Конспект урока по теме " М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами"
Конспект урока по теме " М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами"
Задачи урока:
1) учащиеся должны знать биографию писателя, историю создания романа, особенности композиции;
2) уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой; давать анализ и оценку художественному произведению; определять роль композиции; выявлять авторское отношение к изображаемому;
3) формировать навыки составления опорного конспекта в виде сравнительной таблицы;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами"»
Урок №
Тема урока: М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Композиция романа.
Философская трактовка библейских сюжетов.
Задачи урока:
1) учащиеся должны знать биографию писателя, историю создания романа, особенности композиции;
2) уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой; давать анализ и оценку художественному произведению; определять роль композиции; выявлять авторское отношение к изображаемому;
3) формировать навыки составления опорного конспекта в виде сравнительной таблицы;
Учитель. Сегодня, после обзора творчества М.Булгакова, мы начинаем знакомство с его замечательным романом «Мастер и Маргарита». Долгие годы это произведение ревностно хранили в спецархивах, массовому читателю он не был доступен. В мои студенческие годы мы читали его в отпечатанных на машинках списках, достать книгу на рынках было большой удачей. Тем более велико было наше удивление после прочтения романа: чем он мог так долго пугать сначала правительство Сталина, потом – Брежнева? Почему несколько раз нещадно правился и сокращался цензурой? Как вы думаете, о чем же хотел докричаться до своих современников Булгаков, от чего предостеречь? О чем все-таки этот роман: о любви? о дьяволе? о судьбе художника? о Боге?
Каково ваше первое впечатление от прочитанного?
Звучат варианты ответов учащихся.
Учитель. Чтобы легче было ответить на волнующие вопросы, давайте прослушаем диалог, в котором примут участие сам М.Булгаков, его жена Елена Сергеевна Шиловская, а также главные герои романа Мастер и Маргарита, этот диалог поможет высветить проблемы романа.
Учащиеся, которым было дано опережающее домашнее задание,разыгрывают диалог.
1928 г.
Булгаков. Я начал работать над романом о дьяволе. Это будет сатирическая фантасмагория, феерия, разрезанная вставной новеллой о Христе и Пилате. Хочу все, что происходит в моей стране, переосмыслить с философско-психологической точки зрения. Назову ее «Черный маг» или «Гастроли Воланда».
Май,1929 г.
Булгаков. Положение мое отчаянное. То, что я предчувствовал, свершилось. Моей драматургической карьере пришел конец. Все пьесы исключены из театрального репертуара, в том числе и выдержавшие около 300 представлений «Дни Турбиных». «Зойкина квартира» снята после 200 представления. Эти пьесы выкрадены и увезены за границу, гонорар мой стали там расхищать. Удивительно, чем большую известность приобретает мое имя в СССР и за границей, тем яростнее становятся отзывы прессы. Мое имя ошельмовано даже в таких изданиях, как Большая Советская и Литературная энциклопедия. Сегодня я написал заявление И.В.Сталину, в котором прошу об изгнании меня за пределы СССР. В случае, если мое заявление будет отклонено, игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить. Ибо мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Сентябрь, 1929 г. Булгаков. Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляют меня обратиться меня к правительству СССР с письмом. Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных – было 3, враждебных – 298. меня называют «одержимым собачьей старостью», «литературным уборщиком», «новобуржуазным отродьем». Все единодушно и с необыкновенной яростью доказывают, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать. И я заявляю, что пресса СССР СОВЕРШЕННО ПРАВА. Я горячий поклонник свободы.
Ныне я уничтожен. Уничтожение это встречено советской общественностью с полной радостью и названо «ДОСТИЖЕНИЕМ».
Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. Лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе... я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Елена Сергеевна Шиловская. Мы познакомились с Булгаковым в 1929 году, в феврале, на Масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела туда идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. … В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь.
Мастер. Пилат летел к концу. Я вышел погулять. И вдруг увидел ее. Она несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. А по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного. Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Маргарита. Нравятся ли вам мои цветы? Мастер. Нет. (Зрителям). Я вдруг понял, что всю жизнь любил именно эту женщину! Маргарита. (Зрителям). Я специально в тот день вышла с желтыми цветами в руках, чтобы он наконец нашел меня. Если бы этого не произошло, я отравилась бы, потому что жизнь моя была пуста. Мастер. Любовь поразила нас мгновенно. Мы разговаривали так, как будто знали друг друга много лет.
Елена Сергеевна Шиловская. Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было... Булгаков. Я не могу без тебя жить.
Елена Сергеевна. Я ответила: «И я тоже». Мы решили соединиться, несмотря ни на что... Булгаков. Осенью 1932 года мы поженились, тогда же я окончательно решил закончить свой главный роман. Теперь в нем появились и зажили своей жизнью Мастер и Маргарита. Елена Сергеевна. Роман и наша жизнь с Мишей – все переплелось. 1939 год. Кругом кипят события, но до нас они доходят глухо. Я читаю, Миша вносит правки, я записываю. Я люблю этот роман бесконечно.
Мастер. Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него. Маргарита. Я умоляю тебя, не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту работу.
Булгаков. Помоги, Господи, кончить роман, дописать прежде, чем умереть. Пишу на память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне.
Елена Сергеевна. 13 февраля 1940 год. Миша последний раз работал над романом. Он почти потерял речь, но мысли его устремлены к произведению, вместившему всю его творческую жизнь.
7 марта 1940 г. Елена Сергеевна. Я сидела возле него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья кровати. Он дал мне понять, что ему что-то нужно. Я предлагала ему лекарство, питье, но потом догадалась: «Мастер и Маргарита»? Он страшно обрадованный сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знала, знали». Я дала ему честное слово, что перепишу роман, что его будут печатать.
10 марта, 1940 г. Елена Сергеевна. Миша умер. Он мне оставил незаконченный роман. Теперь это - смысл моей жизни. Учитель. Из истории создания романа и его композиции видно, что он многоплановый. Назовите основные темы, проблемы.
II=30’
Учитель. Чтобы ответь на основные нравственные вопросы, которые поднимает Булгаков в своем романе, нам нужно понять его композицию. Казалось бы, что названием «Мастер и Маргарита» обозначена основная тема и сюжетная линия. Зачем же Булгаков прибегает к двойной композиции и пишет роман в романе?Читать библейские главы романа нелегко. Но без их не мыслится целостность произведения. Насколько они важны? Давайте сопоставим библейские главы с главами о Мастере и Маргарите, сравним события в далеком древнем Ершалаиме с событиями современной Булгакову Москвы 30-х годов.
Сопоставительный анализ глав учащиеся ведут с опорой на сравнительную таблицу.
Ершалаим и Москва – две сценические площадки двух актов одной всечеловеческой трагедии
Ершалаим Москва
Учитель. Каково состояние природы в начале глав о событиях в Ершалаиме и Москве?
«Гроза начнется... позже к вечеру...
Странную тучку принесло к концу дня со стороны моря.»
«Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте... потом город потряс удар... и началась гроза.» Маргарита: «Мне кажется... она довершит все, что нужно довершить.»
Учитель. Что символизирует гроза? Для чего автор использует прием параллелизма в описании пейзажа? Что должна «довершить» гроза? Опишите булгаковского Иешуа. Сравните его ос образом Христа (гл.27 Евангелие от Матфея). Что общего и что различного? А как выглядит Мастер? Чем он похож и чем не похож на Иешуа?
Иешуа физически слаб, его сила а нравственной убежденности, от которой он не отступает. Он до конца верен той истине, которую несет.
Мастер, как и Иешуа, - носитель истины. Но эта истина ставит его в конфликт с господствующей идеологией. Устав от травли, он отказывается от призвания художника (т.е. капитулирует перед ложью).
Учитель. У каждого из этих героев есть свои антагонисты. У Иешуа – первосвященник Каифа, у Мастера – Берлиоз. Дайте им характеристику.
Каифа выполняет обязанноти президента Синедриона, выступает от имени иудейского духовенства как пастырь народа.
Берлиоз – редактор толстого журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, духовный пастырь своего времени.
Учитель. Почему они пытаются расправиться со своими идейными врагами? Каким образом это делают?
Вывод: оба боятся истины.
Каифа требует, добивается от Пилата казни Иешуа.
Берлиоз категорически настаивает на том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете»; он оказывается несовместим с Мастером.
Учитель. Дайте характеристику предателям Иешуа и Мастера. Что их толкает на предательство?
Иуда из Кириафа получил деньги, пригласил Иешуа к себе в дом и попросил высказать свой взгляд на государственную власть.
Лавина газетных журнальных статей, направленных против Мастера и его романа, надоумила Алоизия попросить Мастера прочесть ему весь роман, а затем он написал на него донос, т.к. захотелось прибрать к рукам квартиру Мастера.
Вывод: оба идут на предательство из-за материальной выгоды.
Учитель. Дайте характеристику ученикам Иешуа (Левию Матвею) и Мастера (Ивану Бездомному). Почему у главных героев так мало учеников?
Ответы учащихся обобщаются в вывод: учеников мало, потому что следование истине требует мужества, честности, благородства, а поведение людей часто определяется соображениями выгоды и трусостью. Учитель. В романе об Иешуа и о Мастере огромное число действующих лиц. За их души борются Иешуа с Мастером и их идейные враги. Сопоставьте сцены казни в Ершалаиме и сцену в Варьете, сцены «Было дело в Грибоедове» и «Великий бал у сатаны». Что общего между ними? Изменилась ли сущность людей за 2 тысячи лет?
Какой неутешительный вывод делает Воланд?
А есть ли выход?
В чем его видит Булгаков?
Обсуждаются ответы учащихся, зачитываются отрывки, подводятся итоги. Намечается ряд проблем, которые еще предстоит решить: проблема творчества и судьбы художника; тема совести и ответственности за свои поступки; сила любви в конфликте с окружающей пошлостью.
III= 30’
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учитель раздает группам карточки с вопросом. Ответив на них тезисно, ученики меняются карточками и дополняют ответы друг друга с опорой на текст.
По этим вопросам учитель спустя время (10-15 минут) продолжает вести диалог.
1. Проанализируйте гл. 25. Дайте портретную характеристику Понтия
Пилата. Какая деталь в описании внешности обращает на себя
внимание?
2. Как ведет себя римский прокуратор в сцене допроса?
3. Почему, не желая гибели бродячего философа, не веря в его
виновность, все-таки утверждает смертный приговор? Что в
конечном счете определяет его выбор?
4. Почему Понтий Пилат перед необходимостью предать
смерти Иешуа сначала восклицает «Погиб!», а потом – «Погибли!».
5. Почему Булгаков так долго (2 тысячи лет) не дают возможности
Пилату найти успокоение?
6. Какова цель визита дьявола в Москву? Дайте характеристику его
свите.
7. Как вы понимаете эпиграфы к гл.1 ч.I: «Я – часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо.»
8. Каким образом сочетается фантастика с библейскими мотивами?
Подведение первых итогов анализа содержания романа.