kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты уроков И.А. Бунин "Косцы", М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", "Тамань", 2 часа, М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение биографии И.А. Бунина (детские годы); знакомство с рассказом "Косцы" (чтение, аналитическая беседа по содержанию).

Формирование УУД: регулятивные (планирование, контроль и выполнение учебных действий по заданному плану); познавательные (выделение инфоромации из художественного текста для участия в аналитической беседе; сравнение источников информации); коммуникативные (формирование навыков устной речи и навыков участия в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с группой); личностные (учиться воспринимать прекрасное в художественном описании природы - словесном и изобразительном; формировать умения, выражать мысли).

Изучение биографии писателя дается на основе виртуальной экскурсии, что позволяет почувствовать "власть места". Конспект оформлен как технологическая карта деятельности учителя и учащихся.

Уроки по М.Ю.Лермонтову даются на основе исследования художественного текста и тоже построены на системно-деятельностном подходе. В ходе урока используется виртуальная экскурсия - защита индивидуального проекта.

Уроки по Михаилу Булгакову (роман "Мастер и Маргарита") даны в формате технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков И.А. Бунин "Косцы", М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", "Тамань", 2 часа, М.Булгаков "Мастер и Маргарита"»

Технологическая карта к уроку по теме Иван Алексеевич Бунин

« Косцы». 5 класс. 2015 год

Деятельностная цель: чтение статьи учебника о Бунине И.А.Составление плана учебной статьи. Сопоставление информации учебной статьи и презентации учителя. Нахождение дополнительной информации. Устные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов и определение их значений.

Образовательная цель: изучение биографии И.А.Бунина (детские годы); знакомство с рассказом « Косцы» (чтение, аналитическая беседа по содержанию).

Формирование УУД: регулятивные (планирование, контроль и выполнение учебных действий по заданному плану);

познавательные (выделение информации из художественного текста для участия в аналитической беседе; сравнение источников информации);

коммуникативные (формирование навыков устной речи, формирование навыков участия в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с группой);

личностные (учиться воспринимать прекрасное в художественном описании природы – словесном и изобразительном; формировать умение выражать мысли).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к деятельности

Ребята, мы начинаем с вами изучать русскую литературу 20 века. Начинаем с творчества очень известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Прочитайте информацию под датами.

Что вы узнали?

После завершения работы с первой частью учебника учащиеся уже знают, что им предстоит знакомство с литературой 20 века.



В статье говорится о том, что автору была присуждена Нобелевская премия по литературе за «воссоздание типичного русского характера».

  1. Целеполагание.

А какие черты русского характера вы считаете типичными? Часто встречающимися? И где может проявляться характер?







Что бы вы хотели узнать лично для себя?

Как вы поняли, о чем сегодня мы будем говорить?

Да, о русском характере, Где и в чем он проявляется? Как Иван Бунин его показывает?

Есть ли у самого автора русский характер?

Ставят личностные цели.


  1. Работа с текстом учебной статьи (стр. 3 – 4)

Расскажите, что вы узнали о жизни Ивана Бунина, прочитав дома учебную статью?

Учащиеся рассказывают то, что узнали об авторе.

  1. Мультимедийная презентация, составленная учителем по теме урока.

(УУД сравнение)

Давайте сравним текст учебной информации и небольшую презентацию по биографии известного писателя.

( Слайд №1)



( Слайд №2)



( Слайд №3)



( Слайд №4)



( Слайд №5)



( Слайд №6)



( Слайд №7)






























Какие факты биографии Ивана Бунина мы увидели на презентации? Давайте составим план.






Учащиеся составляют план.

1.Родные И.А. Бунина.

2. Родной дом.

3.Елецкая гимназия (1881 - 1886 г.г.)

4. Домашнее образование под руководством брата.

5. Герб семьи Буниных.

  1. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите ещё два слайда. Для чего они включены в презентацию об Иване Бунине?

( Слайд №8) Г. Мясоедов « Страдная пора»
















Ребята предполагают, что слайды связаны с рассказом Ивана Бунина « Косцы».

А можно ли что – то предположить о характерах нарисованных на иллюстрации героях? Какие они?

( Слайд №9) А. Пластов « Сенокос»

Учащиеся дают свои ответы – предположения.



5.1Физкультминутка








Проводится мультимедийная физминутка



6.Лексический и историко – культурный комментарий слов.

Давайте посмотрим, как писатель Бунин словами рисует характеры русские в своем рассказе « Косцы».

Но прежде узнаем значение непонятных слов из этого текста.


Учащиеся находят указанные в учебнике слова. Остальные поясняет учитель.

1.Исконная – существующая искони, издавна.

2.Мурава – в народной поэзии молодая трава.

3. Укоризна – укор, упрёк.

4.Непочатый – полный, ещё не начатый, не тронутый.

  1. Работа с текстом.

Чтение и обсуждение.

Учитель сопровождает работу группы учащихся аналитической беседой.





Первая группа показывает, как должны будут работать ещё 2 группы на следующем уроке.

1 группа. По прочитанному дома фрагменту проводим анализ. Начало рассказа до слов « Неделю тому назад…» (стр.4 – 6 учебника).

Восприятие прекрасного героями рассказа.

  • Что удивило рассказчика в поведении косцов?

  • Почему косцы пели? Что подтолкнуло их к песне?

  • Какие картины русского пейзажа описывает автор? В чём их прелесть?

  • Как пели косцы?

  • Какие черты русского характера показал автор?

  1. Объяснение домашнего задания

2,3 группы готовят анализ отрывков рассказа.



По записанному плану пересказать биографию И.А.Бунина.

Темы: 2 группа «Эстетическое и этическое в рассказе».

3 группа « Кровное родство героев с просторами родной земли».





Урок – исследование как основа творческой интерпретации литературного произведения.

Идея исследования как метод познания мира и метод обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находят у дренегреческого философа Сократа (469 – 399 год до н.э.) Сократ учил смело и самостоятельно мыслить, считаясь только с теми данными, которое открывало само исследование в процессе его разворота. «Мышление было его верою», - говорил В.Г.Белинский.

Школа должна учить мышлению, должна учить трудному, но так, чтобы усвоение этого трудного было творческим. Учат этому привитием навыков вдумчивой учебной деятельности. Исключительную важность при этом приобретает условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование побуждает и развивает познавательные, личностные, коммуникативные УУД.










Технологическая карта урока по теме «М.Ю. Лермонтов

« Герой нашего времени». «Тамань» (2 часа)


Предмет: литература

Класс: 9

Автор УМК: В.Я.Коровина

Тема урока: М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени». «Тамань» (2 часа)

Тип урока: урок исследование, защита проекта

Деятельностная цель – формирование способностей обучающихся к исследованию художественного текста, работа над компьютерной презентацией

Образовательная цель – формирование понятия «композиция» художественного текста; закрепление навыков анализа художественного текста через использование элементов исследования (пытливое изучение, размышление, нахождение необычного, выражение своей позиции, интепретация)

Оборудование – мультимедийный проектор, текст романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Компьютерная презентация (Композиция романа М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени» ученицы 9а класса Горяшиной Анастасии). Приложение электронное


Формирование УУД: личностные (формировать мотивацию к исследовательской деятельности, умение размышлять, находить новое, создавать свою трактовку, выражать свою позицию)

регулятивные (формировать способность планировать, контролировать и выполнять действие с учетом разных источников информации)

познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности при работе с текстом художественного произведения, умение размышлять на основе закономерностей построения художественного текста)

коммуникативные (формировать учебное сотрудничество через организацию работы в группе)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация деятельности

Вы выполняли домашнее задание по главе « Тамань». Что вы узнали о герое из этой главы? Когда могли происходить эти события в жизни Г.А.Печорина?

Обратимся к началу повествования.

Работают с текстом.

Непосредственное действие начинается с приезда «странствующего офицера» в Тамань: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России…»


2.


Подводящий к теме диалог. Создание проблемной ситуации.







Здесь разом охвачены все события и дан общий тон повествования. Здесь явно прорывается раздражение героя, утверждающего, что «Тамань – самый скверный…» Докажите, почему герой так считает.

Учащиеся распределяются по группам, работают над исследованием особенностей строения текста ( по ходу работы группы могут изменяться, чтобы обеспечить требования здоровьесбережения –меняют позиции )

3.Работа с текстом

Сопровождает аналитическую беседу, чтобы обеспечить рассмотрение хода событий в повести и характера литературного героя, проступающий в рассматриваемых эпизодах.

1 группа вычитывает и комментирует «историческое время»: «перекладная тележка», «линейный казак», «действующий отряд» - исследовательский вывод: речь идет об одном из периодов мучительно долгой и трудной войны на Кавказе

2группа сообщает свои наблюдения и выводы о времени года: «Было холодно», «веяло сыростью»- И.В.можно представить раннюю весну или осень

3группа работает над пейзажем: сначала темные и грязные переулки; потом вид таинственный и великолепный: залитый лунным светом двор, беспокойная морская стихия…Далее картина меняется: ночной туман, грозная крутизна берега… Утром – снова простор…

4. Актуализация литературоведческого понятия

Как в литературоведении называются подробности, которые мы сейчас рассматриваем?

Учащиеся вспоминают –деталь ХТ – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода.


Как ведет себя наш Печорин в Тамани?

М.Лермонтов так раскрывает причинно – следственные связи, что герой втягивается в опасные приключения и действует подчас неосмотрительно и наивно.

4 группа исследует и делает выводы по эпизоду «Встреча с ундиной»


Странствующий офицер хочет открыть заманчивую тайну, которую от него скрывают, но не понимает, что вторгается в сферу, где его непрошенное любопытство воспринимается как смертельная угроза.

5.

Проблемный вопрос: как бы вы истолковали выражение «честные контрабандисты»?








Как заканчивается глава? Почему мальчик плачет?














Что помогло понять исследование текста?

Противоречия этого своего поступка герой выражает во фразе: « И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»











Их наших наблюдений снова появляется характер Печорина. В нём противоречиво соединяются мощная воля и невольная подчиненность обстоятельствам, проницательность и наивность, благородство и бесцеремонное любопытство.





Это выражение у автора выделено курсивом (сильная позиция текста). Так называют себя сами контрабандисты, потому что в основном они работают для своего «пропитания». Еще иронизирует автор, ибо «честные» украли его вещи.


Ребята выдвигают свою версию.













Исследование текста помогло понять противоречивость и объёмность не только образа главного героя, но Янко, ундины и слепого мальчика.

6.Создание проблемной ситуации

Скажите, пожалуйста, когда в жизни главного героя происходят события, описанные в главе « Тамань»?

Тогда почему события показаны Лермонтовым не по порядку?

Учащиеся выдвигают версии.

Верны ли ваши предположения, мы сейчас проверим.

Настя провела самостоятельное исследование и представляет свою презентацию.

7. Защита индивидуального проекта.

Учитель задает вопросы

по ходу презентации, вместе с ученицей представляя работу и стараясь обратить внимание на важные моменты.



( Слайд №2) Нашли ли мы то неразгаданное, что отмечает В.Белинский?

(Слад №3) Почему Печорин в стихотворении Попова И.В. назван

«горящей душою»? Вы увидели такую душу?

( Слад №4) Так почему «Тамань» в построении романа идет 3 – м? По смыслу событий где должна располагаться повесть?

( Слайд №6) Как связана проблематика романа с расположением его частей ?

( Слайд №10) Почему композиция романа названа концентрической по структуре? Каково значение слова « концентрическая»?


( Слайд №13) Какова роль композиции в создании образа главного героя?

( Слад №16) Кого и почему в литературе 19 века называют «лишним человеком»? Почему умный Печорин «лишний»?

8. Рефлексия

Оцените свою работу на уроках. Поставьте свои оценки за работу в группе.

Оцените работу Насти. Помогла ли вам её презентация понять содержание романа и характер Г.А.Печорина?


Ребята выводят оценки, высказывают свое мнение по итогам уроков.

Урок-исследование по литературе основывается на материале книги автора М.Г.Качурин «Организация исследовательской деятельности учащихся», М., «Просвещение», 1988 г., стр.130-144.

Я согласна с автором в том, что при преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятие школьниками. Книги живут и обновляются в читательском сознании и, хотя любой школьный предмет рассказывает о путях решения проблем уже изведанных, метод изучения художественного текста всё равно будет исследовательским. Даже если кто-то понимает сам метод исследования только как обычную большую исследовательскую работу со всеми структурными элементами.

Ясно, что технологическая карта урока пока только апробируется и является попыткой зафиксировать реализацию СДП на этом этапе моего понимания данного планирования педагогического действия учителя и учащихся.


















Технологические карты открытых уроков


Урок разработан по книге «Нетрадиционные уроки литературы». Авторы Л.И.Абдуллина, Н.Н.Будникова, Г.И.Полторжицкая, М., «ВАКО», 2011.


Тема урока:


«Загадки образа Печорина: внешность и характер». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», главы «Бэла», «Максим Максимыч»).

9 класс.2015год.



Деятельностная цель: формирование способностей осмысленного чтения художественного текста, установление логических связей частей текста. Повторное осмысление текста под влиянием новой мысли. Изучающее и осваивающее чтение.


Образовательная цель: изучение содержания романа М. Лермонтова « Герой нашего времени»; формирование литературоведческого понятия «Психологический портрет»; составление учебного синквейна.


Формирование УУД: личностные УУД (установление связи между целью учебной деятельности и её результатом);

регулятивные (планирование, контроль и выполнение действий по заданному плану урока);

познавательные (поиск, выделение информации из художественного текста, сбор и анализ информации, интерпретация изученного фрагмента текста);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация деятельности.

Формулирует вместе с учащимися цель урока: систематизировать знания учащихся по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени»; выявить особенности построения образа Г.А.Печорина и его противоречивость.

Личное целеполагание на основе того, что уже известно и усвоено после самостоятельного прочтения ХТ и что ещё неизвестно.

  1. Актуализация знаний

Учитель просит учащихся поделиться своими мыслями по теме « Мои первые впечатления о романе « Герой нашего времени» (домашнее опережающее задание).

Учащиеся читают свои работы.

3.Беседа – вывод по прочитанным мини - сочинениям

Значит, мы сегодня должны разобраться в сложности характера Печорина, выявить истоки противоречивости и сложности его натуры.

Учащиеся включаются в формулирование проблем урока.

4.Создание проблемной ситуации через постановку учебных задач.

Как вы думаете, какие понятия лежат в основе характера Печорина?

- Любовь к свободе, к мысли; жажда деятельности; целеустремленность; скептическое отношение к моральным и общественным ценностям; эгоцентризм; беспощадная самооценка.

Эти понятия мы и выводим на рефлексию по теме – составить по итогам урока синквейн. Выясним, в чем противоречивость характера главного героя.

Из ваших вариантов ответа выберите слова, которые включали бы в себя все остальные.

Учащиеся выполняют УУД – синтез:

1.Герой.

2. Характер.

3.Душа.

4. Свобода.

5. Работа с нравственно – этическими понятиями урока.

Вспомните лексическое значение выбранных вами понятий:

Герой – 1.Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2.Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Душа- 1.Внутренний, психический мир человека.2.То или иное свойство характера.3.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

Учащиеся выбирают те значения слов, в котором они используются в изучаемом художественном тексте, записывают лексическое значение в тетрадь (работа готовит к выполнению задания 15.3 ГИА-2015).


Свобода -1.Возможность проявлении своей воли на основе законов природы и общества.2.Независимость, отсутствие

ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность общества или его членов.


6. Работа с текстом.

Предлагаю спросить Максима Максимыча о том, что он думает о характере Печорина.(«Бэла» стр.206,208 М.Ю.Лермонтов «ГНВ» -М.- 1977).

Учащиеся находят и комментируют фрагменты ХТ.

- Каким видит Печорина М.М?


Согласны ли вы с утверждением героя о том, что в нем «душа испорчена светом»?


- Что Печорин рассказывает о себе сам в этой главе? (стр.229-230)


Докажите свою мысль примерами из ХТ.

Учащиеся находят доказательства своих утверждений по тексту при ответе на все вопросы


«Максим Максимыч». Кто рисует портрет нашего героя? Прочитайте текст ( стр. 240-241).

- Какие изобразительные средства языка помогают автору в создании портрета литературного героя?


Скептик – человек, который ко всему относится скептически, недоверчиво.

Индивидуалист- человек, который старается выразить свою индивидуальность в противопоставлении себя коллективу.

При необходимости учитель помогает ребятам в актуализации знаний по этим понятиям.

- Как автор подчеркивает двойственность, сложность характера героя?


Есть ли у такого сложного человека душа, душевные порывы? (стр.229)

Отвечают на вопросы.







Метапредметные УУД





Свободный ли человек Печорин? Насколько свободным может быть любой человек в обществе? «Человек, живущий в обществе, не свободен от законов этого общества». Как вы рассматривали понятие свободы на уроках обществоведения?


Отвечают на вопросы.







7. Рефлексия учебной деятельности – самонаблюдение, осмысление учеником своих действий, чувств, ощущений.


Учитель обеспечивает условия выполнения задания, напоминает схему строения синквейна.





Учащиеся составляют синквейн.

Зачитываются результаты деятельности по мере его завершения.

Учащиеся делятся своими впечатлениями по уроку.

8. Объяснение домашнего задания.

Перечитать главу «Тамань». Подготовиться к исследованию ХТ по ранее данному плану « Анализ эпизода ХТ».



Результаты рефлексивной деятельности учащихся.


Печорин

несчастный, одинокий

рискует, размышляет, любит

не похож на других людей

герой

Ваня Х.

Характер

странный, дерзкий

восстает, подавляет, разрушает

ищет ответы на мучающие его вопросы

страдание

Олеся Б.

Душа

печальная, изможденная

открывается, согревает, разрывает

душа испорчена светом

целый мир

Софья С.

Герой

умный, жестокий

рассуждает, экспериментирует, страдает

ищет свое место в жизни

искатель

Женя И.

Такой вид урока мне очень понравился. Он был очень интересным, увлекательным, динамичным. Активность и энергия будто струились от ребят. Многие выдвигали различные гипотезы, чтобы потом опровергнуть или подтвердить свои предположения, что было весьма занимательно.

Оценивая свою работу на уроке я осталась вполне довольна, так как большинство моих мыслей, ответов были схожи с ответами отвечающих.

Олеся Б.

Сегодня весь класс, в том числе и я, рассуждали об образе Печорина: его характере и внешности, спорили, предполагали… Я довольна своей работой на уроке, потому что мои предварительные выводы о сходстве характеров Печорина и Онегина нашли свое подтверждение. Чему я очень рада.

Еще я закрепила лексическое значение слов: герой, характер, душа, свобода. Вспомнила, как составлять синквейн.

Полина К.


























Технология критического мышления через чтение и письмо

на уроках литературы


Цель данной образовательной технологии: развитие мыслительных навыков обучающихся при анализе художественных текстов и структурировании учебного материала; в развитии умения работать с информацией; принимать логичные, взвешенные решения.

Первая стадия - ВЫЗОВ. Присутствие первой стадии обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме урока или поставленной проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой проблеме;

- мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной умственной деятельности на уроке и дома.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ. Вторая стадия позволяет учащимся узнать, собрать, систематизировать новую информацию;

- осмыслить полученную информацию, доказать или опровергнуть ее, выразить свое согласие или несогласие;

- соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ. На третьей стадии учащиеся обобщают полученную информацию, усваивают ее и формируют собственное, личностное отношение к изучаемому материалу.

Предлагаю вашему вниманию разработки уроков по ТКМ по теме 11 класса. Михаил Булгаков «Мастер и

Маргарита».


1 стадия урока – ВЫЗОВ.


Урок 1(5). Тема урока не записана.

Я погибаю вместе с тобой…

- активизация уровня восприятия материала урока; - мотивация для дальнейшей работы;

1.Кто и по какому поводу говорит слова, вынесенные в эпиграф урока?

2.К какой теме урока можно использовать такой эпиграф? ( выслушиваются предположения учащихся). Используется прием « Корзина тем»:

- Тема любви в романе «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита…

3. Какая тема точнее отражает проблематику романа с учетом его содержания?


2 стадия урока – ОСМЫСЛЕНИЕ.

- сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, анализом 13,19 глав романа « Мастер и Маргарита»;

- постепенное продвижение от «старого знания» к «новому».

Используется прием «Мозговой штурм».В классе создаются группы творческие по 5-7 человек. Первый этап работы - создание банка идей, возможные способы решения учебной проблемы. В группе обсуждаются, фиксируются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

1.Почему Мастер, чьим именем назван роман М.Булгакова, появляется только в 13 главе?

2.Как название художественного произведения связано с эпиграфом? Что вы можете сказать о роли союз – и - в названии?

3.Как развиваются отношения героев в художественном тексте?

4. Почему Маргарита так полюбила роман, который писал Мастер? Как эту любовь показывает Булгаков? Как отношение Маргариты к роману помогает понять эпиграф?


Второй этап работы – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе важно найти рациональное зерно в высказанных предположениях учащихся и попытаться их сформулировать.

Мастер появляется в 13 главе. Что рассказывает Ивану Бездомному?…

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года…

« Она дожидалась этих строк…нараспев и громко повторяла отдельные фразы, говорила, что « в этом романе вся ее жизнь»…Маргарита поняла, что Мастер – ТВОРЕЦ. Он любит свой роман страстно. И это духовная страсть, возвышающая человека. Маргарита, скучающая в своей обычной семейной жизни, впервые в жизни увидела ту высоту, до которой может подниматься человек. Так появляется в романе тема ТВОРЧЕСТВА.

Как долго длилась любовь? «Золотой век» любви Мастера и Маргариты длился, «пока майские грозы и деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти».


Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ. СИНКВЕЙН. Какими автор показал героев?

МАСТЕР

талантливый, вдохновленный

размышляет, ищет, пишет

Выполняет свой писательский долг

ТВОРЕЦ

МАРГАРИТА

земная, любящая

верит, вдохновляет, понимает

Любовью спасает Мастера и его роман

спасительница

Так почему Михаил Булгаков соединил проблему любви и творчества?

Любовь помогает творить. Вдохновленный любовью, Мастер завершает роман о Понтии Пилате. И, по мысли автора, выполняет свой писательский долг, возвращает человеку веру в высокие идеалы, восстанавливает истину. В этом и заключается смысл булгаковской фразы: «Рукописи не горят». Образ Мастера позволяет писателю также поставить проблему ответственности творца за свой труд…Творчество для Мастера – служение духовной сверхзадаче, благодаря которой не рвется связующая нить духовной культуры.

Маргарита во имя своей любви преодолевает все преграды, побеждает даже жизненные обстоятельства, собственные слабости. Ее любовь – тоже творчество…


Домашняя работа. Найти информацию из дополнительных источников:

- как автор первоначально называл свой роман?

- какие основные сферы жизнедеятельности человека выделяет наука философия ( материал дан в 10 классе перед изучением курса литературы).


Урок 2(6).Тема урока не записана.

1стадия урока – ВЫЗОВ.

1. Кто нашел информацию из дополнительных источников о первоначальных названиях романа М. Булгакова? «Черный маг», «Консультант с копытом», «Великий канцлер»,»Вот и я»,»Он появился», «Шляпа с пером», «Черный богослов»,»Подкова иностранца»,»Копыто консультанта»,»Сатана»,»Евангелие от Воланда»,»Князь тьмы».

2. Эти или окончательное название вы считаете более удачным и почему?

3.Проверяем второе домашнее задание. Какие основные сферы жизнедеятельности человека выделяет наука философия?


Сфера жизнедеятельности человека

Главная ценность

антонимы

Практическая жизнь

ДОБРО

ЗЛО

Чувственно – эстетическая жизнь

КРАСОТА

БЕЗОБРАЗИЕ

Научная деятельность

ИСТИНА

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Каковы главные ценности каждой сферы жизнедеятельности? Назовите слова – антонимы.

Добро- общее понятие морали, все положительные нормы нравственности. Зло –безнравственность.

4. В какой сфере жизнедеятельности трудится главный герой произведения? (Чувственно – эстетической). Ценность – это интепретация, в которой субъект или группа людей выражают свои предпочтения.

5.Какие ценности рассматривает автор романа более детально?



2 стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.

1.Насколько важны для Булгакова вопросы ДОБРА и ЗЛА? Откуда мы узнаем это? На важность этой проблемы указывает автор через эпиграф. Это сильная позиция текста.

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно

совершает Благо. Гете « Фауст».

2. Какие писатели и в каких произведениях рассматривали проблему ДОБРА и ЗЛА?

3.Через каких героев художественного текста рассматривается автором заявленная проблема? ( Воланд и его свита, Иешуа Га – Ноцри, Маргарита).


Записывается тема урока: «Добро и Зло в художественном осмыслении М.Булгакова».


Прием « МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Обсуждение в группе по 5 – 7 минут. Одного ученика из группы заранее консультирует учитель по причине сложности рассматриваемых проблем, если не все учащиеся прочитали текст.


1. ВОЛАНД. Его» задача» по роману заключается в том, чтобы « доказать» читателям, что люди злы, греховны, неисправимы. Воланд искушает людей, чтобы показать их худшие стороны. Зачем? Чтобы совершить Благо. Но разве во зле есть благо?

Воланд действует через поступок. Учит людей делать добро через наказание:

- 3 раза предсказывает смерть Берлиоза ( за что? хотел предать…позвонить);

- доводит до сумасшествия здоровых;

- засыпает варьете червонцами.


2.Иешуа. Его «задача» в романе – доказать, что « все люди добры». Иешуа считает, что такое утверждение, такая вера человека спасает. Он дает человеку возможность самому выбирать между ДОБРОМ и ЗЛОМ. Но Иешуа – не деятель, он – проповедник, носитель нравственной идеи в романе. Не отрицает ответственности человека за свой нравственный выбор, и прощает ему прегрешения.

3. МАРГАРИТА. Ее «задача» в романе выражена не как нравственная идея, а практически - в поведении. Изначально отношение Маргариты к людям доброе. Особо проявляется ее доброта в умении прощать:

- прощает Мастера за то, что тот отказался от ее любви;

- просит не подавать Фриде платок, который она «засунула в рот своему новорожденному сыну, закапывая его в землю»;

- не поддается искушению самолюбования на балу у Сатаны. Воланд и тот отмечает:» ВЫ, судя по всему, человек исключительной доброты. Высокоморальный человек». Умение прощать не во власти САТАНЫ. И перед поступками Маргариты Воланд бессилен. Будучи свободно добрым человеком, Маргарита оказывается вне сферы влияния Сатаны. Продажа души Воланду не состоялась. Маргарита свободна. И снова помогает Мастеру, Так писатель М.Булгаков рассматривает и проблему ответственности человека за выбор своего жизненного пути.

По итогам «мозгового штурма» учитель завершает разговор по теме урока.



3 стадия. РЕФЛЕКСИЯ. Синквейн.

ДОБРО

действенное, всесильное

помогает, исцеляет, прощает

Добро спасает человека и мир

БЛАГО


ЗЛО

разрушительное, темное

искушает, разрушает, губит

Зло разрушает мир и человека

ПОГИБЕЛЬ




















Домашняя работа: 1.Зачем автор использует образ ВСАДНИКА?

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Димова Надежда Петровна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286966


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства