kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лаборатория чеховского слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лаборатория Чеховского слова. Урок проходит в форме лабораторного занятия, во время которого учащиеся , анализируя предложенные тексты рассказов А.П.Чехова, выделяют юмористические приемы, тем самым определяют природу комического. Работа проходит в группах, результаты заносятся в путевые листы, где также фиксируется взаимооценка работы в группе. В результате урока учащиеся отмечают общие черты юмористических рассказов и сравнивают их с наблюдениями литературоведов. В течение урока формируются коммуникативные навыки, умение работать в группе, воспитывается внимание к художественному слову. Материалы и оборудование: Презентация . Раздаточный материал: путевые листы и тексты рассказов для анализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творч. лаб»

Лаборатория Чеховского слова.

Цель: Выявить характерные особенности чеховского мастерства, отличительные черты чеховских юмористических рассказов..

Задачи:

1 Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.

2. Выявить отличительные черты юмористических рассказов;

3 Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания;

4.Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания,

5. Выяснить на основе анализа рассказов Чехова, каков бывает смех.


Предполагаемый результат:

Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.

Знать отличительные черты чеховских произведений.

Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.


Материалы и оборудование: Презентация


Ход урока


1.Слово учителя



Когда известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на папирусную лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества, энергии и умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством юмора.

Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека способности воспринимать смешное. Говорят, что смех — это чисто человеческое качество, отличающее людей от животных

Чехов «...больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Этого молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним...»

В августе 1879 г. Чехов приехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет. Примерно в это же время он начал печататься в юмористических журналах, что отвечало его потребности, обозначившейся еще в детстве, — создавать смешное.

С самой ранней юности лет десять—двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать кратко.

2.Целеполагание

Когда вы входили в класс, то видели на двери необычную табличку. О чем она говорит вам?

- творческая мастерская

Что это значит ? чем вы будете заниматься?

-проникнуть в мастерскую писателя,

- выделить художественные особенности его ранних рассказов

- понять, над чем смеется автор, и как создается комический эффект


3.Повторение

Что такое юмор? Сатира?

.

4.Работа групп ( Каждая из 4 –х групп получает путевой лист, тест одного из рассказов ( «Налим», «Радость», «Смерть чиновника», «Орден») и заполняет графы

Путевой лист . Работа с текстом ( 12 мин.)

Работа группы №

Список

оценка

Задание: Определите художественные особенности юмористических рассказов Чехова.

Над чем смеется А.П.Чехов? Как вы понимаете такое их определение: «Они смешные, но невеселые»?

1.


2.


3.


4.


5.


6.




Выступление группы с отчетом о работе ( 5 мин.)


Работа с тестом

Что наблюдали? (выписать)


1.Название рассказа.

Объем произведения.

Особенности композиции.

(Экспозиция, завязка, развитие действия, развязка)






2.Кто герои? Сколько их?

Что с ними происходит?



3.Над чем смеется автор?



4. Как создана комическая ситуация?

Какие художественные особенности выявили во время анализа? (выписать примеры)

(говорящие фамилии, несоответствия, значимые детали, речь персонажей)










Смешной или грустный рассказ?


Синквейн.

Задание: составить синквейн, связанный с темой урока или анализируемым рассказом А.П.Чехова






5. Выступление групп.

5 мин.

Предполагаемые наблюдения, выводы

Мишенью в юмористических и сатирических рассказах Чехова были нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при этом, замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на героя, но и на тех, с кем он вступает в столкновение

Итак, что же можно отнести к характерным особенностям стиля А.П. Чехова, опираясь на изученные произведения ?

1) В основе сюжета - не биография героя или решение какой-либо общественной проблемы, а определенная бытовая сценка, помогающая раскрыть мысль автора.

2) Любимый жанр - сценка. Это зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, " кусочек жизни без начала и конца".

3) Подавляющее большинство рассказов - это рассказы - миниатюры. А. П. Чехову принадлежат такие слова : " Я привык к рассказам, состоящим только из начал и концов.

Лаконизм повествования. Проявления его – следующие :

а)быстрое начало и неожиданный финал/об этом мы уже говорили/;

б) художественная деталь /применение конкретных деталей при обрисовке образов, вещей, природы увеличивает активность читательского воображения, дает толчок мысли/;

в) небольшое количество персонажей /обычно их 2-3; когда

тема и сюжет требуют большего, А.П.Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует подробно, разбрасывая остальных "по крону, как мелкую монету"/.

4) Важную роль играет диалог, который, собственно, и движет действие.

5) Речь героев индивидуальна, часто дает возможность ярко представить образ человека.

6) Стремится к простым синтаксическим формам.


6. Работа презентацией. В.В.Голубков

Многие литературоведы изучали юмористические рассказы А.П.Чехова. Особое место среди них занимает В.В.Голубков.





Совпадают ли результаты вашей работы с выводами, которые сделал В.В.Голубков?


7.Рефлексия.

Создание синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например.

Рассказ

Веселый, но грустный.

Учит, воспитывает, исправляет.

Смейся, но не будь смешным..

Юмор.


8. Оценка за работу.

Взаимооценивание ( оценка выставляется в путевой лист)

9. Домашнее задание

Прочитать рассказ «Тоска», отв. на вопр. 5-10 на стр. 27.















Просмотр содержимого презентации
«ПрезентацияТворч. лаб. РАССКАЗЫ ЧЕХОВА»

Лаборатория Чеховского слова.  Особенности юмористических рассказов

Лаборатория Чеховского слова. Особенности юмористических рассказов

Литературоведческий словарь

Литературоведческий словарь

  • Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние.
  • Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
Задание группам  Прочитать рассказ А.П.Чехова и отметить приемы создания комического

Задание группам

Прочитать рассказ А.П.Чехова

и отметить приемы

создания комического

  • «Орден»
  • «Налим»
  • «Смерть чиновника»
  • «Радость»
Выводы

Выводы

  • А.П. Чехов высмеивает нравственное уродство, потерю человеческого в человеке
  • Художественные особенности :
  • Краткость, сжатая композиция, небольшое количество персонажей
  • Сюжет- сценка из жизни
  • Смешные ситуации, коллизии
  • Говорящие фамилии
  • Речь персонажей индивидуальная, яркая
  • Художественная деталь
ГОЛУБКОВ Василий Васильевич (1880-1968) - российский педагог, действительный член АПН России (1950). Труды по методике преподавания литературы, учебники

ГОЛУБКОВ Василий Васильевич (1880-1968) - российский педагог, действительный член АПН России (1950). Труды по методике преподавания литературы, учебники

«Мастерство А.Ч.Чехова» В.В.Голубков

«Мастерство А.Ч.Чехова» В.В.Голубков

  • Приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
  • Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
  • Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки.
Создаем синквейн

Создаем синквейн

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Лаборатория чеховского слова

Автор: Нилова Галина Максимовна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства