kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Изображение горцев в произведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Помочь учащимся глубже усвоить содержание прочитанного,

                           отрабатывая навыки правильного, выразительного, осознанного чтения.

                       2. Продолжать работу над составлением сравнительной характеристики героев.

                       3. Развивать речь, память, внимание, мышление учащихся, пополнять их

                           словарный запас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Изображение горцев в произведении»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Изображение горцев в произведении.


Цели урока: 1. Помочь учащимся глубже усвоить содержание прочитанного,

отрабатывая навыки правильного, выразительного, осознанного чтения.

2. Продолжать работу над составлением сравнительной характеристики героев.

3. Развивать речь, память, внимание, мышление учащихся, пополнять их

словарный запас.


Оборудование урока: портрет писателя, раздаточный материал.


Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Ребята, встаньте правильно. Глубоко вдохните в себя воздух, медленно выдохните.

Потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас с вами урок чтения.


II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

  • Ответы на вопросы старайтесь давать полные.

- Какое произведение мы с вами читаем?

- Кто его автор рассказа?

- Где происходит действие повести?

- Какие военные события легли в основу этого произведения?

- Назовите героев повести, с которыми мы уже познакомились?

2. Рассказ о Жилине и Костылине.( индивидуальные сообщения(

  • Кто такие Жилин и Костылин?

  • Что с ними случилось?

  1. Работа у доски « Угадай героя»

  • Определить, кто из героев имеет данную черту характера.


  • Пока ребята работают, я предлагаю вам выполнить такое задание: догадайтесь, о ком

идёт речь, только дослушайте меня до конца.

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

«Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой»».

4. Проверка выполненной работы у доски.

  • Проверим, как справились с заданием.


Жилин Костылин

осторожный, беззаботный (беспечный),

мужественный, трусливый,

бесстрашный, ненадежный товарищ,


III. Постановка учебной задачи.

  • На предыдущем уроке мы с вами прочитали II часть из повести Л. Толстого

«Кавказский пленник». Сегодня должны хорошо поработать над ее содержанием,

продолжить составление сравнительной характеристики героев.


IV. Анализ содержания II главы повести.

1. Ответы на вопросы.

- Расскажите, как складываются события после того, как Жилин оказался в плену?

(Взял в плен Жилина красный татарин, продал его черному. Жилин жил в сарае, был в

колодках, ему приносили пресный хлеб, воду)

- С кем Жилин встречается в плену?

- Прочитайте, как произошла эта встреча, и как попал в плен Костылин?

( стр. 114 учебника)

- Расскажите, как татары решали дальнейшую судьбу Жилина и Костылина?

- Как ведет себя в плену Жилин?

( Достойно. Решает “ выберусь сам”. Несмотря на угрозы, торгуется с татарами

из-за суммы выкупа. Требует, чтобы их с Костылиным держали вместе, кормили,

одели и обули.)

- Это еще раз доказывает, что Жилин был каким?

(Бесстрашным, настойчивым.)

- Почему Жилин пишет на письме неправильный адрес?

(Не хочет тревожить старую и больную мать, требовать от нее непосильного.

Надеется только на себя.)

- О каких чертах характера Жилина это говорит?

(Заботливый, любящий сын.)

- Зачем же Жилин торгуется с татарами, заведомо зная, что письмо не дойдет?

Не все ли равно, какую сумму ему просить? Прочитайте.

(Решает,”c ними, что робеть, то хуже”. Cтр. 114 учебника)

- Как характеризуют Жилина эти его слова и действия?

(Настойчивый, упорный.)

- А как в таких же обстоятельствах ведет себя Костылин?

(Уверен, что родственники обязаны его выкупить. Сам не борется, подчиняется

обстоятельствам.)

  • О каких чертах характера Костылина это говорит?

(Он беспомощный, безвольный, надеется на других.)

- Какое чувство у татар вызывает такое поведение героев?

(Жилин вызывает к себе симпатию врагов, он им нравится, о Жилине говорят “джигит”. Костылина татары не уважают, презирают.)

- А у вас?


2. Чтение отрывка в лицах (стр. 112-114 учебника.)

- Давайте обратимся к тексту и прочитаем по ролям разговор между татарами и Жилиным,

обращая внимание на интонацию чтения.

- Как нужно читать слова татар?

(Они спорят, горячатся.)

- А слова Жилина?

(Ответы его спокойны, он твердо стоит на своем.)


  1. Зрительная гимнастика.

  • посмотрите несколько секунд вдаль, затем столько же на кончики пальцев

вытянутой руки;

  • закрыть глаза и крепко зажмурить на 2-3 секунды, затем открыть;

  • закрыть глаза, вращать глазные яблоки вправо, влево, открыть глаза;

  • быстро моргать в течение нескольких секунд.


4. Описание жизни и быта горцев.

- С чем еще знакомит нас автор в этой части?

(Перед нашим взором встают не только эпизоды войны, но и жизни горного аула.)

- Прочитайте эпизоды, связанные с описанием селения татар, их одежды, убранства дома.

(стр.110, стр.111, стр. 112 учебника)

- Что в ауле было необычным для Жилина?

- Как характеризует Жилина то, что он все вокруг себя замечал?

(Наблюдательный.)


5. Знакомство с новым героем повести.

- С каким новым героем, точнее героиней, знакомит нас автор в этой главе?

- Кто такая Дина? Прочитайте.

(стр.111 учебника.)

  • Знакомясь с содержанием повести дальше, вы узнаете, что именно Дина сыграла в

судьбе Жилина основную роль.


6. Составить диаграмму Венна по характеристикам героев.


Жилин Костылин

осторожный, беспечный (беззаботный),

мужественный, трусливый,

бесстрашный, ненадежный товарищ,

настойчивый, беспомощный,

решительный, безвольный,

упорный,

сильный, слабый,

надеется только надеется на других.

на себя.


- Не изменилось ли ваше отношение к героям? Вы, по-прежнему, на чьей стороне?


VI. Рефлексия урока.

.


-Что мы сегодня узнали из данной главы?

-Как вы относитесь к героям повести?


VII. Домашнее задание.

  • Мы с вами хорошо поработали над содержанием II части. На самоподготовку вам

такое задание: разделить главу на смысловые части, озаглавить каждую часть. У вас

получится план II главы, по которому вы перескажите её содержание.


VIII. Оценки.


Учитель: Акимбаева Н.К



3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Изображение горцев в произведении

Автор: Акимбаева Нафиса Касымовна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства