Этот раздел основывается на содержании, навыках и знаниях, полученных учащимися в 8 классе и первой четверти 9 класса, развивает у учащихся критическое мышление и способность глубокого анализа образов главных героев произведения, развивает навыки углубленного чтения произведений, соответствующих возрасту учащихся. Раздел фокусируется на более глубоком понимании смысла прозаических произведений и основан на исследовании учащимися традиций русской литературы по теме маленького человека.Учащиеся прочитают биографические сведения о Л.Н. Толстом, историю создания рассказа, рассказ «После бала».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "После бала"»
Дидактический материал
Задание
Прочитайте текст
Определите тему, идею рассказа, авторскую позицию
История создания рассказа
«После бала» – одно из самых интересных произведений Л. Н. Толстого.
Рассказ написан в 1903 году, когда писателю исполнилось 75 лет. Всю жизнь писатель искал истину, справедливость. В чём же видел Л. Н. Толстой высшую жизненную правду в период позднего творчества?
В рассказе описано действительное событие, о котором Л. Н. Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Сергей Николаевич, его брат, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды он увидел, как на плацу бравый полковник хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач, мучитель, « спокойно засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Накануне вечером полковник танцевал с дочерью мазурку на балу.
Сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Название рассказа изменилось, потому что: «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала» (два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).
Предтекстовая работа
Стратегия «Верные и неверные утверждения»
- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).
- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
- После бала рассказчик не мог уснуть (да).
- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
- Татарин кричал: «Помогите!» (да)
- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
Ф – самооценивание, устный комменатрий учащихся по критериям
Критерий
Дескрипторы
понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
Определяет жанр произведения
Подбирает не менее 3 аргументов
Определяет тему, идею, авторскую позицию
Определяет верное утверждение
Текстовая работа
Работа в группах
Задание 1.
1 группа
Составьте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев, характеризующих героев на основе 1 части рассказа «На балу».
Используйте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев для формулирования своих идей по вопросу: «Какой эпизод повлиял на наше понимание глубокой психологической драмы, пережитой рассказчиком в финале?»
2 группа
Составьте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев, характеризующих героев на основе 2 части рассказа «После бала».
Используйте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев для формулирования своих идей по вопросу: «Какой эпизод повлиял на наше понимание глубокой психологической драмы, пережитой рассказчиком в финале?»
-Презентация выполненных заданий.
Взаимооценивание по критериям
критерий
дескрипторы
Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
Составляет ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев
Дает характеристику героям рассказа
Подбирает соответствующие цитаты и комментарии
Формулирует идеи по вопросу
Послетекстовая работа
Работа в парах
Задание
Проанализируйте средства выражения позиции автора(речь, поведение, отношение к окружающим, цвет, музыка).
Проведите наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:
№
Первая часть
Вторая часть
1
описание залы у предводителя
описание улицы
2
хозяева бала
солдаты
3
Варенька
наказываемый
4
полковник
полковник
5
Иван Васильевич
Иван Васильевич
Г
Ф
Заполненные таблицы учащиеся разместят на стенах классного кабинета, сравнят свои таблицы с другими, дополнят при необходимости и ответят на вопросы