kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочное планирование урока русской литературы в 11 классе. В. Астафьев "Царь-рыба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается разработка урока русской словесности с применением новых подходов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока русской литературы в 11 классе. В. Астафьев "Царь-рыба"»

Краткосрочное планирование

Предмет:

Русская

литература

Класс: 11 «А»

Дата: 19.03.15

урока: 65

Тема занятия

Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба»

Ссылки, источники


Общая цель

К концу урока через вопросы «высокого» порядка, активные методы работы проанализируют рассказ «Царь-рыба» и обобщат философские взгляды В.П.Астафьева на взаимоотношения природы и человека; определят место человека в мире.


Результаты обучения

Все учащиеся ознакомятся с текстом, его темой и идеей.

Большинство учащихся сможет дать анализ произведению с определённой точки зрения.

Некоторые учащиеся смогут, синтезируя знания,полученные на уроке,сделать вывод о философских взглядах В.Астафьева.

Ключевые идеи, значимые для занятия

Экологическая катастрофа, нравственность, бездуховность.

Этапы

Время

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1. Организацион-ный момент


2 мин

Психологический настрой на урок

Фоторяд «Экологическая катастрофа» Чтение стихотворения Н.Палькина

Ну ладно бы, скажем, чужие.

Ну ладно бы, скажем враги.

А то ведь свои, коренные,

Играют судьбою реки.

Ну ладно бы, скажем, пришельцы

Вершили злодейство своё.

А то ведь свои же родные

Терзают и травят её.

И смотрим едва ль не с восторгом,

Откинув и совесть и страх,

Как наши любимые реки

Страдают у всех на глазах.

Поверь я в нечистую силу,

Решил бы, что это она,

Стремясь обессилить Россию,

Всю муть поднимает со дна.

Да что ж это, братцы, такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою.

А с нами со всеми беда.

(Н. Е. Палькин)

-О какой беде говорит поэт?

Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.





самооценивание

2. Стадия вызова






5 мин.

Стадия вызова

. -О какой беде говорит поэт?

Человек и природа.Эта тема как никогда стала актуальной с последнее столетие

Слайд 2

Природа – всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

-Как можно объединить эти два понятия?

Слайд 3.

Человек и природа –часть целого.

Человек и природа – единое целое.

-Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Кто мы: враги или часть целого?Как нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать. Именно об этом я предлагаю вам поразмышлять, используя рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»

Слайд 4. ( тема)

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока. ( цель)

Слайд 5.

Эпиграф: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой тёмной тайге должен быть человеком!» (Рыбинспектор Черемсин, герой В.Астафьева)

-Вспомните, в каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы.

-Я просила вас подумать над фразой «Природа – храм или мастерская»? Обсудите в группе и дайте ответ , используя ПОПС-формулу.

Слайд 6.

П- позиция ( в чем заключается ваша точка зрения)

О- обоснование ( на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П-пример ( факты, иллюстрирующие ваши доводы)

С- следствие (вывод, что нужно сделать, призыв к принятию вашей позиции)

  1. Я считаю, что…

  2. Потому что…

  3. Я могу это доказать на примере…

  4. Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…


3.Стадия осмысления




2 мин чтение


6 минут работа спикеров



5 мин Блиц опрос

























































5 мин



























5+ 15 мин
































































  1. Приглашение к разговору об Астафьеве

-Известно ли вам это имя? С какими его произведениями мы встречались на уроке литературы?

2.Стратегия «Карусель» ( работают с раздаточным материалом)

3.Стратегия «Блиц-опрос)

-Где и когда родился писатель?( 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска)

-Почему мальчик воспитывался у деда с бабушкой?

_Как называется произведение, повествующее о его детстве?( «Последний поклон»)

-Почему мальчик оказывается в детском доме?

-Назовите военные специальности писателя.

-Какие награды? (Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

-Кем работал после войны?( работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком)

-Назовите журналы, в которых печатался автор(«Смена»,»Новый мир»)

-Какие открытия ему принадлежат в литературе, о чём он пишет впервые?( о "голодном 1933 годе", пишет о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при "развитом социализме", о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябающего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей "городских", "выучившихся".

-Как и где увековечена память о писателе?( 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка.

-30 ноября 2006 года в Красноярске установили памятник Виктору Петровичу.

-Литературный музей в Красноярске носит имя В. П. Астафьева.

-В Перми установлена мемориальная доска памяти писателя

-Школа в посёлке Подтёсово носит имя Астафьева.

-Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей. Также с площадки открывается вид на поселок Овсянка, в котором родился Астафьев. Автором проекта данной скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.

-Красноярский государственный педагогический университет носит имя Виктора Петровича Астафьева

-Какие награды были присуждены за успехи в области литературы?( В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
    
В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф".

В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
 В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

4. Предварительная беседа по рассказу «Царь – рыба)

Роман «Царь-рыба» - самое крупное произведение Астафьева. Природа и человек здесь представлены как нечто неразрывное. Это размышление о природе, что есть жизнь, небо, земля; это боль по земле, по природе. Отношение человека к природе – это уже и сам человек, его душа, характер, философия. Писатель рисует человека и природу вместе. Герои книги живут трудной жизнью, а природа, окружающая их, сурова., вот тут-то , в этом испытании, люди и делятся на тех, для кого она все равно остается любимой матерью, и на других – для которых она уже не мать, а что-то такое, от чего надо побольше взять.

В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.

- Где происходит действие?

В поселке Чуш на реке Енисей, в Сибири

- Кто главный герой рассказа?

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

- Кем работал Игнатьич?

Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком

- Почему главного героя все зовут Игнатьич?

Уважают

- Чем он выделяется среди односельчан?

Умелым, опрятным, не пьет, не курит

- Как чушенцы относятся к Игнатьичу?

При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.

- Что стоит в центре рассказа? Что является завязкой, кульминацией, развязкой?

5. Работа в группах

Групповые задания.

1 группа “Мы - чужие люди”.

  1. Представьте круг героев, чуждых природе.

  2. Как автор дает понять читателю, что тот или иной персонаж чужд природе?

  3. Как вы объясните значение слова «браконьер» Кто такие браконьеры? Чем они опасны?

  4. Проанализируйте отрывок «Незавидная, рисковая доля браконьера доля браконьера…»

  5. Что же сказал оних писатель, почему так много уделил им внимания?

  6. Расскажите о младшем брате главного героя. Почему братья не могут наладить отношения?

  7. Как к этим людям относится природа?

  8. Какие качества характера особенно неприятны в этих людях?

  9. Почему у многих из них нет даже имен?

2 группа “Мы - свои люди”.

  1. Кем в тексте представлены “свои” люди?

  2. Какие личностные качества помогают человеку стать ближе к природе?

  3. Каково отношение природы к этим людям? Чему она их учит? Какие тайны может открыть?

  4. Можем ли мы считать Игнатьича “своим” для природы человеком?

  5. Что происходит с Игнатьичем на рыбалке? Расскажите о первой встрече с рыбой.

  6. Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба?

  7. - Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?



3 группа “Я - природа”.

  1. На чем сосредотачивает внимание автор, описывая царь-рыбу?

  2. Зачитать отрывки Поединка Игнатьича и рыбы

  3. - В чем заключается поединок? Чтение отрывка из текста

  4. Как относится природа к людям? Почему она, по Астафьеву, единственный судья?

  5. Покажите на примере из текста красоту и одухотворенность природы.

  6. Подготовьте Слово Природы, обращенное к человеку.

4 группа “Я - автор”.

  1. Как мы ощущаем присутствие автора в тексте (философские отступления, юмор, отношение к героям)?

  2. Чем заканчивается поединок человека и рыбы?

  3. Объясните фамилию героя.

  4. От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

  5. Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

  6. Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?

  7. За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?

  8. Как в тексте проявляется гражданская позиция автора по отношению к поднимаемой проблеме?

  1. Подведение итогов

- Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает ни­кому ничего не говорить о ней?

Легче потому, что отступила смерть. Те­лу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе — от какого-то, еще не пос­тигнутого умом освобождения». Быть мо­жет, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Иг­натьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из вели­чайших тайн природы. И решил он нико­му не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»


Самооценивание








Взаимооценивание


Суммативное оценивание каждого через самостоятельную работу

4.Рефлексия



2 мин

Составление синквейна: «Рыба», «Природа», «Игнатьич» , Астафьев.

Рыба

Красивая и сильная

Попалась, утащила, уморила

Держалась достойно до конца

Совесть

Игнатьич

Умный и жадный

Ловит, истребляет, раскаивается

Природа не терпит алчности

Браконьер

Природа

Красивая и чиста\

Дыши, радуйся, живи

Я восхищаюсь твоей добротой

Родная

Астафьев

Думающий, любящий

Создаёт, размышляет, предупреждает

Человек ответственен за природу

Философ


Самооценивание

Взаимооценивание


5. Последующие задания и чтение (д/з)


2 мин


Прочитать «Старик и море» Хемингуэя


Ресурсы и оснащение


Интерактивная доска, тексты рассказа, раздаточный материал,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Краткосрочное планирование урока русской литературы в 11 классе. В. Астафьев "Царь-рыба"

Автор: Чиркина Валентина Ивановна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства