Просмотр содержимого документа
«"Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский»
Тема: «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский
урок: литература
Ход урока
1.Организационный момент
Много есть в году различных праздников:
Именины, день рождения, Новый год.
И у нас сегодня с вами праздник,
К нам пожаловали гости на урок!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей!
Возьмитесь за руки, мысленно пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.
У вас прекрасное настроение - начинаем урок.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть. (Слайд 2)
Это стихотворение написала замечательная поэтесса Татьяна Кузовлёва. То, что прозвучало в этом стихотворении, касается каждого из нас, т.е.- всех. Автор даёт совет всем людям как правильно пройти свой жизненный путь. Автор призывает всех людей оставить свой след на земле. Именно так прожили жизнь люди, которым будет посвящён наш сегодняшний урок. Это два известных мастера. (Слайд 3)
Узнали ли вы их?
2. Тема урока
- Сегодня мы ещё раз перечитаем строки К.Паустовского из рассказа «Корзина с еловыми шишками», познакомимся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига. Постараемся увидеть необыкновенное в обыкновенном.
3. Целеполагание (мотивация):
Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
4. Целеполагание.
- Продолжим урок не совсем обычно… Загляните в конец произведения… Прочитайте последние 4 слова. («…чем должен жить человек..»)
- Так звучит главный вопрос нашего урока: «Чем должен жить человек?..»
- Какой знак препинания стоит после этих слов?(Многоточие)
- Для чего автор поставил многоточие?( Что-то надо домыслить)
В литературе это называется риторическим вопросом. (Слайд 4)
-Что это означает?
Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.
- Кто попробует сформулировать цель урока? ( Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному вопросу).
- И поможет нам в этом К.Г. Паустовский, если мы будем вдумчивыми читателями и активными собеседниками.
5. Проверка домашнего задания.
-Начнём урок с проверки домашнего задания. (Слайд 5)
-Проверим домашнее задание 1 группы. (Слайды 6 - 10)
Что вам было задано на дом? (Подготовить сообщение о К.Г.Паустовском)
- Где и когда родился К. Паустовский?
- Что интересного из жизни К. Паустовского вы узнали?
- Проверим домашнее задание 2 группы. (Слайд 11)
- Что вы для нас приготовили?(Работа с книжной выставкой)
- Дайте краткую характеристику книжной выставке.
- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе?
(Один ученик из 1 группы сообщает о том, что К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей.
- Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»
- Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?
(Ученики третьей группы рассказывают о жизни и творчестве Э. Грига)
6. Физминутка для глаз . (Слайд 18)
Мы немного отдохнём и отправимся в путешествие по Норвегии по замечательную музыку Э.Грига.
7. Работа по теме урока.
- Назовите главных героев рассказа?
- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи? (Слайд 19)
(Чтение по ролям)
- Почему Э.Григ относится к девочке с пониманием и любовью?
- Что он обещает девочке?
- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?
Слово учителя:
- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э.Грига и мастерски сумел показать нам.
- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор
( Выборочное чтение). (Слайд 20)
- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?
- Почему был оставлен диван?
- Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)
- Найдите толкование слова рояль в словаре.
( Работа с толковыми словарями)
Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино
- Обратите внимание, какого рода это слово?
- Вот так выглядит концертный рояль. (Слайд 21)
- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание. (Слайд 22)
- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К.Паустовский.
- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Какие чувства оно у вас вызвало?
- Что вам представлялось?
- А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?
Давайте нашу дальнейшую работу выстроим в группах.
9. Рефлексия. Работа в группах (Слайд 23)
1 группа.
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (1группа получает карточку с заданием.)
1. Какая стала Дагни? Опишите её.
2. Куда её отправил отец?
3.Куда любила ходить Дагни?
4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2 группа
Рассказать, как Дагни слушала музыку. (2 группа получает карточку с заданием)
Перечитайте отрывок из рассказа на стр.56-57.
Составьте, используя слова-опоры рассказ Как Дагни слушала музыку.
Составляя рассказ, соотнесите слова из первого столбика, со словами из второго столбика.
… Дагни впервые слушала
Она произвела на неё симфоническую музыку.
Все переливы и громы странное действие.
множество картин, оркестра вызвали у Дагни
похожих на сны.
Сначала она ничего не
шумела буря. Потом слышала. Внутри у неё
как поёт ранним утром она наконец услышала
в ответ ему сотнями пастуший рожок и
голосов, чуть вздрогнув
откликается струнный оркестр.
Мелодия росла,
как ветер, неслась по подымалась,бушевала,
срывала листья, качала вершинам деревьев,
прохладными брызгами. траву, била в лицо
порыв воздуха, Дагни почувствовала
и заставила себя исходивший от музыки
успокоиться.
группа.
Рассказать, как звучала музыка? (3 группа получает карточку с заданием)
Перечитайте отрывок из рассказа на стр. 46 - 47.
Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста. Как называют этот приём в литературе?
Коррекция.
Вопросы для 1 группы.
- Расскажите какой стала Дагни?
- Изменился ли её внутренний мир?
- Куда девушка любила ходить?
- Какое действо оказывал на неё театр?
Вопросы для 2 группы.
- Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?
- Что она услышала?
- Как она слушала музыку?
Вопросы для 3 группы.
- Как звучала музыка?
- Какие слова использует автор для описания музыки?
( Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)
- Ребята, как называют этот приём в литературе?
- А разве может быть музыка живой? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ)
- Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
- Что представляла Дагни, слушая музыку?
(Представляла встречу с Э.Григом. Жалела, что не может поблагодарить его за подарок.
Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
- Понравился ли ей подарок?
- Хотели бы вы получить такой подарок?
10.Физминутка (Слайд 24)
11. Подведение итогов
- Сейчас я хочу предложить вам поработать в группах. Выполните тестовые задания по этому произведению, а буквы правильных, на ваш взгляд, ответов впишите в окошки с соответствующим номером.
Задания для всех групп: (Слайд 25)
Впишите букву правильного ответа в клетку, соответствующую номеру вопроса.
Задания для 1 группы. («ЛЮБОВЬ»)
1. Как Григ объяснил Дагни, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет?
Л) он делает подарки для взрослых;А) он будет делать его 10 лет;
М) он поедет за ним в далекую страну;
2. Что Григ помог девочке донести до дома?
Е) корзину с грибами; Г) ведро с водой; Ю) корзину с шишками;
3. Почему Дагни не испугалась Грига?
К) она хорошо его знала; Б) глаза у него смеялись; С) у него был очень ласковый голос;
4. Как долго писал композитор музыку для Дагни?
А) больше года; О) больше месяца; З) десять лет;
5. Где проводил осень композитор Э. Григ?
Ю) на берегу Женевского озера; В) в лесах около Бергена; Щ) на окраине Стокгольма;
6. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?
К) в комнатушке в подвале театра; Р) в комнатушке за сценой;
А) в комнатушке под крышей театра
(Если дети без ошибок выполнили тест, то у них должно получиться слово «любовь». Подобные тесты выполняют и учащиеся II, III групп. При правильном выполнении у них должны получиться слова «щедрость» и «доброта»)
- Давайте проверим тесты и послушаем, какие слова у вас получились.
(доброта, щедрость, любовь)
- За что Дагни была благодарна Григу?
(За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)
- Можно ли эти качества отнести к людям, о которых мы говорили на уроке?
- Кто нашел ответ на вопрос урока: «Чем же должен жить человек?» (любовью)
- Жить любовью к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине)
- А теперь мы вернемся к вопросу, который мы задали перед началом работы с этим произведением и в начале урока и попытаемся сделать вывод:
- Что же делает человека бессмертным? Чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле? (Слайд 26)
(Человек становится бессмертным в памяти людей. Бессмертным его делают его добрые, мужественные поступки. Может сделать его бессмертным музыка, картины, художественные произведения… Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».)
- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Ответы детей)
- Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Георгиевич Паустовский. 12. Рефлексия
Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя?
(Будем чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.)
Настал момент открыть секрет волшебной шкатулки. И узнать кто был важным сегодня на уроке? (Слайд 27)
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным! (Слайд 28)
Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ, Э.Грига - за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке, а гостей – за внимание.
13. Домашние задание (слайд 29)
У рассказа есть продолжение, поэтому сходите в библиотеку и прочитайте до конца это произведение или напишите своё продолжение рассказа. Постарайтесь ответить на вопрос:
Чем будет жить Дагни?
Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей, Ни своих прозрений, ни открытий Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты, По земле идя одной тропой, Щедрый на любовь живёт богато, – До могилы бедствует скупой!