Раздел VIII | Значение труда |
Ф.И.О педагога | Кабулова С.И. |
Дата: 25.04.2023 | |
Класс 10 А Б Г | |
Тема урока | М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 10.3.2 определять особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз); 10.4.7. соблюдать пунктуационные нормы в трудных случаях (в СПП с несколькими придаточными, с союзом как) |
Цели урока | определять особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров (тезис, аннотация, аналитическая статья, пресс-релиз); |
Критерий оценивания | Определяет особенности текстов публицистического и научного стилей разных жанров ( тезис, аннотация) |
Уровень мыслительных навыков | Знание, понимание, применение, синтез, оценка. |
Межпредметные связи | История |
Этап урока | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Вызов | Организационный момент. Создание коллаборативной обстановки к уроку. Опрос домашнего задания 1 Иллюстрации к сказке 2 упр.260 Актуализация знаний. Слушание Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические. Смех - основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех». | К. Пожелание друг другу И Ученики отвечают домашнее задание | Дескриптор -иллюстрация- 1б -выписывает слова с ъ, ь знаками -1б | - |
Осмысление | ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, … очутились на необитаемом острове… Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Но ничего не могут. Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая? (найти мужика) Вывод: Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется. Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.) Только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности. | | | |
Применение 1 Составить синквейн на слова смех, мужик , генералы. 1.Смех 2.Мужик Обличительный, горький Талантливый, безропотный Осуждает, поучает, разоблачает Кормит, поит, работает Борется с недостатками. Не думает о себе. Ирония! Герой! 3.Генералы. Ленивые, глупые Служат, едят, тунеядствуют Очутились на необитаемом острове. Лежебоки! Анализ ЧТЕНИЕ. ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО Стратегия «Линия времени» | Учащиеся работают по содержанию сказки составляют синквейн | Дескрипторы: -соблюдает структуру- 1б - дает характеристику-2б Заполняет графический органайзер по содержанию сказки -2б | Учебник «Русский язык и литература» |
. Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д. Задание: расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! | | | Текст стихотворения |
Синтез ГОВОРЕНИЕ ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое. Напишите аннотацию к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормить» | Учащиеся письменно выполняют задание. . | Дескриптор -пишет аннотацию -2б -показывает знание текста -1б | Учебник «Русский язык и литература» |
Рефлексия | «Закончи предложение» • я узнал… • я теперь знаю… • мне было интересно… • я хочу еще узнать… | | Обратная связь учителя. | |
| Учитель предлагает выполнить домашнее задание | Напишите эссе на тему «Покорность мужика в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина» Напишите работу по данному структурному плану: I. Вступление-тезис II.Основная часть 1.Аргумент 2.Аргумент III.Заключение. Вывод по тезису | | |