроках (М.А.Булгаков, А.И.Солженицын, А.Т.Твардовский), предполагается развитие и углубление темы «государство и личность».

В начале урока целесообразно сказать несколько слов об авторе и времени создания произведения, т.к. это объясняет обращение Е.Замятина к такому редкому жанру, как антиутопия. На уроках истории обучающиеся изучали уже процессы 20-40 годов.

Со слайда №4 переход по ссылке в сервис Mindmeister (если скорость Интернета медленная, писать можно на доске), составляется кластер «Мироустройство в Едином Государстве». Выявление положительного и отрицательного в жизни граждан. Выясняется, что всё положительное, что ни есть в Едином Государстве, имеет отрицательные стороны.

Беседа с «репортёром из прошлого» также подводит к выводу, что жизнь в тоталитарном государстве противоестественна.

Работа в группах нацелена на решение вопросов: как возникло такое явление, как культ личности и что противостоит бездушному Государству?

В конце урока можно задать вопрос: о чём предупреждает автор антиутопии? Написание синквейна помогает понять, насколько обучающиеся поняли произведение.

Дома предлагается сравнить проблематику романов Е.Замятина и М.Булгакова: выявить общее и подумать, почему такие разные писатели обращаются к одинаковым темам.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Карточки для групповой работы

I группа

Образ Благодетеля.
1) Кто такой Благодетель?
2) Почему ему так же, как и культу "МЫ”, поклоняются?
3) Как происходит управление Государством?
4) Что было первичным: тиран-Благодетель поработил общество или общество обезличенных МЫ создало себе культ личности Благодетеля?


















II группа

Образ D – 503.
Рассмотрите образ D – 503 на протяжении всего романа.

Эволюционирует ли он?







III группа

Образ I – 330

Рассмотрите образ I – 330: портрет, характер, поступки.
Какова её роль в романе?




Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1.»

Евгений Иванович Замятин  1884 - 1937 Автор: Карпова Татьяна, ученица 11А класса МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»

Евгений Иванович Замятин 1884 - 1937

Автор: Карпова Татьяна, ученица 11А класса

МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»

1884г. - родился в городе Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника . 1896-1902гг. - гимназия в Воронеже, закончил с золотой медалью. С 1905г – большевик, за участие в революционной деятельности Е. Замятин был арестован и заключен в тюрьму. После нескольких месяцев заключения его освободили и выслали в город Лебедянь под надзор полиции. 1908г. - закончил кораблестроительный факультет Политехнического института; оставлен при кафедре корабельной архитектуры
  • 1884г. - родился в городе Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника .
  • 1896-1902гг. - гимназия в Воронеже, закончил с золотой медалью.
  • С 1905г – большевик, за участие в революционной деятельности Е. Замятин был арестован и заключен в тюрьму. После нескольких месяцев заключения его освободили и выслали в город Лебедянь под надзор полиции.
  • 1908г. - закончил кораблестроительный факультет Политехнического института; оставлен при кафедре корабельной архитектуры
1908-1911гг. – несколько рассказов, которые в печать не отдавал. 1913 г. - едет в Николаев, построил там несколько землечерпалок, написал несколько рассказов и повесть «На куличках». После того, как её напечатали в журнале , номер журнала был конфискован цензурой, редакция и автор привлечены к суду, но накануне февральской революции оправдали.
  • 1908-1911гг. – несколько рассказов, которые в печать не отдавал.
  • 1913 г. - едет в Николаев, построил там несколько землечерпалок, написал несколько рассказов и повесть «На куличках». После того, как её напечатали в журнале , номер журнала был конфискован цензурой, редакция и автор привлечены к суду, но накануне февральской революции оправдали.
В последующие годы Евгений Замятин продолжал писать различные по жанру и стилю рассказы из провинциальной жизни: «Старшина» (1915), «Алтарь» (1915), «Письменно»(1916),  «Африка» (1916). Повесть Е. И. Замятина «Север» была написана в 1918-1919 гг.
  • В последующие годы Евгений Замятин продолжал писать различные по жанру и стилю рассказы из провинциальной жизни: «Старшина» (1915), «Алтарь» (1915), «Письменно»(1916), «Африка» (1916). Повесть Е. И. Замятина «Север» была написана в 1918-1919 гг.
1919 г. - арестован по делу «левых эсеров»; 1922 г. – снова арест, т.к. оказался в составе группы известных философов и литераторов, которых правительство решило выслать из России. Друзья стали хлопотали перед властями и добились отмены приговора. Оставшись в России, Е.Замятин продолжал писать.
  • 1919 г. - арестован по делу «левых эсеров»; 1922 г. – снова арест, т.к. оказался в составе группы известных философов и литераторов, которых правительство решило выслать из России. Друзья стали хлопотали перед властями и добились отмены приговора.
  • Оставшись в России, Е.Замятин продолжал писать.

.

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя.
  • 1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин.
  • 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан.
  • Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя.
  • Началась травля писателя.

.

Е. И. Замятин вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу. По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.
  • Е. И. Замятин вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему уехать за границу. В просьбе ему было отказано.
  • Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу. По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2»

Личность и государство в романе  Е.Замятина «Мы» Автор: Кучмина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»

Личность и государство в романе Е.Замятина «Мы»

Автор: Кучмина Н.В.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»

Литературный жанр, предполагающий развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.  Утопия - «У» – нет
  • Литературный жанр, предполагающий развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.
  • Утопия - «У» – нет

«топос» - место Место, которого нет

Литературный жанр, в котором говорится о том, что политические и технологические процессы неизбежно ведут к разрушению имеющихся социальных структур, к распаду семьи, подавлению личности тоталитарным режимом.

Литературный жанр, в котором говорится о том, что политические и технологические процессы неизбежно ведут к разрушению имеющихся социальных структур, к распаду семьи, подавлению личности тоталитарным режимом.

Mindmeister

Mindmeister

Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Грустные мелодии затухающе-колебательного движения; переменяющиеся фраунгоферовыми линиями пауз яркие такты - спектральный анализ планет... Какое величие! Какая незыблемая закономерность! И как жалка своевольная, ничем - кроме диких фантазий - не ограниченная музыка древних...
  • Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства.
  • Грустные мелодии затухающе-колебательного движения; переменяющиеся фраунгоферовыми линиями пауз яркие такты - спектральный анализ планет...
  • Какое величие! Какая незыблемая закономерность! И как жалка своевольная, ничем - кроме диких фантазий - не ограниченная музыка древних...

Тотальный – всеобщий, всеохватный Тоталитарный - основанный на полном всеобщем (тотальном) контроле над всеми сферами жизни общества, характеризующийся запрещением демократических организаций, ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями против прогрессивных сил, милитаризацией общественной жизни.

Тотальный – всеобщий, всеохватный

Тоталитарный - основанный на полном всеобщем (тотальном) контроле над всеми сферами жизни общества, характеризующийся запрещением демократических организаций, ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями против прогрессивных сил, милитаризацией общественной жизни.

  • "...Блаженство и зависть - это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем".

  • блаженство/ зависть 1/0 = небытие, исчезновение

- Кто такой Благодетель? Почему ему так же, как и культу “МЫ”, поклоняются? Как происходит управление Государством? Что было первичным: тиран-Благодетель поработил общество или общество обезличенных МЫ создало себе культ личности
  • - Кто такой Благодетель?
  • Почему ему так же, как и культу “МЫ”, поклоняются?
  • Как происходит управление Государством?
  • Что было первичным: тиран-Благодетель поработил общество или общество обезличенных МЫ создало себе культ личности Благодетеля?

О. К. Вуколов .

Иллюстрация к роману Е Замятина «Мы»,

Портрет. В чём её отличие от остальных жителей Государства? Какова роль в романе?
  • Портрет.
  • В чём её отличие от остальных жителей Государства?
  • Какова роль в романе?

О. К. Вуколов .

Иллюстрация к роману Е Замятина «Мы»,

На поляне, вокруг голого, похожего на череп, камня - шумела толпа в триста-четыреста... человек, - пусть -
  • На поляне, вокруг голого, похожего на череп, камня - шумела толпа в триста-четыреста... человек, - пусть - "человек", мне трудно говорить иначе. Как на трибунах из общей суммы лиц вы в первый момент воспринимаете только знакомых, так и здесь я сперва видел только наши серо-голубые юнифы. А затем секунда - и среди юниф, совершенно отчетливо и просто: вороные, рыжие, золотистые, караковые, чалые, белые люди, - по-видимому, люди.

О. К. Вуколов.

Иллюстрация к роману Е Замятина «Мы»,

Использованные ресурсы Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003; Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина

Использованные ресурсы

  • Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;
  • Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).Урок в формате А 4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2 Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Роман Е. Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm
  • Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904
  • http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Личность и государство в романе Е.Замятина "Мы"

Автор: Кучмина Надежда Владимировна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства