Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Раздел:Время | Школа: |
Дата: Тема урока:«Круглый год.Николай Сладков «Почему год круглый» Самуил Маршак «Круглый год» | ФИО модератора: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи; 3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни. |
Цели урока | применять соответствующие по смыслу пословицы и поговорки; находить жанровые признаки в стихотворении; |
Критерии оценивания | понимают смысл пословиц и поговорок; правильно применяют их в соответствии со смыслом; находят в стихотворении жанровые особенности; определяют различия между стихотворением и рассказом. |
Языковые цели | - Предметная лексика и терминология:научно-познавательныйрассказ, стихотворение, жанровые признаки. Полезные слова и сочетания для диалога и записи:круглый год, месяцы, времена года. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: привитие бережного отношения к природе. |
Межпредметные связи | Естествознание, познание мира. |
Предварительные знания | Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО: находят в произведении главную мысль; определяют тему произведения; читают текст выразительно; могут сопровождать свою речь иллюстрациями; находят в тексте фрагменты для подтверждения своих слов. |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Постановка учебной задачи. | Позитивный настрой на урок. - Послушайте «Круглую песню» Смешариков. - О каких «круглых» предметах и явлениях поётся в песне? - Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием «круглый»? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы: - узнаем почему год называется круглым; - подберём соответствующие тексту пословицы и поговорки; - определимосновные признаки стихотворения; - сравним стихотворение с рассказом. | Ресурс 1 Аудиозапись Слайд 1 |
Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний | «Кластер» Работа в группе. Объедините учащихся в группы по дате рождения. (кто родился зимой, весной, летом, осенью...) - Составьте кластер, поместив в его центр слово «круглый». - Что бывает круглым? Какие словосочетания и устойчивые выражения связаны с этим понятием? Учащиеся работают в группах, после один из представителей презентует свою работу. Работа с учебником - Какое значение имеет слово «круг»? Это многозначное или однозначное слово? - Познакомьтесь с различными значениями этого понятия. - Составьте выражения с прямым и переносным значением слова «круглый». - Как вы понимаете выражения «заколдованный круг», «ходить по кругу»? - Что значит «сделать круг?» Дифференциация Предложите учащимся с более высокой мотивацией подумать над смыслом следующих выражений: круг интересов, замкнутый круг, заколдованный круг, круговорот, круговая тренировка, круг почёта... Знакомство с произведением «Круглый год» Н.Сладкова - Как вы понимаете смысл пословицы «Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает». - Что значит «круглый год»? - Сегодня мы узнаем как смысл понятия «круглый год» раскрыл Николай Сладков в своём познавательном рассказе и Самуил Яковлевич Маршак . - Послушайте рассказ. Запишите в кластер новые понятия, связанные со словом «круглый». Текст читает учитель. Ученики вписывают в кластер слова: годовые кольца, мчится по кругу, круглый год зелёные. - Какие новые сведения вы получили из рассказа Сладкова? - Предположите, что сказала бы луна, о том почему год круглый. - Какую версию бы выдвинула птица? | Лист формата А3 Учебник стр.26 №1 Дид.материалы Ресурс 2 Слайд 2 |
Физминутка | Встаньте, дети, встаньте в круг Я твой друг и ты мой друг Пусть будет шире Дружбы круг. В кругу стоят друзья твои Ты им улыбку подари. Слева друг и справа друг А вместе это Дружбы круг, Другу справа руку пожми, Передай ему тепло твоей руки. Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья За работу нам пора! | |
Применение приобретенных знаний и развитие навыков | «Пословицы и поговорки» Работа в группе. - Продолжите работу в группах прежнего состава. - Соедините части пословиц и определите их тему. - О каком времени года ваши пословицы? - Как вы понимаете их смысл? 1 группа Январь — году начало, Мороз и метели Декабрь год кончает, Зима без снега — Спасибо, мороз, Два друга — | зиме середина. зиму начинает. под февраль налетели. мороз да вьюга. лето без хлеба. что снегу нанёс. | | 2 группа Май леса наряжает и Март с водой, Кто весною потрудится, Кто спит весной, Увидел грача — Вода с гор потекла— Май, май, да шубу | плачет зимой. весну принесла. лето в гости поджидает. апрель с травой. тот осенью повеселится. весну встречай. не снимай. | | 3 группа Что летом родится, Летом не соберёшь — Каково лето, Лето припасает, Летний день год Люди рады лету, Июль — | кормит. а пчёлы цвету. зимой пригодится. зимой не найдёшь. зима поедает. таково и сено. макушка лета. | | 4 группа Соедините части пословиц. О чём они? От осени к лету Упал с дерева один лист — Ноябрь сентябрю внук, октябрю — сын, зиме— Сентябрь холоден, Октябрь землю покрыл где листом, Осенью и воробей | жди осени. родной брат. поворота нету. да сыт. где снежком. богат. | | - О каких приметах говорится в пословицах? Оценивание. Пословицы | Критерии | Баллы | 1. Определили тему. | | 2. Правильно соединили части пословиц. | | 3. Верно раскрыли смысл. | | Итого | | Оценивание ответа группы осуществляется другими учащимися. - Прочитайте стихотворение «Круглый год» Самуила Маршака. - Выберите те стихотворения, к которым подходят пословицы вашей группы. - О каких изменениях в природе вы узнали из стихотворений? - Найдите пословицы, содержание которых сходно с содержанием стихотворений. | Дид. материалы Ресурс 3 Учебник стр.27-29 |
Закрепление новых знаний и способов действий | Работа над жанровыми особенностями стихотворения - Чем схожи произведения Маршака и Сладкова? (Тема - изменения в природе, которые происходят круглый год.) - Чем они отличаются? (Размером, формой, содержанием) - Чем отличается стихотворение от рассказа? Давайте вспомним жанровые особенности стихотворного произведения. Работа в группе. - Сравните тексты разных стилей Н.Сладкова «Почему год круглый» и С.Маршака «Круглый год» и заполните «Диаграмму Венна.» Творческая работа - О каком месяце нет стихотворения в произведении Маршака? - Постарайтесь сочинить стихотворение сами. - Какие изменения в природе происходят в ноябре? - Найдите среди пословиц об осени, ту, которая отражает приметы поздней осени. Дифференциация Менее мотивированным учащимся учитель предлагает четверостишья с заготовленными рифмами и опорные слова. .......дождь, ........хмурится. ......не пройдёшь .......... улица. Ледок-бережок, слякоть - плакать.... | Слайд 8 Слайд 9 Ресурс 5 |
Итог урока | - Почему своё стихотворение Самуил Маршак назвал «Круглый год»? - Закончите работу с кластером. Какие слова появились на нём в течение урока? - Почему же год круглый? - Прочитайте высказывание ученика 3 класса. Согласны ли вы сего мнением? - Выскажите своё мнение, почему год круглый. - Время – вечная загадка для человека. Слово "время" связано с глаголом "вертеть" (вращать). Это как бы "вращение" дней и месяцев по кругу, их чередование, вереница. Не случайно говорят "круглый год". | Учебник стр.29 упр.4 |
Рефлексия | Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я узнал... 2. Полезным для меня было... 3. Мне было интересно работать... 4. Раньше я не знал...... 5. Мне было трудно...., но я справился. 6. У меня не получилось...... | Слайд 10 |
Домашнее задание. | Стр.30 упр.№5 | |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В процессе работы учитель оказывает дифференцированную поддержку. Учащимся со слабой мотивацией - карточки с опорными словами, рифмы к стихотворению. Учащимся с более высокой мотивацией - объяснение значения устойчивых выражений. Дифференцированная поддержка оказывается и при написании стихотворения. Учитывается разный уровень темпа чтения при знакомстве с текстом. | Формы оценивания –самооценивание, взаимооценивание, оценивание учителем. | Чередование различных заданий, применение физминутки, гимнастики для глаз, свободное передвижение по классу при работе, соблюдение санитарно-гигиенических норм. |