kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кто такой Илья Ильич Обломов? (анализ 9 главы 1 части «Сон Обломова»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такой Илья Ильич Обломов?

(анализ 9 главы 1 части «Сон Обломова»)

9 глава романа И.А. Гончарова является ключевой для понимания характера главного героя. В этой главе показано, как формируется характер Ильи Обломова. Оказывается, что с одной стороны, Илья Ильич добрый, чуткий человек, а с другой  стороны, инфантильный, неспособный к духовному движению. Описание Обломовки помогает сформулировать не только представление о характере героя, но главный вопрос романа – что победит в герое – Обломовка с ее укладом или же жизненные, деятельные начала. Именно этот вопрос, поставленный в  9 главе, решается во второй части романа.

План анализа эпизода/главы

  • Границы эпизода/ главы.
  • Композиция эпизода/главы
  • Связь с другими эпизодами, сценами, с предыдущими главами
  • Роль пейзажа, сна и т.д.
  • Поведение героев в этот момент. Их мысли, слова, отношения.
  • Авторская оценка.
  • Идейно-художественная роль в литературном пространстве произведения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кто такой Илья Ильич Обломов? (анализ 9 главы 1 части «Сон Обломова») »


Кто такой Илья Ильич Обломов?

(анализ 9 главы 1 части «Сон Обломова»)

9 глава романа И.А. Гончарова является ключевой для понимания характера главного героя. В этой главе показано, как формируется характер Ильи Обломова. Оказывается, что с одной стороны, Илья Ильич добрый, чуткий человек, а с другой стороны, инфантильный, неспособный к духовному движению. Описание Обломовки помогает сформулировать не только представление о характере героя, но главный вопрос романа – что победит в герое – Обломовка с ее укладом или же жизненные, деятельные начала. Именно этот вопрос, поставленный в 9 главе, решается во второй части романа.

Цель:

  1. разобраться в сущности характера героя, понять, как создается собирательный образ русского человека.

  2. Определить понятие «обломовщина»


Ход урока.

1. Анализ 9-ой главы «Сон Обломова».

Ребятам предлагается вспомнить содержание предыдущих глав, их героев, определить, как формировался характер героев. Также учащиеся должны вспомнить и содержание 9-ой главы. Эта глава является ключевой для понимания характера главного героя романа, Ильи Ильича Обломова.

        • Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?

        • Почему девятая глава романа носит название «Сон…»?

        • Кто рассказывает о детстве Обломова? С какими персонажами мы знакомимся в этой главе?

        • Какие элементы волшебной сказки использует И.А. Гончаров в главе «Сон Обломова»?

        • Каковы жизненные идеалы главного героя?

        • Кого из героев предшествующей литературы можно сопоставить с Обломовым?

Далее ребятам раздается план анализа главы (см. приложение 1), работа строится по вопросам плана.

Обобщение.

Это единственная глава, которая имеет название. Таким образом, автор рисует не одно пространство, а два – пространство Петербурга, где живет взрослый Обломов, и Обломовку – райский уголок. С одной стороны, Гончаров любуется Обломовкой, глубоко переживает, что патриархальный мир Руси уходит в прошлое. Обломовка оказывается некой утопией, где человек всегда чист сердцем и душой. Именно поэтому 9 глава начинается с лирического отступления – описания моря и гор, дикой и необузданной природы, противопоставленной Обломовке. Создается впечатление, что деревня удалена от всего мира. Достичь такого эффекта автору помогают сказочные, библейскиеи ифологические мотивы (домик Онисима как домик бабы Яги, сравнение близлежащего городка с Колхидой и т.д.).

Но одновременно автор и иронизирует над жизнью в Обломовке, где самым важным делом было дожить до вечера без суеты и хлопот, а затем до следующего дня. В этой месте один день равен вечности. Такая жизнь оказывается губительна для человеческого ума и сердца. Да, сердце остается чистым, но все его живые порывы пропадают втуне. А значит, что человек оказывается неприспособленным, неспособным жить по-настоящему. И оказывается, что лень Обломова глубоко коренится в подсознании, он лежит не потому, что болеет, а потому что он так привык, воспитан, и он не хочет ничего менять. В Обломове оказываются загублены живой ум, чистота, кротость, гуманность, склонность к самоанализу и самокритике.

Таким образом, в 9 главе мы видим, как происходит умирание личности, души. Обломов инфантилен, более зависим от Захара и других крепостных, чем они от него. Но самое страшное, что таких людей, как Обломов, много. Поэтому мы можем сравнить его с Онегиным, Печориным, Ленским, с гоголевским героем (Маниловым). Оказывается, что Обломов не один в мире, таких как он «легион». Да и в наше время таких людей тоже много.

Главный вопрос, который решает Гончаров в первой части романа – что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?


2. Понятие «обломовщины»

  • Что же такое «обломовщина»?

  • Когда появляется это понятие в романе?

  • Кто произносит приговор Илье Ильичу?


Обобщение.

«Обломовщина» - слово, которое характеризует героя романа, указывает на его идеалы, жизненную позицию. Уже в романе это понятие звучит несколько раз. Первый раз его произносит Штольц, пытаясь «разбудить» Обломова, а затем оно звучит как приговор герою. «Обломовщина» - значит неспособность жить, быть сильным, энергичным, целеустремленным.

«Обломовское житье воспитывает в человеке не активное, а созерцательное отношение к жизни. Мир мыслится в категориях сказки. Сказки няни – это духовное молоко, на котором вскармливались дети обломовского мира. Сказки эти говорят о жизни, развивающейся по законам чуда» (М. Отрадин).


  • Кто же прав: Обломов или Штольц? Что нового слова Отрадина вносят в восприятие характера Обломова? (вопрос к размышлению).


Домашнее задание.

Прочитать 2 часть романа. Выделить эпизоды, характеризующие Штольца, определить их роль в сюжете романа, в раскрытии идейно-художественного содержания романа и образа Обломова.

































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




План анализа эпизода/главы

        • Границы эпизода/ главы.

        • Композиция эпизода/главы

        • Связь с другими эпизодами, сценами, с предыдущими главами

        • Роль пейзажа, сна и т.д.

        • Поведение героев в этот момент. Их мысли, слова, отношения.

        • Авторская оценка.

        • Идейно-художественная роль в литературном пространстве произведения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Кто такой Илья Ильич Обломов? (анализ 9 главы 1 части «Сон Обломова»)

Автор: Зыкова Людмила Михайловна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства