Г. Беседа - Сегодня мы будем слушать стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться..». Подумайте и дайте определение в группе слову «душа»? Учитель читает свои подготовленные высказывания. А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой) Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) В) Душа – это человек. - Как вы понимаете данные высказывания? - Приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, “душа трудится” и когда “ленится” (от каждой группы по одной ситуации). - Еще раз обратите внимание на название стихотворения и подумайте, почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”? П. Словарная работа. Игра «Найди меня» Учащимся раздаются карточки со словами и их определениями. Каждый должен найти свою пару пустырь- незастроенное, запущенное место бурелом- лес, поваленный бурей ухаб- углубление, яма узда (уздечка)- часть снаряжения, надеваемая на голову лошади; держать в узде (фразеологизм) – держать кого-то в строгости, подчинить себе толочь в ступе воду (фразеологизм)- проводить время попусту, бессмысленно повторять какие либо бесполезные действия дать поблажку- смотреть не строго, допускать послабления тащить с этапа на этап (жаргонное выражение) –с одного места в другое К. Учащиеся слушают аудиотекст (первичное прослушивание) - В чем главная мысль стихотворения? (Ответ учащихся «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь») - Почему это важно делать? (Примерный ответ учащихся: человек должен развиваться, трудиться; трудясь, человек развивается) - Как вы поняли выражение «держи лентяйку в черном теле»? - Что означает высказывание «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет»? - Послушайте еще раз стихотворение и выполните задания Г. 1 группа Заполните денотатный граф. В центре графа запишите ключевое слово «душа», в ответвленные от центра прямоугольники – глаголы повелительного наклонения, далее- существительные, относящиеся к данным глаголам. Дополнительные вопросы - Почему в произведении преобладает большое количество глаголов повелительного наклонения? Кому автор дает наставления? - Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам. 2 группа - На основе предложенной теоретической таблицы «Виды композиции» определите тип композиции в стихотворении Н.А.Заболоцкого и объясните свой выбор (см. Дидактический материал_Типы композиции в литературе)
(Правильный ответ: кольцевая композиция, т.к.одинаковая мысль начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо»: «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» .) - Подумайте и скажите, для чего автор использовал в произведении кольцевую композицию? Как кольцевая композиция раскрывает главную идею стихотворения? 3 группа Изобразите логическую цепочку наставлений автора Проблема (о чем говорится?)- цель (для чего это нужно?) - следствие (что произойдет, если не придерживаться советов?) Дополнительные вопросы - Повторите, пожалуйста, что произойдет, если душе «дать поблажку»? - Может ли человек исправить это положение? Ф Наблюдение учителя Взаимооценивание групп. Ответы и вопросы Критерий оценивания понимает содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта | Дескрипторы | демонстрирует понимание содержания произведения, определяя логико-смысловую взаимосвязь ключевых моментов произведения | отвечает на вопросы по содержанию, комментирует свои записи | К - Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него? ( «Воспитание души», «Труд души»,«Душа - рабыня и царица») П. Ситуация Вы –знаменитый ученый (актер, политик, заслуженный учитель и пр.) Вас пригласили в телестудию для участия в ток-шоу. Задание: определите роли (герой студии, ведущий, зритель, телезритель) и подготовьтесь к диалогу на тему «Трудолюбие гарантирует успех в жизни".Главное условие диалога: аргументированная речь. Речь необходимо подкреплять примерами из жизни. Используйте в своем говорении следующие выражения: духовный рост, строгие требования, гармоничное развитие, непреложная истина, постоянный самоконтроль и трудолюбие, бесплодно растрачивая, бессмысленное существование. Ф Взаимооценивание. Критерий оценивания участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения | Дескрипторы | формулирует различные вопросы (объясняющие, уточняющие, практические) по теме | формулирует развернутые ответы, опираясь на прослушанное, просмотренное | аргументирует собственную точку зрения примером из жизни | уместно использует в своей речи предложенные фразы | К. Работа с грамматической темой урока «Наклонение глагола» И. Упр. 5 Напишите нужные по смыслу глаголы. Выводы по уроку: - Какова ключевая фраза сегодняшнего урока? - Насколько это высказывание применительно к вам? |