Цели урока:
- Систематизировать и расширить знания детей о жанре сказки.
- Дать представление о культуре Востока на примере турецкой сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить ребят третьего и пятого класса с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; Дать краткое представление об истории создания турецкой сказки «Ашик Кериб»;
2. Обобщить представление о сказке как литературном жанре;
3. Показать общее и различие русской и восточной сказки.
4. Дать представление о культуре Востока: значение имен, религия, гендерная проблематика, национальные праздники, национальные блюда, национальная одежда, система образования на востоке и т.д. – доклады ребят 5 класса.
Развивающие:
1. Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
2. Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;
3. Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
4. Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);
5. Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Воспитательные:
1) Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
2) Воспитывать любовь к сказкам и интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
3) Воспитывать уважительное отношение к друг к другу и творчеству.
Оборудование урока: Экран, проектор, презентация: портреты М.Ю.Лермонтова, памятные места поэта, иллюстрации национальных костюмов, блюд, религиозных памятников и т.п.
Форма урока: интегрированный урок: литературы и библиотечного часа для учащихся 3-его и 5-ого классов.
Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
Просмотр содержимого документа
«лермонтов_Ашик Кериб»
«Культура Востока на примере сказки
М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»
Интегрированный урок по литературе.
3 «б» и 5 класс. 2013-2014 уч.год
Цели урока:
Систематизировать и расширить знания детей о жанре сказки.
Дать представление о культуре Востока на примере турецкой сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить ребят третьего и пятого класса с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; Дать краткое представление об истории создания турецкой сказки «Ашик Кериб»;
Обобщить представление о сказке как литературном жанре;
Показать общее и различие русской и восточной сказки.
Дать представление о культуре Востока: значение имен, религия, гендерная проблематика, национальные праздники, национальные блюда, национальная одежда, система образования на востоке и т.д. – доклады ребят 5 класса.
Развивающие:
Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;
Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);
Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Воспитательные:
Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
Воспитывать любовь к сказкам и интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
Воспитывать уважительное отношение к друг к другу и творчеству.
Оборудование урока: Экран, проектор, презентация: портреты М.Ю.Лермонтова, памятные места поэта, иллюстрации национальных костюмов, блюд, религиозных памятников и т.п.
Форма урока: интегрированный урок: литературы и библиотечного часа для учащихся 3-его и 5-ого классов.
Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
Ход урока:
I этап.
В качестве организационного момента учитель объясняет собравшимся цель урока: знакомство с восточной культурой на примере турецкой сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик Кериб».
Учитель сообщает собравшимся ребятам о юбилее М.Ю.Лермонтова в этом году, объясняя этим актуальность данного урока. Затем один из учеников дает краткую биографическую справку о жизни М.Ю.Лермонтова и краткую информацию об истории создания сказки «Ашик Кериб».
Далее учитель просит ребят вспомнить сюжет сказки и назвать основные черты, по которым мы можем определить, что это произведение сказка. После этого учитель просит назвать отличия турецкой сказки от русской. В обсуждении принимают участие оба класса.
Далее учитель спрашивает: а в чем же отличие восточной сказки от русской нам помогут узнать доклады ребят 5-ого класса. Просим».
После чего, учитель предлагает учащимся 3-его и 5-ого класса подробнее познакомиться с этой волшебной многовековой культурой. Система оценивания докладов.
II этап.
Физкультразминка
Доклады учащихся 5-ого класса о восточной культуре. 6 человек.
III этап. Рефлексия. Подведение итогов.
В обсуждении принимают участие оба класса.
Учитель спрашивает, что нового узнали ребята за сегодняшний урок. Какие отличия восточной и русской сказки?
Предполагаемый вывод: культура восточных стран отличается от нашей русской культуры. Отличия: имена мужчин и женщин, название городов, религия, гендерные отношения, обряды, праздники, одежда и т.д.
Просит назвать автора и название разобранного произведения.
Основные моменты биографии М.Ю.Лермонтова и историю создания сказки «Ашик Кериб».
Еще раз проговариваются основные признаки этой сказки.
Домашнее задание для двух классов:
3 «Б» класс - подготовить пересказ понравившегося фрагмента сказки «Ашик Кериб» и выполнить к нему иллюстрацию.
5 класс – тем, кто не выступал с докладами выбрать понравившейся фрагмент сказки, распределить роли и подготовить театрализованное выступление по ролям (возможно изготовление костюмов и т.д.) Подобное задание может быть предложено также и учащимся 3 класса.
Критерии оценивания докладов
№ п/п | Критерии оценивания | «3» | «4» | «5» |
1. | Соответствие темы и содержания доклада. | | | |
2. | Доклад отвечает на основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос конкретного исследования. | | | |
3. | Содержание разделов выдержано в логической последовательности. | | | |
4. | Доклад имеет законченный характер, в конце имеются четко сформулированные выводы. | | | |
5. | Доклад прочитан бегло, артистично. Ученик знает материал, который рассказывает. | | | |
ИТОГО | |
Шкала оценивания:
«3» – содержание доклада не удовлетворяет данному критерию
«4» – содержание доклада частично удовлетворяет данному критерию
«5» – содержание доклада в полной мере удовлетворяет данному критерию
Просмотр содержимого презентации
«Лермонтов Ашик Кериб»