Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой. Рассказ "После бала". »
Тема: Л.Н.Толстой. «После бала».
Цели урока:
изучить жизненные источники рассказа “После бала”; расширить знания учащихся о прошедшей эпохе;
особенности композиции рассказа;
выявить основные проблемы рассказа;
провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о том, что каждый человек должен отвечать за жизнь других людей.
Ход урока
Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного (М. Горький);
Я верю, что есть истина и что будет она открыта людям…(Л.Н.Толстой).
Портреты Л.Н. Толстого художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.), И.Е. Репина (1887г.), М.В. Нестерова (1907г.);
1. Слово учителя. Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”. Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда. … “ И как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”. И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена. 9 ноября 1910 г. тело Л.Н. Толстой было похоронено на краю оврага…
Лев Толстой был велик не только как писатель, но и как человек, как личность. Выдающиеся деятели русского и зарубежного искусства стремились запечатлеть в своем творчестве образ Льва Толстого. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, А. Пластов – поистине существо великого человека смогут понять и показать только гениальные творцы. Обратите внимание на портрет Толстого, созданного в 1884 году художником Н.Н. Ге. Какое впечатление оставляет у вас портрет? Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина. Все вокруг спит. И только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, судью, учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия. Ге рисовал писателя, когда тому было уже 56 лет. Кажется, именно так выглядел Толстой, когда создавал рассказ “После бала” (1903 г.). В нем как бы слились глубокий дух и напряженная работа мыслей. Великий писатель, бессмертные произведения …
2. Жизненные источники рассказа “После бала”.
– Какую эпоху изображает Толстой? (40-е годы XIX века).
– Кто царствовал в России? (“Николай Палкин”). Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем I (усы, как у царя; николаевская выправка; сапоги, «построенные батальонным сапожником»).
Читаем воспоминание Анны Федоровны Тютчевой о Николае I и о смерти его. Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.
– Почему, по-вашему, в 900 – е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”?
Вывод учащихся: Рассказ Толстого “После бала” – позднее произведение писателя. Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. А действие рассказа происходит в 40 – е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением в обществе и армии. В такое время жили герои рассказа Иван Васильевич, полковник, Варенька.
Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие. «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», - писал Лев Николаевич.
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». (Прочитать отрывок из статьи в учебнике.)
“Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало. Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего. Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.
3. Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.
А) Композиция
«После бала» - в чем необычность его построения? Само название говорит, что в нем две части. Найдите границу этих частей. Как называется жанр? (Рассказ в рассказе). Как называется этот литературный прием? (обрамление). Итак, рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.
Первая часть посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.
Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала.
Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Б) Сюжет рассказа. Сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.
– Сколько рассказчиков в рассказе? Кто они? (повествователь; Иван Васильевич).
– Зачем автор использует этот прием? (чтобы было правдиво)
В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.
Надо отметить своеобразную роль вступления: оно знакомит нас с рассказчиком и настраивает на восприятие последующих событий. Повествование начинается внезапно и так же заканчивается. Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?
– Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей).
Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи.
Итак, мы улавливаем деление рассказа на две, правда, неравные по объему, части. Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:
Чтение бала у губернского предводителя: чтение текста со слов “взял руку дочери…” до слов “подвел ее ко мне…”.
Наказание солдата: со слов “я стал смотреть…” заканчивая словами “это было тело человека”.
Значит, весь рассказ строится на противопоставлении.
– Что здесь противопоставлено? (место действия, образы, детали, музыка)
В) Далее проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:
№
Первая часть рассказа
Вторая часть рассказа
1
зала у предводителя
описание улицы
2
хозяева бала
солдаты
3
Варенька
наказываемый
4
полковник
полковник
5
Иван Васильевич
Иван Васильевич
- какими эпитетами обрисован праздник у предводителя: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.
-какими эпитетами рисует рассказчик зал, Вареньку в первой части рассказа?
в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”
-Почему все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? Отец Вареньки– красивый…
- Откуда видно, что полковник заботливый и любящий отец?
- Кого напоминает полковник?
- Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?
Иван Васильевич– доволен, счастлив…
- Какой образ жизни вел Ивана Васильевича?
– Каково главное удовольствие его жизни?
- Какими словами передает Иван Васильевич свои чувства на балу?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.
Г) Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала.
( Бал: музыка, танцы. Пьян любовью → Варенька затмила всех. Иван Васильевич любуется ею → Я был не я, а какое – то неземное существо → Обнимал весь мир своей любовью → От счастья не может заснуть).
Г) В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания.
Полковник все тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота выглядит кощунством. Сравнительная характеристика
Полковник
Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое…
Шел твердой, подпрыгивающей походкой.
Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
Сморщенное от страдания лицо.
Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура
Спотыкающийся, корчащийся человек.
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…”
Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком? (Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу»).
Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.
- Какие чувства он испытывает после того, что увидел?
Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России.
Работа с антитезой: а) Сильной рукой – испуганного, малорослого; б) знает, что я не знаю и т.д.
в) Братцы, помилосердуйте – Будешь мазать? (см. Тесты к урокам литературы)
Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича после бала.
После бала
(Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка → Картина экзекуции. Рядом фигура полковника→ Полковник бьет по лицу солдата. “Мне было стыдно”→ Не может заснуть от увиденной картины).
Задание классу: Сравните эти логические цепочки. О чем они говорят?
Вывод: Чувство радости сменяется чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой использует прием контраста, который еще больше выражает главную тему рассказа.
– Почему Иван Васильевич не мог поступить на военную службу и никогда не служил?
– Оправдываете ли вы его?
– Почему он расстался с Варенькой?
Вывод: Варенька, ее улыбка напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог забыть того, что увидел…
- Почему И.В. оставляет службу? (Он потрясен увиденным, эта сцена производит на него такое неизгладимое потрясение, что он не только расстается с Варенькой, но и отказывается от службы, т.к. даже не может помыслить себя на месте полковника).
Идея рассказа в чем? (Автору важно показать, что человек нравственно отвечает за происходящее вокруг него).
4. Итоги урока
- Подчеркнуть в приведенных отрывках антитезу:
а) «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»
б) «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю - думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
в) «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»
Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях… Как говорили современники Толстого, преклоняясь перед его всемирным авторитетом, “через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”.
5. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Составить сравнительную характеристику:
Полковник
Иван Васильевич
Задание на дом на выбор: 1. Письменно. «Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?