Конспект урока русской литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Бородино"
Конспект урока русской литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Бородино"
Цели:
Образовательные: познакомить с содержанием и историей созданстихотворения «Бородино», обратив внимани на его значение, умение сравнивать героев, выделять, логические части в стихотворении, развивать умение образно анализировать прочитанное, понимать и оценивать, делать выводы.
Воспитательные: интерес к всемирной истории, воспитание патриотических чувств, любовь к Родине, на примере героев.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, устной речи, памяти, логического мышления.
Межпредметная связь: с всемирной историей, казахским языком, музыкой,
русским языком.
Тип урока: интегрированный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Бородино"»
Областная специальная школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Атырау
Учитель русского языка и литературы
Тапалова Гульмира Науановна
6 «б» класс
Тема: «Бородино» М.Ю. Лермонтова
Эпиграф
Москва, Москва!... Люблю тебя,
Как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно.
М.Ю.Лермонтов.
Цели:
Образовательные: познакомить с содержанием и историей созданстихотворения «Бородино», обратив внимани на его значение, умение сравнивать героев, выделять, логические части в стихотворении, развивать умение образно анализировать прочитанное, понимать и оценивать, делать выводы.
Воспитательные: интерес к всемирной истории, воспитание патриотических чувств, любовь к Родине, на примере героев.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, устной речи, памяти, логического мышления.
Межпредметная связь: с всемирной историей, казахским языком, музыкой,
русским языком.
Тип урока: интегрированный
Оборудование: мультимедия, портреты М.Ю. Лермонтова, Кутузова, Наполеона, план Бородинского сражения, слайды, иллюстрации, отрывок записи песни «Бородино» в исполнении камерного хора.
Ход урока
I. Организационный момент.
Деление на группы.
Психологический настрой.
II. Опрос домашнего задания
Мозговая атака.
1. Когда родился М.Ю.Лермонтов?
2. Сколько ему было лет, когда он остался без матери ? Кто занимался воспитанием мальчика?
3. Сколько ему было лет, когда его привезли в Москву и для чего он приехал?
4. К каким предметам были способности у мальчика?
5. Сколько стихотворении написал Лермонтов в стенах пансиона за два года?
6. В какое учебное заведение поступает поэт после ухода из пансиона?
7. Его знаменитое стихотворение написанное в 1837 году? Кому оно посвящено?
8. Сколько ему было лет когда он умер? От чего погиб?
9. Перечислите изученные вами его произведения.
III. Зрительная гимнастика.
Мультимедия зрительная гимнастика для глаз «Осенние листочки»
IV. Слово учителя.
Ребята! Знакомо ли вам слово – Бородино?
Ответ: ....
В начале мы с вами обратимся к словам М.Ю.Лермонтова служащим эпиграфом к нашему уроку: Москва, Москва!... Люблю тебя,
Как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно.
Имеет ли отношение это обращение поэта о Москве к теме нашего урока?
Поднимите руки: Кто думает, что имеет отношение,
Да, ребята! Вы правы Москва – столица России, символ её свободы и независимости, её сердце. Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалеку в 120 километрах от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина в 1812 году произошла великая битва о которой расскажет вам учитель истории Нуржан Асылбекович.
V. Рассказ учителя истории.
26 августа 1812 года на Бородинском поле произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских войск был прославленный Кутузов.
Слайд ( План бородинского сражения, портреты Кутузова, Наполеона)
Открыть дорогу на Москву - значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.
Семь раз бросались в атаку плотные колоны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнём и штыком русские войны отбрасывали врага « За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» -
таков был приказ.
В исторических источниках приведены воспоминания одного из очевидцев: « Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие их сражения побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг друга рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…» …
VI. Слово учителя.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Сейчас я вам раздам карточки со словами, вы должны будете выбрать слова, которые по вашему мнению будут использованы на уроке.
Каждая команда зачеркивает и аргументирует свой выбор.
сражение
стихотворение
Великая Отечественная война
Кутузов
Пушкин
Лермонтов
Наполеон
ангичане
французы
русские
поэт
смелость
трусость
патриотизм
(учащиеся аргументируют свой выбор).
VII. Работа в тетрадях.
Запишем тему нашего урока, эпиграф и замечательное высказывание военачальника П.Ермолова .
« У Бородино французская армия расшиблась о русскую!»
VIII. Слово учителя.
Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся, читая и анализируя стихотворение.
Чтение стихотворения учителем.
Какое чувство испытывали вы слушая стихотворение?
О чем это стихотворение?
IX. Словарная работа.
а) слайд со словами и их определениями:
редут
мусью
картечь
лафет
бивак
кивер
булат
улан, драгун
басурманы
б) хоровое повторение слов.
А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики к какой группе слов они относятся?
1. Что собой представляет стихотворение? ( рассказ старого солдата о войне)
2. Какие чувства владеют солдатами во время боя?
2 группа
1. Как характеризует и описывает командира солдат?( с любовью, уважением).
2. Кто герои произведения? ( солдаты, военачальники).
XI. Работа с иллюстрациями к стихотворению.
Показ слайдов.
Ребята! Вы должны найти отрывки из текста относящие к иллюстрациям.
XII. Работа с текстом.
Найти в тексте:
а) сравнения, метафоры, эпитеты;
б) сосчитать сколько раз употребляется слово «мы» в тексте, сколько раз слово «я».
Почему солдат часто употребляет это слово?
XIII. Физминутка.
XIV. Составление кластера.
1 группа со словом «мир»
2 группа со словом « война»
XV. Слово учителя.
Бородинское сражение всколыхнуло чувство патриотизма не только в сердцах поэтов, но и композиторов и художников.
Сейчас послушаем отрывок песни «Бородино» в исполнении хора.
Какие чувства вызывает песня?
Какое из двух произведении музыки и стихов вам больше понравилось? Почему?
Сумел ли композитор в своей музыке передать тему и идею произведения?
XVI. Чтение стихотворения на казахском языке.
Это стихотворение было переведено на многие языки мира.
Сейчас, ребята, это стихотворение прочитает Панков Дима на казахском языке в переводе А.Кунанбаева.
XVII. Слово учителя.
В стихотворении рассказывается о событиях происшедших более 200 лет назад. Почему нас волнуют чувства участников этих событий?
Почему во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года защитники Москвы от немецких полчищ под командованием Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы отстояли Москву?
XVIII. Рефлексия.
На примере героев «Бородина» сможем ли мы встать на защиту нашей Родины, если это потребуется? Отдать свои жизни за нашу независимость?