kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ларра и Данко - герои-антиподы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет в помощь при изучении "Старухи Изергиль" Максима Горького

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ларра и Данко - герои-антиподы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»"»




ПЛАН УРОКА 

Тема урока: Ларра и Данко - герои-антиподы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока:
 урок – размышление. 

Методы
:  беседа, частично-поисковый.

Форма работы: 
индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование урока: 
презентация к уроку «Ларра и Данко», проектор, раздаточный материал.

Приёмы:
 «Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»




ХОД УРОКА

СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Приём «Говорящий эпиграф».(Присмотр мультфильма Гарри Бардина «Адажио»Советский и российский художник-мультипликатор, режиссёр, сценарист и актёр.Известен работами в жанрах пластилиновой и кукольной мультипликации. Обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и пяти премий «Ника» за лучший анимационный фильм. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.Родился 11 сентября 1941 г. (78 лет), в Оренбурге)

2. Проблемный вопрос: «Кого из художественной литературы напоминает белая бумажная фигура?» (поиск ответа в паре.)
3. Формулирование темы урока: «Как вы думаете, какова тема нашего урока?»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ


1.Пересказ легенд участниками из двух любых групп, представляющих Ларру и Данко, если не помнят, пересказывает учитель.
3. Работа с текстами легенд: сравнительный анализ образов Данко и Ларры по плану.

План сравнительного анализа

Сравнительный анализ героев рассказа М.Горького.

Форма работы

Ларра

Данко

Какие герои сравниваются?

Главный герой из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», персонаж из первой новеллы произведения

Главный герой из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», персонаж из третьей новеллы произведения

групповая

Какова внешность героев (его лицо, одежду)?

Ларра - красивый и сильный юноша, сын орла и смертной женщины. . Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц, он был красив.

Данко — один из тех людей, молодой красавец. Данко – самый смелый и милосердный из своего племени

групповая

Каковы характеры героев?

«Когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе». «Он, смело глядя на старейшин, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого». «Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!» А когда развязали его, он спросил: — «Что вам нужно?» - —спросил так, точно они были рабы... «Он отвечал, что хочет сохранить себя целым, что считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». «Вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их».

«Шел впереди их и был бодр и ясен». «Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!» «…в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи могучего огня...» «Что сделаю я для людей?! - —сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер».


групповая

Что общего между героями?

Ларра – «юноша, красивый и сильный».

Гордый=гордыня


«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы».

Гордый.

групповая

Чем герои отличаются?

«…он ничем не лучше их (людей), только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

«… он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

групповая

Как закончили жизнь герои?

«Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»


групповая

Как относится автор к героям?

Горький осуждает Ларру, проведшим свое существование только ради того, чтобы ему было хорошо.


Горький восхищается человеколюбием Данко, который отдает свою жизнь ради сохранения заповедей, оставленными мудрыми людьми его племени, и осуждает

групповая

На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?

Антиидеал – человек, на которого я не хочу быть похожимю

Идеал, герой – человек, на которого мы должны равняться.

индивидуальная



Музыкальная пауза – релаксация под молитву в «Царице моя преблагая» в исполнении Валерия Малышева.

Слова учителя - информация для размышления.

Христос – человек-Бог оставил для нас заповеди:

  • Не сотвори себе других богов кроме меня.

  • Не сотвори себе кумира.

  • Не произноси имени Господа всуе.

  • Святи день субботний. Не работай в это день.

  • Почитай отца твоего и мать твою.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не кради.

  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  • Не желай ничего, что у ближнего твоего.



Все люди имеют бессмертную триединую душу, в котором есть ячейки для наполнения или положительной, или отрицательной энергией. В то время, когда мы живем на земле, каждый из нас совершает грехи, которые заполняет душу тяжелой отрицательной энергией, или делает добрые дела, собирая в матрицу души легкую положительную энергию.

Недостатки человека, ведущие человека по отрицательному пути к дьяволу:

  • Гордыня (Высокомерие)

  • Зависть

  • Чревоугодие (Обжорство)

  • Блуд (Похоть)

  • Гнев (Злоба)

  • Алчность (Жадность)

. Уныние (Праздность)

Добродетели человека, ведущие человека по положительному пути к Богу:

  • Мудрость

  • Мужество

  • Справедливость

  • Умеренность

  • Вера

  • Надежда

  • Любовь

  • Целомудрие

  • Усердие

  • Терпение

  • Доброта

  • Смирение





РЕФЛЕКСИЯ – ответить на вопросы в паре.


Вопросы ОЛарре

Ответы

Вопросы о Данко

Ответы

Какие заповеди нарушил Ларра?


Сотворил из себя кумира, не уважает мать (не пожалел ее, пошел против ее племени, поставил в трудное положение), убил девушку, крал у людей имущество, убивал их.

Какие добродетели есть у Данко?


  • Благоразумие

  • Мужество

  • Справедливость

  • Умеренность

  • Вера

  • Надежда

  • Любовь

  • Усердие

  • Терпение

  • Доброта

  • Смирение


Виноват ли он в своей эгоистичности?


Его воспитал орел – хищник, но он имеет разум, мог бы подумать, прежде чем убивать, красть ит.д.

Есть ли в Данко отрицательные черты?


Гордость, которую он усмирил.

Могли бы вы перевоспитать Ларру?


В современных услових можно, но надо

Смогли бы вы пожертвовать своей жизнью, как Данко?


Ради самых близких людей смог бы.

Где окажется душа Ларра после смерти? Почему*


После чистилища окажется в аду в отрицательной системе дьявола, потому что нарушил заповеди и жил только ради себя.

Где окажется душа Данко после смерти? Почему*


Сразу улетит в рай, потому что пожертвовал своей жизнью ради своего племени без раздумий.




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сочинение «Какой жизненный путь я выберу?»



ОЦЕНИВАНИЕ

























Раздаточный материал



План сравнительного анализа

Сравнительный анализ героев рассказа М.Горького.

Форма работы

Ларра

Данко

Какие герои сравниваются?





групповая

Какова внешность героев (его лицо, одежду)?





групповая

Каковы характеры героев?







групповая

Что общего между героями?





групповая

Чем герои отличаются?




групповая

Как закончили жизнь герои?





групповая

Как относится автор к героям?





групповая

На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?





индивидуальная













№2

Вопросы ОЛарре

Ответы

Вопросы о Данко

Ответы

Какие заповеди нарушил Ларра?







Какие добродетели есть у Данко?








Виноват ли он в своей эгоистичности?







Есть ли в Данко отрицательные черты?



Могли бы вы перевоспитать Ларру?








Смогли бы вы пожертвовать своей жизнью, как Данко?



Где окажется душа Ларра после смерти? Почему?







Где окажется душа Данко после смерти? Почему?

























Журнал

ФИ

оценка

1



2



3



4



5





ФИ

оценка

1



2



3



4



5





ФИ

оценка

1



2



3



4



5





ФИ

оценка

1



2



3



4



5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ларра и Данко - герои-антиподы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»"

Автор: Васильева Людмила Германовна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства