Конструкт урока-викторины по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Конструкт урока-викторины по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Урок-викторина соответствует ФГОС. Викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока-викторины по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»
Урок-викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: проверка знания содержания произведения, викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование; репродукции портретов А.С.Пушкина; словари для определения значения устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным в повести; Ордена эрудитов, которые выдаются учащимся, ответившим правильно (в конце урока будет произведён подсчёт орденов)
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Ход игры-викторины:
Вопросы викторины:
1 раунд. Герои повести.
1.Назовите имя и фамилию Савельича.
(Архип Савельев.)
2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет?
(Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобел
3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?
(Вышел в отставку премьер-майором.)
4.“Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего.
(“...солдат, а не шаматон”.)
5. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу
(“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)
6. Как Пётр Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?
(Песенка.)
7. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересовался: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв?
(“Такова воля начальства”.)
8.Как долго был без сознания раненый Гринёв?
(Пришёл в сознание на пятые сутки.)
9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?
(Пятый год.)
10. Как обращается Швабрин к Пугачёву?
(Государь.)
11. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”
(Упал на колени перед Пугачёвым.)
12. Кто был учителем литературы у Швабрина?
(Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя,
Василия Кирилыча Тредьяковского...”)
13. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?
(Ваше благородие)
14. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости?
(Около трёх часов.)
15. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости?
(В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями.)
16. “Я воюю хоть куда, — скажет Пугачёв Гринёву. — Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же хвастается далее Пугачёв?
(“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.
17. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство?
(Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее.)
18. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах?
(“Все они люди беспутные и горькие пьяницы”.)
19. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости?
(Двадцать второй год.)
40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат.)
2 раунд. Узнай героев по цитатам из произведения
О ком А.С.Пушкин пишет:
«Он в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…»
(мсье Бопре)
«Он у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние, чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи»
(батюшка Петруши)
«Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»
(Петруша Гринёв)
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели»
(Маша Миронова)
«Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать»
(Петруша Гринёв)
«Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос: он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём»
(пленный башкирец)
«Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать полтину на водку»
(Петр Гринёв)
Кто и кому из героев повести говорит?
«Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни»
(отец Петруши – матушке)
«Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
(отец – Петруше Гринёву)
«Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню»
(Пётр Гринёв – Савельичу)
«Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл»
(Иван Зурин - Петруше Гринёву)
«Рано…рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали, о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать»
(Савельич – Петруше)
«Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»
(Пугачёв – хозяину постоялого двора)
7.«Помилуй, батюшка! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака. В первом кабаке»
(Савельич – Петру Гринёву)
8.«Чем Белогорская крепость ненадёжна? Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев; авось и от Пугачёва отсидимся!»
(комендантша – мужу)
9.«Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»
(Савельич – отцу Петруши)
10.«Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да, слава Богу, живём помаленьку»
(Василиса Егоровна – Петруше)
Третий раунд
Пословицы
1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?
(Береги честь смолоду.)
2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?
(Долг платежом красен.)
3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?
(Господь не выдаст — свинья не съест.)
4. Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах.
(Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
Песни
1.
Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.
К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в
качестве эпиграфа?
(К главе “Любовь”.)
2. Какая народная песня была любимой у Пугачёва?
(“Не шуми, мати зелёная дубровушка...”)
3. “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая?
(“Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...”)
Устаревшая лексика
“Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” — это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”?
(Хвала, слава.)
“Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, — скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”?
(Помощь.)
“...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” — эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”?
(Враг.)
4.С какой целью использовался погребец в XVIII веке?
(Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.)
Одежда
1. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)
2. Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)
3. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)
4.Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье.)
Напитки
1.Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку.)
2. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем.)
3. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом.)
4. Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”.)
Военные чины
1. Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал.)
2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора.)
3. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр.)
4. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал.)
Четвёртый раунд
В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно поприветствовал? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою.)