Просмотр содержимого документа
«Красивые и гордые-всегда сильные и смелые? (по рассказу "Старуха Изергиль)»
Урок 20
Тема урока: «Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?»
(По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок – исследование
Цели урока.
Обучающая: исследовать причины обращения Горького к теме
«героического», показать, какими художественными
средствами автор подчеркивает индивидуализм и эгоизм
Ларры, для которого величайшее благо – жизнь –
становится мукой, величие Данко, который «сжег для
людей сердце и умер, не прося у них ничего взамен».
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
внимания к художественному слову, умения видеть
художественные явления в их развитии, формирование
поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к слову художника,
честности, принципиальности, уважительного
отношения к людям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и иллюстраций к его
творчеству, фотоальбом «М.Горький»,
тексты произведений писателя на каждом столе.
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Моя цель – пробуждать в человеке гордость
самим собой, говорить ему о том, что он в жизни –
самое лучшее, самое значительное, самое дорогое,
святое и что, кроме него, нет ничего достойного
внимания.
М. Горький
План изучения нового материала
1. Вступительное слово учителя: «А.М. Горький – выразитель духа своего
времени».
2. Анализ рассказа « Старуха Изергиль».
*Своеобразие композиции.
*Ларра: «гордость или эгоизм?»
*Данко: « в чем смысл жизни?»
* К кому же ближе Изергиль: к Ларре или Данко?
3. Заключение «Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?»
Проблемные вопросы:
Как вы понимаете слова Изергиль: « Вот как
был поражен человек за гордость!»?
Где грань между гордостью и эгоизмом?
Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
1. Вступительное слово учителя: «А.М. Горький – выразитель духа своего
времени».
В 90 – х годах Х1Х века А. М. Горький предстает перед читателями как писатель – романтик, вдохновенный певец дерзновенного подвига, выразитель своего мятежного времени.
Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты, возвышенные чувства героев. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные люди. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах величественны и прекрасны.
В этот период Горький пишет в письме к Чехову: « Настало время нужды в героическом».
2. Анализ рассказа « Старуха Изергиль».
1.Найдите в первой части рассказа описание природы.
2. Какой это пейзаж - романтический или реалистический?
3. Какое настроение он создает?
Вывод: описание природы у Горького возвышенное, яркое, выразительное. Пейзаж как бы окутан завесой тайны, настраивает читателей на ожидание чуда, он романтизирован.
Если вы согласны с этим высказыванием, приведите
доказательства его правильности, или опровергните.
Своеобразие композиции.
Из каких частей состоит рассказ?
Как они связаны между собой?
Вывод: Рассказ состоит из трех как бы самостоятельных частей (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Вместе с тем они обладают внутренним единством – стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Первая и третья части противопоставлены друг другу.
Если вы согласны с этим высказыванием, приведите
доказательства его правильности, или опровергните
Ларра: гордость или эгоизм?
1. Как появился Ларра среди людей?
2. Что значит имя Лара
3. За что был наказан Ларра?
4. Как вы понимаете слова Изергиль: « Вот как
был поражен человек за гордость!»?
5. Где грань между гордостью и эгоизмом?
6. Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
Вывод: Ларра – сын орла и девушки из «могучего племени», горд тем, что таких, как он, больше нет. Он эгоистичен и жесток, он попрал законы своего племени. Надменный эгоист вообразил, что он выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. То было утверждение права на господство сильной личности, противопоставившей себя всем людям. Но вольные люди отвергли себялюбивого убийцу, осудив его на вечное одиночество. Так для Ларры величайшее благо – жизнь – становится мукой.
Если вы согласны с этим высказыванием, приведите
доказательства его правильности, или опровергните
К кому же ближе Изергиль: к Ларре или Данко?
Найдите описание внешности Изергиль. Есть ли
сходство с Ларрой? Случайно ли это сходство?
Каких людей любила Изергиль? ( Отрывок « я тогда
любила одного достойного пана…»
Как сама себя характеризует Изергиль? (« Я никогда не была
ничьей рабой», «человек сам себе судьба»)
Вывод: Мир Изергиль отошел от себялюбивого «я» Ларры, но не подошел к светлому «мы» Данко. Её жизнь не была освещена великой целью – служением людям и вот безрадостная одинокая старость.
Если вы согласны с этим высказыванием, приведите
доказательства его правильности, или опровергните
Данко: « в чем смысл жизни?»
Какому герою в рассказе противопоставлен Данко?
Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде
о Данко?
3. Какая разница между долгом и подвигом?
4. Всегда ли можно и нужно искать подвиги?
Как вы себе представляете «осторожного» человека,
наступившего « на гордое сердце ногой»?
(Этот осторожный человек – мещанин испугался, что
подвиг Данко мог воодушевить других юношей, хотя сам
воспользовался светом «великого горящего сердца»)
Вывод: смельчак Данко «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». Ларра сам отторг себя от людей и превратился в тень, а о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: голубые искры в степи, «намекавшие на что – то сказочное».
Если вы согласны с этим высказыванием, приведите
доказательства его правильности, или опровергните
3. Заключение «Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?»
Итоги урока
Д/З
1. Письменно ответить на вопрос – в чем разница между