КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В ИЗОБРАЖЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В ИЗОБРАЖЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
Данный файл представляет собой конспект урока на тему "Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Цели урока: расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова. Помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой; методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю; научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков; развивать навыки выразительного чтения. Л.Н.Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого - частицы народа, и каждый из них по - своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей:проявляется истинный и ложный патриотизм. В романе - эпопее Л.Н.Толстой использовал художественный прием - антитезу. Антитеза - противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 - 1807 и 1812); и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В ИЗОБРАЖЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» »
КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В ИЗОБРАЖЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО
В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» 10 КЛАСС
Цели урока: расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.
Ход урока:
1. Оргмомент. Готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Лекция учителя.
1. КУТУЗОВ
Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы благородной задачей спасения Отечества, поэтому высшая правда, по мысли писателя, на его стороне. Он показан в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс. Кутузов в войне 1805—1807 гг. предстает перед нами как полководец, который считает своей основной задачей сберечь армию. Об этом свидетельствует смотр войск под Браунау, когда русский главнокомандующий старался убедить союзников в том, что его армия не готова к бою. Об этом же говорит решение послать четырехтысячный отряд Багратиона, чтобы задержать французов и , «не погубив армию, соединиться с войсками, шедшими из России». Зная, что Аустерлицкое сражение будет проиграно, Кутузов противится ему, но вынужден подчиниться царской воле. Поражение он воспринимает как большую личную беду. В войне 1805—1807 гг. великий полководец проявляет и мудрость, и талант, и высокую человечность. Он уважает своих солдат и офицеров, презирает карьеристов и трусов. Толстой, рисуя народного полководца в 1812 году, противопоставляет внешний облик слабого, тучного, дряхлого старика его внутреннему нравственному величию. Все свои поступки, действия, решения Кутузов подчиняет единственному стремлению — во что бы то ни стало победить врага. Великий полководец появляется на переднем плане эпопеи в самые ответственные моменты войны, он всегда глубже других понимает значение каждого сражения в ходе войны, умеет предвидеть дальнейший ход событий. Главное в Кутузове, по Толстому, — его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Это чувство поставило его на высшую человеческую высоту, сделало народным героем, выполнившим в войне 1812 года великую историческую миссию. Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 г, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Полководец показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, верит в силу и боевой дух русского солдата. Высокое положение не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности. Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. «Нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды,» - так обозначил свою мысль ( =авторский замысел), воплощенную в образе Кутузова и стремящихся к этому полюсу романа героях ( Ростовы, Болконские, Денисов, Пьер, Тушин и др) Л. Толстой.
2. НАПОЛЕОН
Наполеон в романе — антипод Кутузова. Писатель, выступая против культа императора Франции, видит в нем агрессора, вероломно напавшего на Россию, честолюбца, для которого «все, что было вне его, не имело никакого значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно любимое слово персонажа — «я». Вся деятельность Наполеона — это попытка заставить народы жить по его собственному произволу, направлять историю по собственному желанию. Писатель иронизирует: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Толстой подчеркивает его самовлюбленность, индивидуализм. Достаточно вспомнить переправу полка уланов через Вилию, когда Наполеон равнодушно смотрит на бессмысленно гибнущих людей. В сценах приема Балашова и Боссе писатель показывает самомнение, позерство персонажа, отсутствие в нем той простоты и естественности, которые отличали Кутузова. Характерен эпизод, когда, стоя на Поклонной горе и любуясь видом поверженной Москвы, Наполеон мысленно репетирует речь для жителей. Толстой принижает Наполеона, подчеркивая его физические недостатки: круглый живот, короткие ноги, толстые плечи, дрожание левой ноги — и показывая, что перед нами обычный заурядный человек, а не полубог. А разве можно забыть бегство французов из России, когда Наполеон бежит впереди своей армии, не думая о ее судьбе, то есть совершает поступок, которого «стыдится каждый ребенок».
ВЫВОД:
Развенчивая Наполеона, Толстой обличает и наполеоновское начало в людях. Кутузов и Наполеон — два полюса романа: Кутузов воплощает народную мудрость и представляет коллективное начало, волю народа, Наполеон — выразитель самовлюбленности и индивидуализма. Величие Кутузова-полководца Толстой прежде всего видит в единстве его духа с духом народа и армии, и в том, что герой воплощает в себе черты русского национального характера. В создании образа старого фельдмаршала Толстой, несомненно, принял во внимание пушкинскую характеристику: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!” Кутузов и Наполеон показаны с бытовыми чертами как люди, но вместе с тем иначе, чем все остальные герои романа. Они что-то большее, чем просто «персонажи», фигуры более обобщенные, олицетворяющие те мировые силы, о конфликте которых рассказано в «Войне и мире». Эта антитеза помогает раскрыть «мысль народную» как основную идею романа-эпопеи «Война и мир».
«Источник... необычайной силы прозрения в смысле совершающихся событий лежал в том народном чувстве, которое он (Кутузов) носил в себе во всей чистоте и силе его.
Все, что было вне его (Наполеона), не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» ( Л. Н. Толстой)
4. Беседа по вопросам:
1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?
2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?
(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность.Наполеон– «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.
Кутузов«в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)
3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.
(Наполеонв романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.
Кутузовв сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобыуберечьрусскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою,не веритв возможностьзаранее бой распланировать, так же как не верит в это писатель, ипрезирает диспозициитак же, как презирает их Толстой.
В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.
Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление иукрепление нравственной силы армии» (Н. Н. Наумова) [14].)
4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?
5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) [14].)
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
1. Сочинение на одну из тем (4–5 человек).
Примерные темы:
1) Портрет князя Андрея.
2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.
3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.
4) Пьер на Бородинском поле.
5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.
2. Дочитать роман до конца. Рассказать о жизни героев в эпилоге.