Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны".»
Тема. Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.
Цель:
Воспитание патриотизма и гражданственности, сознания величия подвига поэтов-фронтовиков;
Знакомство со стихами поэтов, погибших на войне;
Развитие навыков выразительного чтения;
Оборудование: учебники литературы для 7 класса; мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Вызов: актуализация знаний
Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Память»,
Память , память за собою позови
В те далекие, промчавшиеся дни
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость продли!
Память, память, тыжеможешь,тыдолжна
На мгновенье эти стрелки повернуть…
Я хочу не просто вспомнить имена
Я хочу в своим друзьям в глаза взглянуть…...
Сформулируйте исходя из всего сказанного тему урока.
Какую цель можем поставить перед собой на уроке.
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Офицеры»
-Ваши ассоциации от увиденного и услышанного. Напишите несколько слов.
- Выберите ОДНО самое главное и к нему ассоциации.
-Обменяйтесь тетрадями с соседом и допишите свои слова ассоциации.
- А теперь размышление с этим слов, поток мыслей.
С помощью приёма “Авторский стул” учитель предлагает желающим озвучить свою творческую работу.
II. Осмысление содержания.
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги, писали и … умирали. Давайте вспомним поэтов, чьё творчество навеки оборвала фашистская пуля.
• Что значит творчество в представлении поэта?
Творчество — это непрерывный труд, созидание самого себя, своего особого мира.
1 Творчество Б.А. Богаткова.
Сообщение о Борисе Андреевиче Богаткове (наш земляк).
Выразительное чтение стихотворения «Повестка».
• Каким чувством проникнуто стихотворение
• Какой изображена столица в первые месяцы войны?
2 Творчество Мусы Джалиля.
Сообщение учащегося о Мусе Джалиле.
Выразительное чтение учащимся стихотворения М. Джалиля «Последняя песня».
• Каким предстает «мир бытия» в сознании лирического героя стихотворения?
• Какие выразительные средства передают торжественность, патетичность обращения узника, томящегося в фашистских застенках?
«Жерло дышало бурей», «дрожит оглохшая земля», «какая сила ручьи, и рощи, и поля перемесила». Олицетворения передают накал сражения, позволяют почувствовать предельное напряжение живого и неживого мира.
А кто еще знает стихотворения о воне?
- Чтение стихотворений по желанию.
III. Рефлексия
Слово учителя.
«Они погибли слишком рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас. Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаем их несовершенство», — писал о поэтах военных лет Давид Самойлов. Волнуют потому, что в них запечатлены характерные мысли и чувства целого поколения, запечатлены цельно и неповторимо. А мысли эти и чувства — звено в закономерном развитии русской поэзии, тот мостик, который соединяет довоенное поколение советской поэзии с послевоенным. И сегодня они вызывают то щемящее чувство, которое так хорошо выразил А.Твардовский:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
И что они — кто старше, кто моложе —
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, да не сумел сберечь.
Речь не о том. И все же, все же, все же...
-Все они оставили на земле яркий след – стихи.
Давайте вернемся к творческим работам и, проанализировав все выше сказанное, выразим свои чувства по отношению к событиям Великой Отечественной Войны.
- Звучит песня «Журавли»
Прием рефлексии «Куб познания»
На уроке я понял (а) …
Я научился …
Наибольший мой успех сегодня …
Я испытал(а) следующие трудности: …
Теперь я знаю, что …
Мне сегодня понравилось, как работал на уроке … , потому что…