Организационный | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сегодняшний урок литературного чтения, я хочу начать со слов одного французского писателя – философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Как вы понимаете значение этих слов? -Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руку. В чем согласны? Почему? Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. И мы сегодня на уроке с вами будем учиться мыслить, рассуждать, аргументировать свою точку зрения опираясь на текст произведения. | Приветствуют учителя. Люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. | Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; развитие монологической и диалогической речи. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). Метод стимулирования и мотивации учения (создание ситуации занимательности). | 2 мин. |
Актуализация знаний | Давайте немного порассуждаем. Обратимся к словам Агнии Барто: «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? Какие из прочитанных ранее произведений помогли вам по-настоящему «прикоснуться к красоте сердцем», радоваться всему живому, любить и заботиться о животных, беречь природу? | - Радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить. - «Мышонок Пик» (В. Бианки), «Про обезьянку» (Б.С. Житков), «Малька провинилась» (Белов) | Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст; развитие монологической и диалогической речи. Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). Метод стимулирования занимательности (создание ситуации занимательности). | 3 мин. |
Постановка цели урока | Сегодня мы продолжим разговор об удивительном, полном тайн мире живой природы, о котором рассказал в своих произведениях В.П. Астафьев. Послушайте внимательно небольшой фрагмент из биографии писателя и ответьте, о чем его произведения? Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери, и его воспитанием занималась бабушка. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Писатель писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по – настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах. У него был внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. Итак, о чем же произведения В.П. Астафьев? Для того, чтобы узнать, какое произведение В.П. Астафьева мы сегодня будем изучать, предлагаю вам составить цепочку букв и отгадать слово. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно. 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина. 3 буква – в алфавите стоит раньше, чем Р, но позже О. 4 буква – такая же, как вторая в нашей цепочке. 5 буква – в алфавите предшествует букве М 6 буква – такая же, как гласная в слове пух. 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые гласные буквы. Прочитайте, слово, которое у вас получилось. Ребята, знаете ли вы, что означает это слово? Капалуха – это не просто слово – это название произведения В.П. Астафьева. Название – это дверь в содержание. Попробуем её приоткрыть. Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение? Вспомните, кто является героями рассказов В.П. Астафьева? Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верны ли наши предположения, мы узнаем в ходе чтения произведения. | - Об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах. - К - А - П - А - Л - У - Х - А - КАПАЛУХА. - Животные, люди, птицы. - Об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст; развитие монологической и диалогической речи. Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению. | Словесный метод (прием – рассказ, беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации, цепочки букв на доске). Метод стимулирования и мотивации учения (создание ситуации занимательности - составление цепочки букв). Проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, с помощью составления цепочки слов). | 5 мин. |
Речевая разминка | Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку. Давайте прочитаем текст загадки сначала шепотом и медленно. Теперь прочитаем ее громко и быстро. Клюв короткий, ну и что, Зато вижу далеко, Брови красные, дугой, Хвостик, словно веер мой! Прочитаем первую строчку с вопросительной интонацией, читая вторую строчку, выделим слово «далеко», будто рассказываем, насколько далеко, третью – снова с вопросительной интонацией и последнюю строчку прочитаем с восклицательной интонацией. Молодцы! Кто из вас знает отгадку? (помещается изображение) Мы не зря читали эту загадку с разными интонациями, это нам сегодня пригодится на уроке при чтении текста. | - Тетерев, глухарь. | Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст загадки. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации, иллюстрация изображения глухаря). | 2 мин. |
Открытие новых знаний | В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём. У вас на партах лежат карточки. Посмотрите, здесь есть изображения, внизу изображений написаны слова. Попробуйте в парах соотнести изображение со значениями, которые даны ниже. • альпийские уральские луга –луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийскиелуга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор; • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; • коряга - суховатое дерево или часть его, лежащая на земле; • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев; • черничник - заросли черники; • пастьба – луг, где пасут скот. • космы – что-то похожее на спутанные и всклоченныепряди волос. | | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: расширение активного и пассивного запаса слов; развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст; развитие монологической и диалогической речи. | Словесный метод (прием - беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации, раздаточного материала). Практический метод (упражнение в соотнесении слова с его значением). | 4 мин. |
Первичное восприятие. Внимательно послушайте аудиозапись. Подготовьте ответ на вопросы: «О ком это произведение, какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?» Понравилось ли вам это произведение? Если да, поднимите руку. Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали текст рассказа? Кто является героем этого произведения? (появляется изображение глухарки) Какую птицу охотники называют капалухой? Кто такая глухарка? Давайте подумаем, почему охотники называют самку глухаря «Капалухой»? Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать». Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают. Как вы думаете, зачем? | - Тревога, страх за капалуху… - Капалуха. - Глухарку. - Глухарка- это самка глухаря. - Птицы глотают камешки для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее. | Предметные УУД: овладение умением воспринимать на слух художественный текст; развитие умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Словесный метод (прием – звукозапись, беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). | 6 мин. |
Работа с текстом во время чтения. Приступаем к чтению. Будьте внимательны, вам нужно будет составить план текста произведения. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). Ребята, где происходят события? О чем рассказывает автор в этой части? Что он описывает? Найдите в тексте и прочитайте, какие растения, деревья Урала называет автор? Вспомните, куда отправился рассказчик, и как шли путешественники? Зачитайте описание черничника, подумайте, зачем автор так подробно описывает это место? Как можно озаглавить эту часть? Что случилось у черничного бугорка? Кто слушал внимательно аудиозапись и помнит, что вызвало такой переполох? Давайте читать дальше. (до слов «А что будет с капалухой?») Что увидел автор, когда поспешил к бугорку? Зачитайте отрывок, в котором рассказывается, где и как ребята обнаружили гнездо капалухи? Как вы думаете, какие чувства испытал рассказчик, мальчики? Посмотрите на иллюстрацию, с. 103. Ответьте на вопрос: «Какие эмоции художник изобразил на лицах мальчиков?» Опишите, как выглядит гнездо капалухи в тексте, дополните свое описание, опираясь на иллюстрацию (гнездо капалухи на слайде) Как могли поступить ребята? Какое правило, они забыли? Давайте его вспомним? Давайте еще раз выразительно перечитаем диалог автора и мальчика (стр. 102). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос? Как озаглавим эту часть? Продолжаем читать 3 часть. (до слов «И все весело побежали...»). Найдите в тексте и зачитайте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду? Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать, какие чувства испытала птица, когда ее птенцам угрожала опасность? Можно ли капалуху назвать заботливой и бесстрашной мамой? Как озаглавим эту часть? Давайте дочитаем произведение и узнаем, чем закончилась встреча ребят с капалухой. Навредили ли ребята капалухе? Изменилось поведение капалухи после ухода людей? Подтвердите словами из текста. Как вы думаете, почему ребята весело побежали от гнезда капалухи? Что их так обрадовало? К какой красоте герои прикоснулись сердцем? Как озаглавим последнюю часть? Давайте сравним поведение капалухи во время встречи с людьми и после? Во время встречи | | После встречи | + | металась в стороне | | | замерла | + | + | крылья были разброшены | | | заползла в гнездо | + | | плавно слетела с дерева | + | | вытянув шею | + | | глаза не следили за нами | + | | целилась на гнездо | + | | глаза затянулись дремной плёнкой | + | + | пыталась и не могла взлететь | | | распустила крылья | + | | вся она была настороже, вся напружена | + | + | от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце | | - Перечитайте (про себя) последний абзац текста подготовьте ответ на вопрос: «Почему и после ухода людей капалуха осталась настороже?» | - В тайге. - Автор описывает природу Урала. - Тайга поредела, леса были сплошь хвойные…редколапые ели, пихты, лиственницы, березки, осинки, папоротник… - На пастьбу, пасти скот. - Медленно, устало… - Потому что дальнейшие события будут происходить здесь. - У черничного бугорка, в тайге. - Поднялся шум… - Находка гнезда. - Увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка. - …чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. - Мальчики испытали радость, восхищение, удивление, автор испытал страх, потому что чуть было не наступил на гнездо. - Удивление, восторг. - Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка было приоткрыта в сторону черничного бугорка - Забрать яйца капалухи. - Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса. - Возьмем! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною. - Зачем? - Да так! - А что будет с капалухой? - Рассказчик думает о птицах, окружающей нас природе (а что будет с капалухой?), а мальчик относится к ней беспечно (возьмем? Да так!)… - Гнездо! Находка! Металась в стороне. Крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь. - Испуг, гнев, бесстрашие. - Да, можно, потому что она защищала своих птенцов, выщипала себе живот, чтобы все тепло отдавать птенцам. - Тревога капалухи. - Нет, они весело убежали. Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла. - Потому что они не навредили природе. - Они сердцем прикоснулись к красоте природы, материнской любви. - Снова в гнезде! - Она постоянно готова защищать своих птенцов. | Предметные УУД: овладение навыком смыслового чтения текста художественного стиля в жанре «рассказ» в соответствии с целями и задачами; овладение умением воспринимать на слух художественный текст; развитие умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст; развитие монологической и диалогической речи. Личностные УУД: формирование бережного отношения к живой природе, ее обитателям. | Словесный метод (прием – рассказ, беседа). Метод работы с учебной книгой. Прием изучающего чтения. Прием «чтение по ролям». Наглядный метод (прием – демонстрация презентации, иллюстрация изображения в тексте). Практический метод (упражнение в описании поведения птицы во время встречи с людьми и после). | 10 мин. |
Первичное закрепление изученного | Сколько частей в рассказе мы с вами выделили? Обратите внимание на слайд. Вам предлагается еще один вариант плана. У брусничного бугорка, в тайге. Гнездо! Находка! Тревога капалухи. Снова в гнезде! Попробуйте пересказать ту часть рассказа, которая вам понравилась больше всего. ИЛИ Согласны ли вы с этим планом? Что нового мы вместе с героями узнали об особенностях жизни и поведении глухарки? Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе? Помогла ли мальчикам эта необычная встреча «прикоснуться сердцем к красоте природы»? Обоснуйте свою точку зрения. Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам случай из своего детства? На что он хотел обратить наше внимание? Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? Кому из героев сочувствовали? За кого порадовались? | - Четыре. - Глухарка вьет гнезда прямо на земле, проглатывает камешки, чтобы перетереть пищу, как мать заботится о своих птенцах, защищает их, отдает им все свое тепло. - Отношение к природе у мальчиков изменится. - Да, потому что они увидели, что капалуха окружает своих птенцов теплом и заботой как любящая мать, и мальчики не навредили ей. - Чтобы мы тоже увидели поведение глухарки, которая защищает своих птенцов, и никогда не вредили птицам, животным, природе. - Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнев на ребят. - Сочувствовали капалухе и порадовались за нее и за мальчиков. | Предметные УУД: развитие умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: развитие умения рассуждать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст; развитие монологической и диалогической речи. Личностные УУД: формирование бережного отношения к живой природе, ее обитателям. | Словесный метод (прием – беседа). Наглядный метод (прием – демонстрация презентации). Метод работы с учебной книгой. | 4 мин. |