Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь.»
10 класс
Урок № 73.
Тема. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь.
Цель:
проследить творческий и жизненный путь писателя;
развивать навыки монологического высказывания;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Эпиграф.
«Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». (Л.Н.Толстой)
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
IІ. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Работа с эпиграфом к уроку. «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». (Л.Н.Толстой)
3. Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л.Н.Толстого (1828 г. — 1910 г.).
- Родовое гнездо. Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семь «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его", – писал Л.Н.Толстой.
Родственная связь:
Происхождение графа Льва Николаевича Толстого (1828 -1910) от Рюрика (ок 835-879), князя Новгородского (в 27-м поколении, 6 ветвей, дерево).
Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
"Что есть порода? Черты предков, повторяющиеся в потомках..."
"...вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно".
Усадьба Ясная Поляна — место жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. В Ясной Поляне он родился 28 августа 1828 г. и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу, находится его могила. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его произведений.
Предки Льва Толстого приобрели Ясную Поляну в 1763 году, сразу же после провозглашения царского манифеста о «вольности дворянства», что позволило им целиком уйти в частную жизнь.
Сергей Федорович Волконский — прадед писателя со стороны матери, генерал–майор, представитель древнего рода, идущего от потомка Рюрика святого Михаила, князя Черниговского. Он поэтапно скупил Ясную Поляну. В 1799 году его младший сын, князь Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии, блестящий екатерининский вельможа, вышел в отставку и поселился в Ясной Поляне. Отъезд князя из «большого света»был своеобразным жестом протеста. За свой дерзкий отказ жениться на племяннице князя Потемкина Варваре Энгельгардт он попал в опалу.
Николай Сергеевич, дед писателя, поселившись в Ясной Поляне, занялся обустройством усадьбы. На 20 лет Ясная Поляна превратилась в строительную площадку. Николай Сергеевич преобразил прежний облик Ясной Поляны, придав ему благородные черты ампира, так пленившие впоследствии его внука Л. Н. Толстого
Отец Николай Ильич Толстой, среднего роста, живой, с приветливым лицом и всегда грустными глазами.
Мать - княжна Мария Николаевна Волконская.
«Она представлялась мне таким высоким, духовным, чистым существом…», - вспоминал Л. Толстой.
В 1822 году, спустя год после кончины Н. С. Волконского, его дочь княжна Мария Николаевна Волконская вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого — подполковника Павлоградского гусарского полка. Их супружество, состоявшееся по расчету, перевоплотилось с течением времени в брак по любви. У Марии Николаевны и Николая Ильича было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария.
- Детство. В детстве Л.Н.Толстого окружала теплая семейная обстановка.
С детских лет он чувствовал родственную причастность к историческим судьбам России.
Идеал «муравьиных братьев» - сделать всех людей счастливыми, не будет болезней, все будут любить друг друга.
Вера в то, что есть «зеленая палочка», на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо.
С детства в душе Толстого вызрела мысль народная: « Все окружавшие мою жизнь с детства - от отца до кучеров - представляются мне исключительно хорошими людьми. Вероятно, мое чистое, любовное чувство, как яркий луч, открывало мне в людях лучшие их свойства».
- Отрочество. Москва.
Январь 1837 г.
Когда Л.Н.Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца.
- Юность. Казань. Москва. Петербург.
Связи Толстых с Казанью возникли в середине XVIII столетия. Прадед Льва Николаевича, граф Андрей Иванович Толстой, в 1754-1769 гг. служил секунд-майором в Казанском гарнизоне.
Дед его, граф Илья Андреевич, пять лет (с 1815 по 1820 гг.) был казанским губернатором и похоронен на кладбище Кизического монастыря. В Казани жила его младшая дочь Пелагея Ильинична (тётка Л.Н.Толстого), выданная замуж за казанского помещика Владимира Ивановича Юшкова.
В 1841 г. П.И.Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший - Николай) и племянницы, привезла их в Казань.
Поселились Толстые в доме И.К.Горталова на Поперечно-Казанской улице (ул.Япеева, д.15), заняв нижний этаж и мезонин; верхний этаж занимали хозяева.
Лев выбрал разряд восточной словесности философского факультета. С 29 мая по 5 июня 1844 г. вместе с учениками I и II гимназий он подвергался испытаниям.
Получив положительные оценки - "4" - по закону божьему, алгебре, русской словесности, английскому языку; "5+" - по французскому и "5" по турецко-татарскому, он провалился по истории и географии. Пересдав с разрешения ректора эти предметы, - 3 октября 1844 г. Л.Толстой был зачислен студентом Императорского Казанского Университет.
"Как только вошел я в аудиторию - рассказывал Л.Толстой в автобиографической повести "Юность", - я почувствовал, как личность моя исчезает в этой толпе молодых веселых лиц. Чувство сознания себя членом этого огромного общества было очень приятно. Я любил этот шум, говор, хохотню по аудиториям, любил во время лекции, сидя на задней лавке при равномерном звуке голоса профессора мечтать о чем-нибудь и наблюдать товарищей".
Казанский университет в первой половине XIX столетия - крупнейший центр ориенталистики в Европе. Его восточный разряд находился в блестящем состоянии и пользовался известностью во всем ученом мире.
Среди университетских товарищей Л.Толстого - Н.Н.Булич, впоследствии профессор российской словесности, и Э.П.Янишевский, впоследствии профессор чистой математики
В первые же годы студенчества Л.Толстой вошел в казанское светское общество, жизнь которого отличалась множеством всяких развлечений. "Весело проходит зима в Казани, бал за балом, маскарад за маскарадом"
Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. "Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всегда танцующим" (Н.П.Загоскин). Граф Л.Толстой бывает в доме попечителя Казанского учебного округа М.Н.Мусина-Пушкина, в усадьбе казанского военного губернатора И.А.Боратынского.
Чаще всего молодого Льва Толстого можно было встретить на вечерах у начальницы Родионовского института Е.Д.Загоскиной, принимавшей у себя всю светскую Казань.
У Загоскиной он знакомится с Д.А.Дьяковым, ее двоюродным племянником. Теплые, дружеские отношения к Дьякову Толстой сохранил до самой его смерти. Романтическое чувство он испытывал к Зинаиде Молостовой.
Случай, описанный в рассказе "После бала", взят Толстым из казанских наблюдений. Произошел он с братом Сергеем, влюбленным в дочь воинского начальника А.П.Корейша - Варвару. Но чувство угасло, как только утром, после бала, он увидел, как ее отец, лихо и весело танцевавший мазурку, командовал экзекуцией над солдатом, бежавшим из казармы.
В 1845 г. Толстые (Дмитрий, Сергей и Лев) переехали на другую квартиру. "Жили мы на углу Арского поля, в доме Киселевского, наверху", - вспоминал Л.Толстой.
В феврале 1845 г. Толстой принимает участие в любительских спектаклях в пользу детских приютов. 19 и 25 апреля 1846 г. участвует в "Живых картинах" в актовом зале университета. В картине "Предложение жениха" он исполнил роль жениха и был замечен театральным критиком.
В студенческие годы Лев Николаевич проявлял интерес и к профессиональному театру. В апреле 1845 г. он присутствовал на одном из спектаклей "Ревизор", где роль Хлестакова исполнял выдающийся актер А.Е.Мартынов. "За всю жизнь я не видел актера выше Мартынова", - вспоминал он позднее.
Веселая светская жизнь мешала сосредоточиться на учебе. По итогам полугодичных испытаний 1844-45 гг. Толстой не допускается к переводным экзаменам. 25 августа 1845 г. он подает прошение проректору К.К.Фойгту о переводе его на юридический факультет.
Не мог умный, пытливый юноша остаться равнодушным и к лекциям, и к самой личности великого гуманиста, одного из лучших людей эпохи - Д.И.Мейера. Его лекции по гражданскому праву были "проникнуты тем гуманным характером, тою смелостью чувства, которые должны были увлекательным образом действовать на его учеников. Когда в 40-х годах с кафедры раздается голос протеста против крепостничества, чиновничьего взяточничества, против различий в правах по сословию и вероисповеданиям - приходится заключить, что профессор обладал значительным гражданским мужеством. Смелое слово учителя не оставалось без влияния на учеников".
Однако на экзаменах и по уголовному праву у Фогеля, и по истории гражданского права у Д.И.Мейера Л.Н.Толстой получает "2" (проходной балл) и за "успех", и за "прилежание".
После экзамена Д.И.Мейер в разговоре со студентом П.П.Пекарским о Толстом заметил: "у него нет охоты серьезно заниматься, а это жаль: у него такие выразительные черты лица и такие умные глаза, что я убежден, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком".
Сверх факультетских предметов Д.И.Мейер дал студенту Толстому задание - сравнить "Наказ" Екатерины II с книгой Монтескье "Дух законов". Задание Мейера не только увлекло Л.Толстого и привело к глубоким размышлениям об устройстве государственной жизни, о правовых нормах и т.п., но и сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе. Эта работа нашла отражение в его Дневнике, который Лев начинает вести 17 марта 1847 г. и с которым не расстается до конца жизни.
"Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития", - записывает Л.Н.Толстой. Он заводит "Журнал ежедневных занятий", где по часам распределяет свои занятия, составляет "Правила жизни", где излагает свои мысли о развитии воли, памяти, умственных способностей и чувств. "Голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным новым душевным ощущением в ту эпоху моего развития. И он-то положил новые начала моему взгляду на себя, на людей и на мир божий". (Л.Толстой "Юность".)
12 апреля 1847 г. Л.Толстой подает прошение на имя ректора И.М.Симонова об исключении его из числа студентов "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам". 23 апреля 1847 г. Толстой покидает Казань.
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857 г.), осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете.
Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
- Л.Н.Толстой на Кавказе.
В 1851 г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). (Повесть «Казаки»(1852-63 гг.), рассказы «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912)).
На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 г. под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
- Л.Н.Толстой – участник Крымской войны.
В 1854 г. Л.Н.Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II).
Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).
- Общественная и политическая деятельность Л.Н.Толстого.
В ноябре 1855 г. Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 г. - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 г. в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
- Творческое наследие Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и церковь.
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 г. Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 г. он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год».
Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 г. напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира».
«Анна Каренина» (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 г. в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).
Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
«Воскресение» (1889-99).
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества).
- Уход и смерть Л.Н.Толстого.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
4.Оформление датированного плана в тетрадях учащихся.
1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.
1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
1860-1870 гг. Писатель, общественная деятельность, педагог.
1880-1890 гг. «Я отрёкся от жизни нашего круга».
1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.
ІII. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Изучить материалы учебника, с.140-145, ч.2.
2.Инд.задание: подготовить сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир».