Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»»
Степанова Алла Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Крючковская СОШ»
Предмет: литература
Класс: 9
УМК Коровиной В.Я. Учебник - Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв.- М.: Просвещение, 2010 г
воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час
Место урока в системе уроков по теме: 12
Цель урока: достичь образовательных результатов
Личностные: стремиться к осознанию и освоению литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Метапредметные:
регулятивные УУД:
уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез;
познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Горация, с образной системой «К Мельпомене»,выявить влияние произведения на русскую литературу.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся должны знать исторические реалии времени Горация, сведения о жизни поэта, теоретико-литературные понятия, содержание «К Мельпомене»; уметь анализировать изучаемое произведение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков
В.
Содержание урока
1.Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
-Какую культуру называют античной?
-Что вы знаете об эпохе античности из изученного по истории и литературе?
-Приведите примеры влияния античности на культуру последующих эпох.
3.Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Античная классика - это греко-римский мир. В нем греки были первыми, но римляне переняли и распространили их культурное наследие по всей Европе.
Развитие римской культуры было стремительным благодаря таким учителям. Ярким представителем августова века является Квинт Гораций Флакк, чье творчество осталось в памяти культуры как образец для подражания.
4. Проверка домашнего задания
-Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?(заслушивание «Литературных визиток» обучающихся о жизни и творчестве поэта по материалам учебника)
-Как имя Горация связано с творчеством Державина?
5. Формулирование проблемы и цели урока
--Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке?
- Можем ли мы ответить на вопрос: одинакова ли точка зрения на поэта и поэзию у Державина и Горация?(нет)
-Почему? (не знакомы с произведениями Горация)
- Какова же цель урока?( обучающиеся формулируют цель урока)
-Чтобы достичь цели урока, какие задачи нужно решить? (познакомиться с текстом Горация, провести сравнительный анализ с «Памятником» Державина)
6. Работа над темой урока.
1) Слово учителя. Перу Горация принадлежит две книги сатир, книга эподов(лирических стихов), четыре книги од. В своих одах поэт воспевает
Августа, любовь и красоту, размышляет, жизни и смерти, о поэзии. Особенно следует отметить оду «К Мельпомене», посвященную музе драмы и трагедии, музе театра. С глубоким почетом и любовью сочинил поэт этот стих, который стал своеобразной чертой, подведенной Горацием на определенном этапе своего творчества.
Критики и литературоведы считают, что творчество Горация - одна из вершин римской литературы.
-Вспомните определение оды.
2). Аналитическая работа с текстом произведения
-Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в оде Горация «К Мельпомене»
А. Выразительное чтение оды учителем
Б.Словарная работа (материал учебника)
В.Беседа
-Что, по мнению Горация, станет ему памятником? (творчество)
-Какие автобиографические сведения поэт указал?
-В чем он видит главную свою заслугу? (перенесение в римскую литературу достижений и традиций древнегреческой литературы)
-Почему ода носит название «К Мельпомене»? В связи с чем упоминает поэт ее имя? (Поэт считает, что за его заслуги Мельпомена увенчает его лавровым венком, т. е славой)
-Ода «К Мельпомене» стала первым произведением, посвященным осознанию поэтом достижений своего творческого пути. Как мы уже отметили, мотив увековечения о поэте в его творчестве, стал ведущим и в русской литературе: Державин, Ломоносов, Пушкин…
Г.Исследовательская работа в группах
-Сопоставьте «К «Мельпомене» Горация с «Памятником» Державина. В чем сходство и различие поэтических позиций авторов?
1группа
Задание: Сравните вторые строфы и ответьте на вопрос:
С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?
2 группа
Задание: Сравните четвертую строфу и ответьте на вопросы.
Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?
3 группа
Задание: Сравните пятую строфу и ответьте на вопросы.
Чем обращение к музе Горация отличается от обращений Державина?
Подведение итога после групповой работы
-Можно ли утверждать, что Державин создает уже не просто перевод, а переложение латинского текста, говоря в нем о себе, о своих поэтических заслугах?
7. Подведение итога урока
-В чем видит залог своего бессмертия Гораций и в чем Державин?
- Актуальна ли тема в 21 веке, стоит ли обращаться к таким произведениям?
-Почему? (рассуждения о смысле жизни, предназначении)
Заключительное слово учителя.
Тема поэта и поэзии, как мы с вами убедились на этом уроке, берёт она своё начало в античности. Уже Горация почти два тысячелетия назад волновало, останется ли хоть что-то после него. Человек мыслящий, конечно, задумывается о собственном предназначении и смысле существования на Земле. Не случайно к этой теме обращаются очень часто русские поэты.
8. Рефлексия
Продолжите фразу:
Я знаю о Горация...
Тема оды «К Мельпомене» - ...
Идея оды «К Мельпомене» - ...
Стих Горация «К Мельпомене» вызвал немало подражаний, так как...