kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Красота родных берез в лирике поэтов xix-xx веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы для учащихся 8 класса, урок внеклассного чтения. Дети представляют свои мини-проекты. Прослеживаются межпредметные связи с музыкой, живописью, русским языком. Учащиеся читают наизусть стихотворения, пишут сочинение-описание, готовят иллюстрации. Данный урок развивает у детей интерес к русской поэзии, искусству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Красота родных берез в лирике поэтов xix-xx веков" »

Сергеева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Будницкая основная общеобразовательная школа»







Подготовила: Сергеева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории



2013


Цель: познакомить детей с лирикой русских поэтов 19-20 веков, ее влиянием на гражданскую позицию учащихся, воспитывать положительные нравственные качества; показать отношение авторов к красоте русской природы; способствовать развитию интереса к русской поэзии, искусству.


Задачи:

- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов XIX-XX веков о природе (русской березе);

- совершенствовать речевые и коммуникативные компетенции на основе

мультимедийных форм обучения (групповая работа);


- способствовать воспитанию патриотизма: человека, чуткого и доброго, любящего свою Родину и бережно относящегося к природе.


Тип урока: интегрированный с применением мультимедийных форм обучения.


Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации, чтение наизусть); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы); частично-поисковый метод (подготовка исследовательского проекта); метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Приемы: беседа, прослушивание романса, симфоний, песни; представление исследовательских мини-проектов, выразительное чтение наизусть стихов, прослушивание сочинений – описаний.


Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация исследовательской работы учащихся, сборники пейзажной лирики, иллюстрации к стихотворениям.

Музыкальное сопровождение: симфония В.А. Моцарта, П.И. Чайковский симфония «Времена года» (Март: песня жаворонка), романс на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…», песня группы «Любэ» «Отчего так в России березы шумят…»; портреты композиторов, репродукции картин русских художников: И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.И.Левитана “Березовая роща”, А. К. Саврасов “Грачи прилетели”.



,

Ход урока


1.

Организационный момент

3 мин.

2.

Представление проекта

20 мин.

3.

Прослушивание сочинений-описаний по картинам

7 мин.

4.

Подведение итогов урока

7 мин.

5.

Выставление оценок за урок

2 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин.


1. Орг. момент.

- Музыкальное вступление (под симфонию В. А. Моцарта) учитель читает следующие стихи:

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили,
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.
(О. Шестинский)

- Формулировка темы. Постановка цели урока.

2. Изучение материала. Вступительное слово учителя

Слайд 1

- Ребята, сегодня мы поведем разговор о березе – дереве, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. Оно настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне — всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. Постоянный спутник нашей жизни. Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу! Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы серьезно готовились. Выполняя творческое задание, очень много прочитали о березе и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. Внимательно прослушав каждого, вы получите представление о том, как изображается береза в произведениях русских поэтов, писателей, в творениях художников. Начнем с “визитной карточки” слова “берёза”.

3.Представление исследовательского проекта.

Гончарова Кристина

Мини-исследование «Из истории березы».

Слайд 2

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне.

Русское слово “берёза” очень древнее. В индоевропейских языках оно было прилагательным и означало “светлый и белый”. Позже люди нарекли березу веселкой. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой.

Наши прапрабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна. Я думаю, что черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.

В древних языческих обрядах береза была “майским древом” - праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли, будущему урожаю.

- Чтение наизусть стихотворения Николая Рубцова – признание в любви березе.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Русь моя, люблю твои березы:
С ранних лет я с ними жил и рос!
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Комаров Кирилл «Легенда о березе»

Слайд 3

Слайд 4

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

Береза становится “героиней” многих поэтических произведений С.А.Есенина. По-новому, с большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Кто не знает стихотворения “Береза”? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Прослушивание романса на стихи С.А. Есенина «Отговорила Роща золотая…»

Слайд 5

-Какой приём использует автор в этом стихотворении?

Бугаева Тамара «Берестяные изделия» Слайд 6


Издревле березу любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками. Она могла напоить, обуть, согреть, вылечить. Из березы изготавливали посуду и различные предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба. На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.

А вот какие изделия созданы из бересты.

- Чтение наизусть стихотворения Вячеслава Васильева:


Опять о них,
Кудрявых и белёсых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
Они стоят, дороги отороча,
И ткут и ткут
Навес над тишью рек.
О Русь! Моя берёзовая роща,
Которую не вырубить вовек!






Сметанко Кристина « Музыканты о березах». Слайд 7


Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Когда М.И. Глинка вернулся на родину, то сразу же, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке.

Композитор С.В. Рахманинов, живя за границей, очень скучал по своей Родине. В его квартире на стенах висели фотографии русских полей, березовых рощ.

Тема знаменитой народной песни “Во поле березка стояла” звучит в 4 симфонии П.И.Чайковского.

(Слушаем фрагмент 4 симфонии Чайковского)

- У поэта А.Прокофьева есть замечательное стихотворение о березе.


Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.


- Чтение наизусть:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.


(С.А. Есенин)

- Чтение наизусть:

Не руби берёзы белой,
Не руби души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
Не губи, не тронь берёзы,
Обойдись с ней по – людски,
А иначе брызнут слёзы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть берёза, как невеста,
Бережёт свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу.
(В. Боков)

- Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников А.К. Саврасова, И.И. Левитана и И.И. Шишкина, И. Э. Грабаря и многих других.

- Ребята, вы приготовили к своим стихотворениям иллюстрации, прокомментируйте их.

4. Работа в парах. 1 группа «Искусствоведы» (Кристина и Тамара). Прослушивание, написанных сочинений (фрагменты).


На экране - репродукция картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”


Слайд 8

(Рисунок 1)


- Работа в парах. 2 группа «Искусствоведы» (Кристина и Артем). Прослушивание, написанных сочинений (фрагменты).












На экране - репродукция картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”


Слайд 9




- Работа в парах. 3 группа «Искусствоведы» (Кирилл и Павел). Прослушивание, написанных сочинений (фрагменты).

На экране - картина И.И. Левитана “Березовая роща” Слайд 10





5. Заключительное слово учителя. Вывод.

Да, береза воспринимается нами как символ родной земли, Родины.

Невольно вспоминаешь строки А.А.Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”. Белые березы трогают наши души. В многочисленных песнях, стихах, прозе, посвященных березе, проявляется искренняя любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину!

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза.

- Просмотр слайд-шоу «Отчего так в России березы шумят…»

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

- Ответы учащихся.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать размышление о любом из стихотворений, прозвучавших на уроке.






МБОУ «Будницкая ООШ»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Красота родных берез в лирике поэтов xix-xx веков"

Автор: Сергеева Светлана Николаевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства