Организационный момент: Учитель: Приветствует и отмечает отсутствующих учеников. Ученики приветствуют учителя. Психологический настрой: создание коллаборативной среды Учитель: С целью создания положительного психологического настроя в классе, снятия внутреннего напряжения участников, сплочение путем совместного и одновременного выполнения упражнения «Австралийский дождь». Деление на группы с помощью тренинга «Мне нравится» (учитель говорит о своем хобби и просит выйти к доске и встать рядом с ним того, у которого такое же хобби, увлечение; вышедший ученик говорит о своем другом увлечении и к нему выход его единомышленник, и так далее, пока все учащиеся не окажутся у доски). - Ребята, мы все такие разные, у нас разные увлечения, но нас всех многое объединяет. Что же нас объединяет? (ответы учащихся) - Верно, ребята, нас объединяет наша Школа! - Прошу вас собраться в группы по интересам, по 3 и 4 человека. Учитель раздает ученикам оценочные листы с критериями, после каждого задания ученики оценивают друг друга. Повторяет правила работы в группах. Актуализация знаний: Учитель: Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем И.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как аллегория и мораль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие. Б Биография: Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того не богатая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Кал язинско го земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и италь янский яз ыки, математику и русскую литературу. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Но про прославился он баснями. Работал Крылов над своими произведениями очень серьезно и основательно. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других стран. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». Крылов прожил 75 лет. – Посмотрите еще раз на портрет писателя. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлен баснописец в бронзе. В 1855 году в Санкт – Петербурге в Летнем саду скульптором К.П. Клодтом был установлен памятник Крылову. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные (выступающие над поверхностью) изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. -Что Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним. Бас Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни. Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет). Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах) Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных. Сатирическое – высмеивающее пороки. В басне также присутствуют олицетворение. Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь). В басни выделяют 2 части: повествование и мораль. Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь). Язык басен очень афористичен. Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль. Ученики записывают в тетради Постановка проблемы: Направление учащихся на саморегулируемое обучение Учитель: Для определения целей урока предлагает ряд вопросов: 1. Почему я показала именно эти картинки? 2. О чем мы сегодня будем говорить? Ученики отвечают на вопросы определяя цель урока. |