kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»»

Степанова Алла Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крючковская СОШ»

Предмет: литература

Класс: 9

УМК Коровиной В.Я. Учебник - Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв.- М.: Просвещение, 2010 г

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я

воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.


Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час

Место урока в системе уроков по теме: 12

Цель урока: достичь образовательных результатов

Личностные: стремиться к осознанию и освоению литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; 


Метапредметные:

регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез;


познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Горация, с образной системой «К Мельпомене», выявить влияние произведения на русскую литературу.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся должны знать исторические реалии времени Горация, сведения о жизни поэта, теоретико-литературные понятия, содержание «К Мельпомене»; уметь анализировать изучаемое произведение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

В.

Содержание урока

1.Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

-Какую культуру называют античной?

-Что вы знаете об эпохе античности из изученного по истории и литературе?

-Приведите примеры влияния античности на культуру последующих эпох.

3.Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Античная классика - это греко-римский мир. В нем греки были первыми, но римляне переняли и распространили их культурное наследие по всей Европе.

Развитие римской культуры было стремительным благодаря таким учителям. Ярким представителем августова века является Квинт Гораций Флакк, чье творчество осталось в памяти культуры как образец для подражания.

4. Проверка домашнего задания

-Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?(заслушивание «Литературных визиток» обучающихся о жизни и творчестве поэта по материалам учебника)

-Как имя Горация связано с творчеством Державина?

5. Формулирование проблемы и цели урока

--Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке?

- Можем ли мы ответить на вопрос: одинакова ли точка зрения на поэта и поэзию у Державина и Горация?(нет)

-Почему? (не знакомы с произведениями Горация)

- Какова же цель урока?( обучающиеся формулируют цель урока)

-Чтобы достичь цели урока, какие задачи нужно решить? (познакомиться с текстом Горация, провести сравнительный анализ с «Памятником» Державина)

6. Работа над темой урока.

1) Слово учителя. Перу Горация принадлежит две книги сатир, книга эподов(лирических стихов), четыре книги од. В своих одах поэт воспевает

Августа, любовь и красоту, размышляет, жизни и смерти, о поэзии. Особенно следует отметить оду «К Мельпомене», посвященную музе драмы и трагедии, музе театра. С глубоким почетом и любовью сочинил поэт этот стих, который стал своеобразной чертой, подведенной Горацием на определенном этапе своего творчества.

Критики и литературоведы считают, что творчество Горация - одна из вершин римской литературы.

-Вспомните определение оды.

2). Аналитическая работа с текстом произведения

-Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в оде Горация «К Мельпомене»

А. Выразительное чтение оды учителем

Б.Словарная работа (материал учебника)

В.Беседа

-Что, по мнению Горация, станет ему памятником? (творчество)

-Какие автобиографические сведения поэт указал?

-В чем он видит главную свою заслугу? (перенесение в римскую литературу достижений и традиций древнегреческой литературы)

-Почему ода носит название «К Мельпомене»? В связи с чем упоминает поэт ее имя? (Поэт считает, что за его заслуги Мельпомена увенчает его лавровым венком, т. е славой)

-Ода «К Мельпомене» стала первым произведением, посвященным осознанию поэтом достижений своего творческого пути. Как мы уже отметили, мотив увековечения о поэте в его творчестве, стал ведущим и в русской литературе: Державин, Ломоносов, Пушкин…

Г.Исследовательская работа в группах

-Сопоставьте «К «Мельпомене» Горация с «Памятником» Державина. В чем сходство и различие поэтических позиций авторов?

1группа

Задание: Сравните вторые строфы и ответьте на вопрос:

С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

2 группа

Задание: Сравните четвертую строфу и ответьте на вопросы.

Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

3 группа

Задание: Сравните пятую строфу и ответьте на вопросы.

Чем обращение к музе Горация отличается от обращений Державина?

Подведение итога после групповой работы

-Можно ли утверждать, что Державин создает уже не просто перевод, а переложение латинского текста, говоря в нем о себе, о своих поэтических заслугах? 

7. Подведение итога урока


-В чем видит залог своего бессмертия Гораций и в чем Державин?


- Актуальна ли тема в 21 веке, стоит ли обращаться к таким произведениям?

-Почему? (рассуждения о смысле жизни, предназначении)

Заключительное слово учителя.

Тема поэта и поэзии, как мы с вами убедились на этом уроке, берёт она своё начало в античности. Уже Горация почти два тысячелетия назад волновало, останется ли хоть что-то после него. Человек мыслящий, конечно, задумывается о собственном предназначении и смысле существования на Земле. Не случайно к этой теме обращаются очень часто русские поэты.


8. Рефлексия

Продолжите фразу:

Я знаю о Горация...

Тема оды «К Мельпомене» - ...

Идея оды «К Мельпомене» - ...

Стих Горация «К Мельпомене» вызвал немало подражаний, так как...

9.  Домашнее задание

наизусть





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»

Автор: Степанова Алла Евгеньевна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства