kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция любви в творчестве И.А. Бунина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить старшеклассника самому сформулировать простую, незаумную тему  своей работы, помочь ему поставить перед собой литературоведческую задачу, дать импульс осмысленным чувствам и помочь найти правильное решение поднятой проблемы, и таким образом, вместе с учеником сделаться участником ее разрешения, участником заинтересованным, сострадающим, переживающим судьбу литературного героя, чужую судьбу, как свою  вот трудный, но единственно возможный путь постижения художественного произведения.

Любовь - одна из ключевых тем творчества русских писателей-классиков. В творчестве И.А.Бунина любовь - это особое слияние плоти и духа, которое, по мнению писателя, невозможно постичь, не познав плотского начала. Любовь его героев – земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собой молодость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция любви в творчестве И.А. Бунина»

27



Содержание


Введение 5

Глава I. Концепция любви в творчестве И.А.Бунина. 7

1.1 Место творчества И.А.Бунина в русском литературоведении 7

1.2 Особенности поэтики творчества И.А. Бунина. 15

Глава II. Место творчества И.А. Бунина в школьном литературном курсе. 16

Глава III.Изучение темы любви в творчестве И.А.Бунина в 11 классе. 20

Заключение 25

Библиография 26





















Введение


Научить старшеклассника самому сформулировать простую, незаумную тему своей работы, помочь ему поставить перед собой литературоведческую задачу, дать импульс осмысленным чувствам и помочь найти правильное решение поднятой проблемы, и таким образом, вместе с учеником сделаться участником ее разрешения, участником заинтересованным, сострадающим, переживающим судьбу литературного героя, чужую судьбу, как свою вот трудный, но единственно возможный путь постижения художественного произведения.

Любовь - одна из ключевых тем творчества русских писателей-классиков. В творчестве И.А.Бунина любовь - это особое слияние плоти и духа, которое, по мнению писателя, невозможно постичь, не познав плотского начала. Любовь его героев – земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собой молодость.

Рассказы Бунина о любви входят в сборник «Темные аллеи» и составляют цикл рассказов, объединенных темой любви. Этот цикл писался с 1397 по 1945гг. В нем была изложена концепция бунинской любви ее сущность и «грамматика».

И.А.Бунина называют «последним классиком». Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в современную художественную форму, где своеобразие композиции, образы и детали подчинены напряженной авторской мысли. В своих рассказах, повестях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца ХIХ-начала ХХ веков. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они - сама жизнь.

Тема любви в творчестве Бунина исследована довольно широко. Однако, рассказы, входящие в цикл «Темные аллеи» являются мало изученными, так как относятся к позднему эмигрантскому периоду творчества Бунина. Поэтому тема любви, изучающаяся в 11 классе по произведениям И.А.Бунина подается узко и крайне специфично. Исходя из этого, мы поставили себе целью разработать вариант изучения темы любви в творчестве Бунина на материале 11 класса.

Задачами данной работы являются:

1)Изучить основную литературу МПЛ, литературоведении, педагогике и психологии.

2)Определить место и особенности изучения темы любви в школьном литературном курсе 11 класса.

3) Выявить особенности прозы Бунина о любви.

4)Разработать методику изучения прозы Бунина о любви в 11 классе на примере рассказа «Грамматика любви».

Объектом данного исследования является изучение творчества Бунина в 11 классе.

Предмет исследования- изучение рассказов Бунина о любви(цикл «Темные аллеи») в 11 классе.

В данной работе использовался метод целенаправленного наблюдения.

Практическая значимость: данная работа может использоваться учителями и студентами- филологами для подготовки к урокам или в процессе исследования определенной темы по творчеству Бунина.












Глава 1. Концепция любви в творчестве И.А.Бунина.


1.1 Место творчества И.А.Бунина в русском литературоведении

К изучению творчества И.А.Бунина обращались многие известные литературоведы и исследователи.

Наиболее интересные работы, на наш взгляд, представлены у следующих авторов: Л.А.Смирнова «И.А.Бунин: Жизнь и творчество», О.Н. Михайлов «И.А.Бунин», А. Боренко «И.А.Бунин. Материалы для биографии», О.В. Сливитская «Повышенное чувство жизни», В.К. Шабельникова «Психология души».

У Л.А. Смирновой работа представлена в хронологическом ключе (1870-1953 гг.) в данной монографии дается анализ наиболее крупных произведений. Только Л.А. Смирнова обращается к анализу цикла «Темные аллеи», остальные исследователи лишь упоминают о его существовании, в этой книге рассказывается о сложном творческом пути И.А. Бунина, о противоречии в его мировоззрениях, на фоне историко-литературного процесса анализируются произведения писателя, созданные им в ранний период творчества и вдали от Родины.

В монографии О.Н. Михайлова представлен очерк творчества И.А. Бунина с 1870г. По 1900г. он выделяет три творческих периода:

- раннее творчество;

- в расцвете творческих сил;

- эмиграция.

В монографии А. Боренко представлена работа, являющаяся результатом многолетних изысканий. В ней собран и систематизирован в хронологическом порядке архивный и малоизвестный материал (документы, письма, воспоминания) о крупнейшем русском писателе И.А. Бунине. Автор монографии стремится дать как можно больше малоизвестных фактов и сведений о жизни Бунина, представляющих интерес как для специалиста-литературоведа, углубленно изучающего жизнь и творчество И.А. Бунина.

Творчество И. А. Бунина можно разделить на три периода:

- раннее творчество;

- зрелое творчество;

- эмиграция.

Первое упоминание о любви в дневниковых записях Бунина появляется в 1888 году. Бунин писал: «Любовь, как чувство вечное, всегда живое и юное, служила, и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо – животном эгоизме»[8,16]. С течением лет Бунин в этом чувстве увидел много печального, горького, трагического. Но тема никогда не заканчивалась в узких границах отдельной любовной истории, а была устремлена к постижению духовных процессов, где было место возвышенным переживаниям.

Бунин воспринимал мир в не разложимом единстве его контрастов и произведений. Жизнь, по его мнению, есть и счастье, и трагедия, высшим таинственным проявлением этой жизни является Любовь. Это страсть, в которой сгорает человек. Писатель утверждает, что в муке есть блаженство, а счастье столь пронзительно, что сродни страданию. Следовательно, любовь, как самая высокая жизненная ценность, по самой природе своей катастрофична.

В освещении этой вечной для искусства темы Бунин оригинален. в отличии от отечественных классиков 19 века(Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев), Бунин передает любовь, как неразделимое единство духовного и физического.

Плотская любовь одухотворена большим человеческим чувством.

В основном вся любовная проза Бунина относится к эмигрантскому периоду 1920-1953 г. В эмиграции Бунин продолжает художественную разработку темы любви. Ей посвящены наиболее крупные повести «Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева»; рассказы «Ида», «Солнечный удар», «Дело Корнета Елагина», «Мордовский сарафан» и цикл небольших новелл под общим названием «Темные аллеи». Этот цикл писался с 1937 по 1945 гг. Сам Бунин отзывался о нем так: «Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни». В сборнике 3 радела. Первый открывается рассказом «Темные аллеи» - он дает название всему циклу и является своего рода эпиграфом к нему. Поясняя свой замысел, Бунин писал: «Все рассказы этой книги только о любви, о её «темных» и чаще всего очень мрачных аллей»[6,43]. Такова была бунинская концепция любви, её природы, сущности и «грамматики». Это единственная в своем роде книга в русской литературе, где всё о любви.

С осени 1924 г по осень 1925 г Бунин цикл произведений, которые, будучи внешне не связаны между собой, объединяются глубокой внутренней связью, определяемой особенностями подхода к ним, лежащей в их основе. Тема эта-любовь, трактуемое как сильное, часто роковое потрясение в жизни человека, как «солнечный удар», оставляющий глубокий, неизгладимый след в человеческой душе. Пять произведений, посвященных этой теме, - «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан» и «Дело корнета Елагина» - это как бы пять изображений разновидностей любовного чувства, пять примеров поразительного воздействия любви на разум, волю, сердце человека. Неожиданная, порой мимолетная встреча «его» и «ее», иногда, как в рассказе «Солнечный удар», даже не названных по имени, бурный взрыв любовных чувств и последствия, часто роковые и трагические, этого взрыва – такова сюжетная основа большинства зарубежных произведений Бунина, посвященных теме любви («Визитные карточки», «Кавказ», «Красавица», «Холодная осень»).

В чем же источник трагизма, сопровождающего всякую большую любовь? – словно бы ставит перед читателем Бунин. Иногда, как бы отвечает он, это социальное противоречие жизни, общественное неравенство любящих, но чаще всего любовь трагически обречена, даже если к тому нет никаких социальных предпосылок («Генрих», «Натали», «В Париже»). Большая любовь словно бы несовместима с обычной, нормальной жизнью, и смерть, уносящая одного из влюбленных, как бы подтверждает это.

Впрочем, кроме всепоглощающей одухотворенной любви существует в жизни еще некое подобие ее, где чувственое, плотское начало играет решающую роль. Бунин исследует и такое явление («Антигона», «Визитные карточки», «Кума»).

Если рассматривать понятие «любовь» в русской литературе XVIII-XX веков, то любовь – одна и ключевых тем творчества русских писателей-классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение ими отдается духовной, «платонической любви», нежели чувственной физической страсти. Писатели XX века, унаследовав традиции изображения духовной стороны, обращают внимание и на другую сторону этого чувства. В творчестве И.А.Бунина любовь – особое соединение плоти и духа, которые, по мнению писателя, невозможно постичь, не познав плотского начала. Любовь его героев – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих людей, связанная с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собой молодость.

Осмысление Буниным любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно. Необычная для того времени смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви, в сочетании с совершенством художественной формы и составляет новаторство Бунина в раскрытии этой темы.

Прежде со страниц родной литературы любовь представлялась длительной, сердечной привязанностью, полной боли и радости, тоски и блаженства. И все же любовь, которую рисует Бунин, несколько иная – более откровенная, обнаженная, порой даже грубоватая, исполненная неутоленной страсти. Эта любовь налетает на бунинских героев, как дикий вихрь, и устоять перед ней почти невозможно…

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с гармоничной природой, поэтому прекрасно только единственное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Для писателя любовь и существование без нее – две разные, несовместимые жизни, и если погибает любовь, то и та, другая жизнь уже теряет всякий смысл. Не об этом ли рассказ с таким символическим названием «Чаша жизни» (1913 год)? Емко и лаконично описано в нем грустная история прозябания от молодости до старости нескольких обывателей некоего провинциального города. Несчастны все, без исключения, герои рассказа, ибо их чувства подавлены смолоду.

В рассказе «Последнее свидание» (1912 год), как в чеховском «Ионыче», прослеживается целая человеческая жизнь. В юные годы помещик Андрей Стрешнев был влюблен в Веру, дочь соседней помещицы. Однако потом герои расстались, и жизнь сводит их вместе уже в зрелые годы. Но теперь их роли меняются: уже Вера хочет видеть его рядом с собой, но любовь Андрея угасла.

Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915 год) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна в «своем обаянии». Буквально оцепенев после смерти любимой, герой больше двадцати лет просидел на кровати в ее комнате, ни куда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа». Безумный для кого-то, для других он «не чета теперешним». И случайного гостя поражают «книжечка, похожая на молитвенник», «венчальные свечи», «нитка дешевых голубых шариков», принадлежащих той «которой суждено было стать столь любимой», и то таинственное «опустевшее святилище»[2,89].

Бунин меняет первоначальное название рассказа «Невольник любви» на «Грамматику любви», и вводит в размышления героя Ивлева сначала взятые в качестве эпиграфа слова Баратынского: «Есть бытие, но именем, каким его назвать – ни сон оно, ни бденье…»[2,91]. Следует отметить, кстати, что мотив болезненной любви обитателей глухих помещичьих «медвежьих углов» к умершей, а то и к созданной их воображением прекрасной женщине был известен в литературе XX века еще до появления «Грамматики любви». Алексей Толстой, как в эти годы начавший писать об оскудевающих дворянских гнездах пишет повесть «Мечтатель», где изобразил помещика, тоскующего в одиночестве и жаждущего идеальной любви. Толстой подчеркивает и мягко высмеивает оторванность своих героев от жизни.

По-иному строит свое произведение И.А.Бунин, он поэтизирует болезненную любовь Хвощинского, противопоставляя ее окружающей обыденности и пошлости. Любовь – наваждение, любовь, лишающая человека разума и превращающая нередко его жизнь в полусонное, но сладостное существование, - такая любовь, впервые с большой художественной силой, воплощенная Буниным в рассказе «Грамматика любви», будет прославлена в некоторых более поздних произведениях писателя, станет одной из тем зарубежной прозы.

В рассказе «Легкое дыхание» звучит тема таинственной силы пола, тема страшной власти ее над человеком, которая в итоге приводит к смерти юной Ольги Мещерской. Показательны в этом отношении слова Оли, записанные в дневнике после того, как произошло ее падение: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!»[2,56]. Да и все последующее поведение героини рассказа, которая «завлекла» казачьего офицера, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг скала ему, что никогда и не думала любить его, что все эти разговоры о браке – «одно ее издевательство над ним....»[2,71], - это все тоже проявление странности проснувшегося пола, которое и приводит Олю Мещерскую к преждевременной трагической смерти.

Если в упомянутых рассказах любовь трагична, потому что не разделена, одинока, то в «Солнечном ударе» (1925 год) ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться. Мы не знаем ни имени, ни возраста героев новеллы. Поручик, уже немолодой человек, немало повидавший в своей жизни. Однако ту настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, ему суждено было встретить тогда, когда он и сам этого не ожидает. У нее семья, муж. Она, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом». С ее уходом сердце героя наполняется «нежностью», он чувствует «ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее». «Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой любовью, перевернувшей все в сознании поручика, который чувствует «себя постаревшим на десять лет»[2,208]. Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье.

Любовь-потрясение развивает у бунинских героев особенную, чувственную память. Всю жизнь носит в своем сердце любовь к «барину», некогда соблазнившему и «бессердечно» ее бросившему, героиня рассказа «Темные аллеи» (1938 год) через 30 лет, теперь уже владелица постоялой гостиницы узнает она в приезжем офицере того, кого в порыве нежности называла она «Николенькой» и кто навсегда остался ее идеалом. А стареющему петербургскому щеголю Николаю Алексеевичу никак не понять, отчего «при такой красоте» не выходит она замуж и что можно, оказывается всю жизнь любить одного человека. И долго глядит Надежда в окно вслед отъезжающему тарантасу: огонь обиды и огонь любви равно пылают в ее сердце.

«Чистый понедельник» - рассказ о судьбоносном решении героини об уходе в монастырь. О красоте, богатстве внутреннего мира героини, которую никто не понимал до конца на самом деле. Название рассказа говорит за себя – «Чистый понедельник» - так в обиходе верующих называется понедельник на первой неделе Великого поста. Название настраивает читателей на серьезное, вдумчивое прочтение. Этот рассказ является итоговым в сборнике «Темные аллеи» и вобрал в себя основные темы бунинского творчества: любовь, грех, падение, очищение духовное и расставание.

Весь рассказ построен на противопоставлениях, которые обозначаются уже в завязке. «Васили Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах»[2,99]. А между тем это символы христианской веры, глубокой религиозности, символы единства.

Противопоставляется солнечный, морозный день и героиня в черном: «Она встретила меня в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках…». И прогулка по кладбищу Новодевичьего монастыря. Героиня объясняет сове поведение так: «Ведь завтра же Чистый понедельник...Господи владыка живота моего» [2,108].

Жутким кажется противопоставление трактира, где идет веселое гульбище и иконы Богородицы, висящей в углу. «… во второй комнате, в углу, перед черной доской иконы Богородицы Троеручицы, горела лампадка». И героиня вдруг замечает: «Три руки! Ведь это Индия…». В трактире героиня цитирует по памяти «Житие Петра и Февронии Муромских» [2,110].

Переломным моментом в рассказе является первая и последняя ночь, которую провел рассказчик с героиней. И ее сообщение о скором отъезде в Тверь. «Надолго ли, один бог знает… Я все напишу, как приеду. Все напишу о будущем. Прости, и оставь меня теперь, я устала…» [2,112]. Отъезд героини способствует резкому перелому в сознании героя, совсем не верующего в Бога. «Дошел до Иверской, стал в толпе старух и нищих на колени, снял шапку».

Далее герой узнает о том, что любимая им женщина пошла на послушание в монастырь. Он никогда ее не увидит. Бунин мастерски, только в одной фразе показал психологическое состояние героя «он стал ходить по самым грязным кабакам и спиваться…»[2,114].

Мимолетная встреча героев не привела к разрешению этой ситуации. Все осталось на кругах своих.

Таким образом, бунинское понимание любви глубоко драматично. Человек неизбежно обречен на одиночество, полное взаимопонимание невозможно. Только любовь – самая могучая на земле сила – дает великое счастье соединения двух душ, но счастье это подобно зарнице: вспыхнуло - и погасло. Бунин признает и воспевает любовь-страсть, подчиняющую себе всю душу человека. Такая любовь не может быть длительной. Вихрем ворвавшись в жизнь влюбленных, она поднимает их на девятый вал человеческого блаженства, чтобы затем, захлестнувшись волнами жизненных невзгод, самой разбиться в дребезги. Но, завершаясь разлукой, гибелью, катастрофой, такая любовь неизменно остается в памяти самым сильным и самым прекрасным переживанием человека, озаряющим всю его жизнь.


1.2 Особенности поэтики творчества И.А. Бунина.


О.В. Сливитская считала, что константой творчества И.А.Бунина является его описательность или, как он говорил, «внешняя изобразительность». Прямая функция описательности – служебная по отношению к содержательному ядру: сюжету, характерам и т.п. Бунин реализует традиционную антропоцентрическую модель. Подробности жизни занимают в его повествовании непропорционально большое место, и их направленность на человеческие судьбы не всегда обязательнаобязательна. Более того, И. А. Бунин бывает почти схематичен в построении сюжета, и это особенно контрастирует с щедростью и чувственной достоверностью всех событий. Над всеми рассказами господствует и все определяет Универсализм.[7,30]















Глава II. Место творчества И.А. Бунина в школьном литературном курсе.


Проведя анализ действующих, современных учебников мы выявили, что рассказы о любви И. А. Бунина изучаются только в 11 классе, в следующих учебниках:

1) С. А. Зинин, В. А. Чалмаева «Русская литература XX века» («Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и «Чаша жизни»- самостоятельно).

2) В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский («Чистый понедельник», «Грамматика любви»).

3) А. Г. Кутузов («Легкое дыхание», 1-2 рассказа по выбору из цикла «Темные аллеи»).

4) «Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений» под редакцию Ю. Н. Лыссого («легкое дыхание», «Сны Чанга», «Поздний час»).

5) М. А. Снежневская, О. М. Хренова («Легкое дыхание», «Чистый понедельник» + самостоятельно, «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Митина любовь»). Это единственный учебник, в котором любовь изучается в контексте всего художественного мира И. А. Бунина.

6) Т. Я. Курдюмова («Чистый понедельник», «Темные аллеи»-по выбору учителя и учащегося).

7)В. Г. Маранцман(«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»).

В каждом анализируемом учебнике приводятся критические статьи для глубокого понимания творчества И. А. Бунина. Помещены выдержки из монографий Юрия Мальцева, Е. Калтоновской «Гармония контрастов»[138], Л. А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин» [144], В. Афанасьева «И. А. Бунин. Очерк творчества», М. Иофьева «Профили искусства» [145], П. Б. Струве «И. А. Бунин» [148]. Дано множество воспоминаний Г. Кузнецовой «Грасский дневник», П. Майкова, Дианы Мышаловой, Э. Полоцкой.[«Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений» под редакцию Ю. Н. Лыссого]

Таким образом, учащимся представлен обильный дополнительный материал для написания сочинений, докладов и развернутых устных высказываний. Систематизировав эти знания, учащиеся получают достаточно полную картину о творчестве И. А. Бунина.

Если говорить о системе вопросов и заданий, то она разнообразна. Много заданий строится на основе суждений критиков, цитат, выдержек из критических статей.

Например: 1) Ниже приведены несколько суждений о рассказе и его героине. Вы скажите собственное суждение, опираясь на них или полемизируя с ними («Легкое дыхание»). [140]

2) Как бы вы ответили на вопрос, которым завершается приведенное суждение М. Иофьева? [140]

Как достигает писатель непохожести, своеобразия рассказов из цикла «Темные аллеи» при их во многом общей сюжетной схеме? Объясните на примере 2х- 3х рассказов в цикл. [«Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Н.Лыссого.,140]

3) В своей статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», Л. Н. Толстой писал, что каждый большой писатель создает свою жанровую форму. Прав ли Б. П. Струве утверждающий, что «особый литературный жанр» создал И. Бунин? [М.А.Снежневская, О.М.Хренова «Русская литература»,51]

Даны задания на сопоставление прозы Бунина и стихотворных жанров, на сравнение произведений.

Например:

1) Сопоставьте стихотворение Бунина «Эпитафия» и рассказ «Легкое дыхание». Можно ли сказать, что «Легкое дыхание» - еще одна «эпитафия девичьей красоте» (К. Паустовский)? Или смысл рассказа к этому не сводится? М.А.Снежневская, О.М.Хренова «Русская литература»,50]

2) Исследователи подчеркивают, что проза Бунина, особенно поздние рассказы, - проза поэта. В чем это проявляется? Попробуете обосновать эту мысль, сопоставив рассказ «Поздний час» и стихотворение Бунина «Свет незакатный». [«Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Н.Лыссого.,140]

3) В чем отличие «чистого понедельника» и «Дворянского гнезда» И. С. Тургенева? Спасает ли монастырь человека от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности? [М.А.Снежневская, О.М.Хренова «Русская литература»,52]

Много заданий на выяснение основной мысли произведения через композицию. Например:

1) Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание»? Почему Бунину важно было, и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте - у надгробного памятника героине?[Т.Ф.Курдюмова «Русская литература ХХв.»,38]

2) Составьте композиционный план рассказа. Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской – сообщается в самом начале рассказа. Почему в конце является классная дама Оли, ее роль? Какова роль финала «Легкого дыхания» и его заключительной фазы? В чем символика выражения «легкое дыхание»?[С.А.Зинин, В.А.Чалмаев «Русская литература ХХв.»,100]

3) Когда происходит действие рассказа? Есть ли в нем основные структурные элементы? В чем особенность данного рассказа? («Поздний час») [«Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Н.Лыссого.,146]

В каждом учебнике изучение творчества И. А. Бунина завершается написание сочинений, или защиты рефератов. Наиболее интересными на наш взгляд, являются следующие темы для сочинений:

1)Вещь и слово в прозе И. А. Бунина.

2)Загадка любви и красоты в рассказе «Легкое дыхание».

3)Нравственно-философская проблематика рассказа «Чистый понедельник».

4) «О, как убийственно мы любили…»

5) Что сближает прозу и лирику Бунина?

6) Столкновение личного и социального в рассказе «Темные аллеи»

7) Основные темы и мотивы бунинского цикла «Темные аллеи»

8) Трагедия несостоявшейся любви в рассказе «Чистый понедельник».

Таким образом, проведя анализ действующих УМК, мы выявили, что при изучении творчества И.А.Бунина используются самые разнообразные задания, помогающие глубже проникнуть в творчество автора.

Творчество Бунина связано с идейно – творческими принципами и традициями русской классической литературы. Но реалистические традиции, которые Бунин стремился сохранить, воспринимались им через призму нового переходного времени. В раннюю пору своей литературной деятельности он защищал реалистические принципы творчества, говоря о гражданском назначении искусства. Первые прозаические произведения Бунина проявляются в начале 90-х годов. Многие из них по своему жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихотворение в прозе; в них описание природы переплетается с различными мнениями автора и героя о жизни, ее смысле.

По социально-философскому диапазону проза Бунина значительно шире его поэтического творчества. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных следствиях проникновения в ее жизнь новых капиталистических отношений.

Основная тема бунинских рассказов 90-х годов – нищая, разоряющаяся крестьянская Россия. Уже в раннем творчестве Бунина обнаружилось художественное своеобразие его прозы. Писатель, как правило, избегает острых сюжетных ходов. Текст автора насыщен сложными ассоциациями и образными связями, что позволяет расширить художественное пространство и время («Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»). Особую роль при этом играет художественная деталь, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, красоту и сложность бытия.

Самыми значительными книгами Бунина 20-40-х годов были сборники рассказов «Митина любовь» (1925г.), «Солнечный удар» (1927г.), роман «Жизнь Арсеньева», - но он в школе не изучается. А также книга новелл о любви «Темные аллеи».

Таким образом, любовная проза Бунина в школьном курсе 11 класса изучается в достаточно полном объеме для того, чтобы понять концепцию бунинской любви, истоки ее трагичности и мировоззрение автора в целом.


Глава III. Изучение темы любви в творчестве И.А.Бунина в 11 классе.


Творчество И.А. Бунина в 11 классе изучается на протяжении нескольких уроков. Обратимся к заключительному уроку, посвященному любовной прозе И.А. Бунина.

Тема: Тема любви в творчестве И.А. Бунина. «Грамматика любви».

Цель урока: показать, что любовь является величайшим даром человечества, но длится она лишь мгновение, оставляя неизгладимый след в душе человека. Именно это обуславливает ее трагичность.

Задачи: 1)Обобщить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.

2)Показать редчайший дар высокой любви в творчестве Бунина.

3)Показать процесс «пробуждения» человека, изображенный писателем.

4)Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

5)Развивать филологические умения школьников: определение темы, идеи, особенностей сюжетной линии и своеобразие композиции рассказа.

6)Развивать устную монологическую речь учащихся.

7)Закрепить умение анализировать художественное произведение (на примере рассказа «Грамматика любви»).

8)Воспитывать любовь к художественной литературе.

Концепция: - «Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится с предметом нашей страсти» (Блез Паскаль).

- «Любовь - огонь: не светит – все темно, а светит – так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость).

- «Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают» (Дж. Г.Байрон).

- «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание» (К.Г.Паустовский).

Ход урока.

  1. Организация.

В начале урока звучит соната № 2 Л.В. Бетховена. Под звуки музыки учитель читает строки о любви (эпиграф).

2) Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение творчества И.А.Бунина. На протяжении трех уроков мы пытаемся понять, что же такое любовь в понимании И.А.Бунина. И сегодня вы должны будете ответить на этот вопрос.

Послушайте, что сказал о любви французский писатель, драматург, автор известных комедий «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Жан Батист Мольер:

«В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто сердце нежил…

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…»

Вы уже взрослые и думаю, что сможете ответить на такой вопрос: «Что такое любовь в вашем понимании?»

Ученики: 1) «Это отношения между мужчиной и женщиной».

  1. «Это чувство взаимоуважения, когда два человека делят и горести, и радости друг с другом».

  2. «Любовь – это такое чувство, когда хочется свернуть горы, повернуть русла рек в другую сторону ради любимого человека».

  3. «Любовь – это когда без любимого человека не возможно жить и дышать».

Учитель: По мнению Бунина, любовь – чувство вечное, всегда живое и юное, которое служит неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души. Но с течением лет Бунин увидел много печального, грубого, горького и трагического. Что подтверждают изученные нами рассказы «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Митина любовь». Любовь – это страсть, в которой сгорает человек. Однако в муке любви есть блаженство, а счастье столь пронзительно, что сродни страданию.

Каждый из вас вкладывает свой собственный смысл в понятие «любовь». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство.

Обратите внимание на доску (там записаны слова о любви). Выразительно прочитайте все высказывания, запишите их в тетради и определите, что в них общего.

Ученики: Они объединены общей темой. Это тема любви.

Учитель: Вы познакомились с тремя рассказами Бунина, какой понравился вам больше всего? («Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь»). Почему?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: А что объединяет эти рассказы?

Ученики: Общая тема любви, которая является основой мироощущения Бунина.

Учитель: Начиная с 20-ых годов Бунин все чаще пишет о любви, любовь в этих рассказах взаимна, и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться. В этом заключается ее трагедийность.

Скажите, пожалуйста, что случилось с героями рассказов, после того, как они испытали чувство любви?

Ученики: У героев жизнь складывается либо трагично, либо они умирают.

Учитель: - Сколько лет было Оле Мещерской, когда она погибла? (17)

- Что почувствовал герой рассказа «Солнечный удар», когда героиня сошла с корабля? (Почувствовал, что постарел на 20 лет)

- Что происходит с Митей из одноименного рассказа «Митина любовь»? (Он заканчивает жизнь самоубийством)

3) Проверка первоначального восприятия.

Учитель: Дома вы познакомились с рассказом «Грамматика любви». Что показалось вам необычным?

Ученики: - «Необычной показалась настоящая любовь помещика Хвощинского к крепостной Лушке. Очень романтичная история.

«А мне понравился этот рассказ тем, что показана трагичная, но светлая история, которая восхищает своим величием.

  1. Анализ рассказа.

Учитель: Попробуйте объяснить значение слова «грамматика».

Ученики: Это умение грамотно писать.

Учитель: Это верно, но лишь от части. Грамматика, в переводе с греческого обозначает искусство читать и писать буквы. У Бунина же «Грамматика»- «искусство любить».

Кто является главным героем рассказа?

Ученики: Помещик Хвощинский и крепостная Лушка.

Учитель: От чьего лица ведется повествование?

Ученики: Рассказывает помещик Ивлев, который «однажды в начале июня ехал в дальний край своего уезда».

Учитель: В рассказе возникает очень символичный предмет – венчальные свечи. Каким образом они появляются? Что символизируют?

Ученики: Это такие свечи, которые держат мужчины и женщины, когда венчаются в церкви.

Учитель: Молодцы, вы умеете рассуждать.

Дело в том, что венчальные свечи – символ вечной, негасимой любви. Хвощинский не мог жениться на крепостной, но всей душой хотел этого. Поэтому после смерти Лушки, он купил свечи и обручальное кольцо, которое носил всю жизнь.

Чем же отличается трактовка любви в изученных нами рассказах? Она показана одинаково или в разных аспектах?

Ученики: В «Легком дыхании» показана любовь – мгновение. Это новелла о том, как жизнь юной героини была прервана жуткой и необъяснимой катастрофой.

В «Солнечном ударе» - любовь - великое потрясение. Испытав это чувство, герой навсегда сохранит его в душе. Но уже ничто не сможет сравниться с этим моментом счастья и одновременно горькой потери.

В «Грамматике любви» - это верность, которую хранил Хвощинский Лушке. Как лебедь! Недаром существует легенда о лебединой верности.

Учитель: Итак, давайте вспомним начало нашего урока. Мы начали его с выяснения вопроса «Чем является любовь в понимании Бунина»? Ответьте на это вопрос.

Ученики: Для Бунина любовь – великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Человек может рассчитывать, лишь на миг счастья. И это миг остается в душе навсегда, несмотря на трагичность отношений возлюбленных.

  1. Домашнее задание.

Сочинение по одной из следующих тем:

- «Всякая любовь – великое счастье…»(И.Бунин).

- «Любовь – лебединая верность» (Грамматика любви).

- «Любовь – великое потрясение» (Солнечный удар).

- «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,- цените их, живите ими». (Л.Н.Толстой)

Таким образом, учащимся представлена концепция любви в творчестве И.А.Бунина: любовь – величайшая ценность человечества. Но она мгновенна и от этого вечная трагичность отношений возлюбленных. Учащиеся, в ходе урока закрепляли умение анализировать художественное произведение. На данном уроке мы развивали устную монологическую речь учащихся, развивали основные филологические умения.

Заключение


При анализе рассказов, входящих в цикл «Темные аллеи» была изучена основная литература по педагогике, психологии, литературоведению и методике преподавания литературы. В данной работе мы опирались на труды таких методистов, как В.Г. Маранцмана, З.Я.Рез, В.В.Голубкова, О.Ю. Богдановой. Были изучены работы следующих литературоведов, занимавшихся творчеством Бунина: О.Н.Михайлова, А.Боренко, Л.А.Смирновой, А.Афанасьева, Л.С.Выготского и другие.

Проведя анализ современных действующих учебников, мы выявили, что рассказы о любви И.А.Бунина изучаются только в 11 классе. Таким образом, учащиеся получают знания о концепции любви, в соответствии с возрастными особенностями.

В основном вся любовная проза И.А.Бунина относится к эмигрантскому периоду 1920-1953гг. В эмиграции Бунин продолжает художественную разработку темы любви. Высшее проявление жизни – это Любовь. Если рассматривать это понятие в русской литературе 18 – 20 веков, то любовь - одна из ключевых тем русских писателей- классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение отдается духовной, «платонической» любви. В творчестве же Бунина любовь – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих людей, связанное с вечным пробуждением в душе единственно человеческого чувства. И.А.Бунин был одним из первых классиков, кто показал любовь, как особое соединение плоти и духа, которое, по мнению писателя, невозможно постичь, не познав плотского начала. Это был абсолютно новый взгляд на любовь в классической литературе.

В процессе изучения рассказа «Грамматика любви» И.А.Бунина о любви в 11 классе учащиеся пришли к выводу, что концепция любви в творчестве И.А.Бунина, которая заключается в том, что любовь является величайшим даром человечества, но длится она лишь один миг, оставляя неизгладимый след в душе человека. Это и объясняет ее трагичность.

Библиография


  1. Бунин, И.А. Собрание сочинений, т.II. / И.А.Бунин. – М. :Просвещение, 1987. – 620 с. – ISBN 3-01-230511-7.

  2. Боренко, А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии. / А.К.Боренко. – М. : Художественная литература, 1983. – 351 с. – ISBN 5-462-27545-5.

  3. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С.Выготский. – Мн. : Современное слово, 1998. – 480 с. – ISBN 5-09-673-20961-0.

  4. Максимов, Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения. // РЯШ № 3, 1890 г. – 26с.

  5. Михайлов, О.Н. И.А.Бунин : Очерк творчества. / О.Н.Михайлов. – М. : Наука, 1967. – 172с. – ISBN – 5 – 7892 – 0682 – 8.

  6. Николина, Н.А. Филологический анализ текста : учеб. Пособие. / Н.А. Николина. – М. : Академия, 2003г. – 256с. – ISBN – 5 – 7695 – т0654 – 6.

  7. Сливитская, О.В. Повышенное чувство жизни : Мир Ивана Бунина. / О.В. Сливитская. – М. : Рос. гос. ун-т., 2004г. – 270с. – ISBN – 5 – 267 – 00262 – 1.

  8. Смирнова, Л.А.Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Книга для учителя. / Л.А.Смирнова. – М. : Просвещение,1991. – 192 с. – ISBN 5-09-002599-1.

  9. Шабельникова, В.К. Психология души : учеб.пособие. / В.К.Шабельникова. – М. : Академия, 2003. – 240 с. – ISBN 5-09-91984-8.

УМК.

1) С. А. Зинин, В. А. Чалмаева «Русская литература XX века».

2) В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский «Русская литература IX-XX века»

3) А. Г. Кутузов «Русская литература XX века»

4) «Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений» под редакцию Ю. Н. Лыссого

5) М. А. Снежневская, О. М. Хренова «Русская литература XX века»

6) Т. Я. Курдюмова «Русская литература, 11 кл.»

7)В. Г. Маранцман «Русская литература XX века»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концепция любви в творчестве И.А. Бунина

Автор: Будаговская Мария Александровна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства